Татьяна Ивановна Деткова
Инновационные формы работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Использование средств ИКТ при взаимодействии с родителями – важное условие в развитии речи детей.
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Родители являются первыми и главными педагогами для ребенка и от того, как будет построена эта работа, зависит эффективность деятельности дошкольного учреждения и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.
Темочки:
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах, и у врача. Психологами было установлено, что ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его речи, творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер. Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка. В настоящее время появились потребности и запросы родителей по использованию ИКТ в речевом развитии дошкольников.
Преимущества их использования заключаются в следующем:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
• рост объема информации;
• оперативное получение информации родителями;
• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
С целью сотрудничества и включения родителей в образовательный процесс с использованием ИКТ, было проведено анкетирование родителей.
Обработка данных анкетирования показала:
- 81,5% родителей отметили, что они в недостаточной мере уделяют работе по развитию речи своих детей и не используют для этого современные компьютерные технологии.
-67,3 % родителей не компетентны в вопросах формирования у детей дошкольного возраста правильной речи с использованием ИКТ и им необходима помощь наших педагогов.
- 89, 1% родителей высказали мнение, что использование ИКТ смогло бы существенно повысить мотивацию детей, имеющих речевые нарушения, к образовательной деятельности.
- 100% родителей хотели бы наряду с традиционными формами и методами развития речи детей использовать и современные методы, в частности ИКТ.
Принимая во внимание актуальность проблемы использования современных методов и форм работы по развитию речи дошкольников и запросы родителей, были поставлены следующие цель и задачи:
Цель: укрепить связь семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников средствами ИКТ.
Задачи:
1. Активизировать педагогический потенциал и повысить компетентность родителей по использованию ИКТ в речевом развитии детей.
2. Вызвать желание принимать активное участие в коррекционно-педагогическом процессе, формировать понимание необходимости систематической помощи ребенку в преодолении нарушений речи и развитии психических функций посредством ИКТ.
3. Пропагандировать использование ИКТ в домашних условиях родителями в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей.
4. Создать базу мультимедийных дидактических пособий для занятий с детьми старшего дошкольного возраста по вопросам речевого развития.
ПРИНЦИПЫ
Принцип научности
Помочь родителям повысить свою компетентность и получить реальные знания в вопросах речевого развития дошкольников, используя в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи)
Принцип доступности
Использовать наглядный материал, формы и методы организации совместной деятельности с родителями, учитывая их уровень компьютерной грамотности.
Принцип систематичности и последовательности
Проводить работу в соответствии с годовым планом, запросами и потребностями родителей в вопросах речевого развития, в определенной системе.
Принцип наглядности
Проводить совместные с детьми и специалистами досуговые развлечения, родительские собрания, тренинги, консультации, где наглядно демонстрировать современные методы и приемы работы по развитию речи дошкольников.
Принцип индивидуальности
Использовать ИКТ для групповых или индивидуальных консультаций, учитывая конкретные потребности и возможности родителей.
Принцип активности
Используя средства ИКТ, стимулировать познавательную активность родителей к процессу развитие речи детей, тем самым, повышать интерес к совместным досуговым развлечениям, родительским собраниям, тренингам, консультациям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество образовательного процесса, но и достичь нового уровня взаимодействия с родителями.
Работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний с использованием ИКТ позволяет сделать работу более успешной. Мы в своей группе стараемся сделать родительское собрание более наглядным, необычным и запоминающимся.
Так, например, применение средств ИКТ позволило сделать родительское собрание на тему «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» мобильным и интересным, и самое главное, позволило привлечь большее количество родителей. С использованием электронной презентации для родителей был проведен:
• Мастер класс «Артикуляционная гимнастика для дошкольника. Рекомендации для родителей» (с целью ознакомления с упражнениями для занятий с ребенком дома).
• Демонстрация отснятых цифровой камерой видеороликов о работе педагогов и логопеда в организованной образовательной деятельности по развитию речи (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и лого ритмика проводимая логопедом с использованием видео презентации.)
• Интегрированная деятельность по лексической теме «Осень. Сбор урожая» с использованием электронной презентации.
• Знакомство с дидактическими играми и пособиями по развитию речи.
• Представление творческой игры «Я дарю тебе словечко».
Получение родителями визуального, а не вербального представления о развитии речи своих детей явилось очень эффективным элементом в организации дальнейшей совместной работы педагога с родителями по коррекции речевых нарушений детей, как в детском саду, так и дома.
В рамках досуговой деятельности совместно с родителями был проведен речевой досуг с использованием средств ИКТ «Речевая мозаика» с элементами игрового тренинга.
1) Проведен мастер класс «Играя, развиваем речь детей» (родители познакомились с чистоговорками, речевыми играми, в которые можно играть дома или по дороге в детский сад)
• "Семейная олимпиада" (уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков).
• «Скажи наоборот» (расширения словаря антонимов).
2) Прошли презентации логопедических компьютерных игр по развитию речи:
• «Учимся читать. Страна Буквария». Она является компьютерной поддержкой букваря и представляет собой комплекс заданий различной трудности от простого ознакомления с начертанием изучаемой буквы до ее конструирования из отдельных элементов и составления слов из кассы букв.
Познакомились с одним из его разделов - конструирование буквы.
• «Учимся говорить правильно» Игра включает в себя четыре основных раздела:
1. Неречевые звуки
2. Звукоподражание
3. Речевые звуки
4. Развитие связной речи
С последним познакомились более подробно, было предложено составить рассказ по картинкам.
• Вместе с детьми играли в интересную игру «Собери урожай» (из цикла дидактических игр «Найди предмет по признакам») с использованием электронной презентации. Целью, которой является формирование зрительного восприятия пространственных признаков предметов и закрепление их речевых обозначений.
Известно, что ребёнок развивается в движениях. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому важно использовать логоритмику не только в детском саду, но и дома.
3) В рамках речевого досуга была проведена логоритмика с участием детей и родителей «У жирафа пятнышки везде», «Фиксипелки» с использованием видео презентации.
4) Рефлексия:
Результатом проведенных мероприятий стало началом реализации большого проекта по совместной работе с родителями с использованием ИКТ. Был создан сайт группы, где родители знакомятся с наиболее яркими событиями из жизни группы, размещается важная информация, волнующая родителей по проблемам воспитания и образования детей, консультации специалистов, много фотографий и видео. И это очень актуально в настоящее время: не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома, вместе с ребенком всегда интересно заглянуть на сайт группы, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребенка о прошедших событиях. Дистанционное общение помогает преодолеть пространственные и временные барьеры, особенно в случаях продолжительного отсутствия ребенка в детском саду.
По просьбам родителей и совместно с ними, а также при участии логопеда создана и постоянно пополняется картотека мультимедийных пособий по развитию речи.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями, помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.