Наталья Ибрагимова
Инновационные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Как сложно бывает достучаться до мам и пап. Как нелегко порой объяснить.
родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать размышляя. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и в детском саду, сделать родителей воспитательного процесса?
Публикация «Инновационные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Мы с коллегой в течение 1,5 лет проводим планомерную, целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьей – создание в нашей группе необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания.
В начале каждого учебного года разрабатываем план взаимодействия с семьей на весь год. Этот план фиксируется в общем годовом плане ДОУ. Планируем работу с родителями на каждый месяц, где указываем темы родительских собраний, индивидуальные и групповые консультации, тематику наглядной информации и другие формы взаимодействия с родителями.
Групповые формы работы с родителями включают в себя систематические родительские собрания, дискуссии, дни «открытых дверей», массовые мероприятия – мини походы, конкурсно –развлекательные программы, психологические часы и т. пр., содержащие в своей основе доступную и интеллектуально –познавательную деятельность. Все это способствует не только психолого- педагогической компетентности родителей, но и помогает в формировании их коммуникативной культуры в процессе общения с педагогами и детьми.
Основная форма работы с коллективом родителей –групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал. На этих собраниях мы систематически знакомим родителей с целями и задачами, с формами и методами воспитания детей нашей группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, медика, музыкального руководителя, психолога, заведующей. Подводим итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповом собрании определяется в соответствии с годовым планом работы ДОУ, при этом учитываются также интересы и пожелания родителей. Полезно,если кроме педагогов на собраниях выступают сами родители. Мы стараемся делать эти встречи оживленнее, сопровождая их показом детских работ, видеоматериалом, экскурсией по детскому саду, различными деловыми играми. На родительских собраниях мы используем такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Первое групповое собрание – организационное, оно обычно проходит в сентябре. Итоговое собрание проводиться в мае, и еще одно в январе или в феврале. В начале февраля у нас состоялось очередное родительское собрание, тема собрания : «Малыш – крепыш». Тема была выбрана в соответствии с планом нашего ДОУ. Родители получили подробные консультации о пользе зимних прогулок, о влиянии их на здоровье детей. Также родители были ознакомлены с подвижными играми на улице зимой. Проводила с ними игры физкультурный руководитель нашего детского сада. Мамы и папы с большим удовольствием играли. Каждое собрание выносит решения, касающееся как детского сада, так и семьи. Содержание собрания должно быть конкретным и направлено на улучшение воспитательной работы. Собрание должно начинаться с отчета о выполнении решения предыдущего собрания.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семей воспитанников, наблюдения за поведением детей в группе мы подбираем материал для коллективных бесед –консультаций. Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми. Целями консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь в разрешении проблемных ситуаций. Внеплановые консультации назначаются как по инициативе воспитателей, так и по просьбе родителей.
Важным и обязательным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет нам познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в семье. В результате мы можем дать родителям более объективные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома. Все посещения фиксируются в тетради посещений.
Наглядное информирование семьи – это педагогические информационные стенды, фотомонтажи, выставки детских работ, семейные и групповые альбомы, папки –передвижки. Здесь мы стремимся обогатить родителей знаниями о вопросах воспитания и обучения детей, это возможность донести до родителей информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Анкета, как один из видов работы воспитателя с родителями. С помощью анкет мы получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляется степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической результативности семьи.
Досуговое направление в работе с родителями является самым востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях. Посмотреть, как это делают другие, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком.
Художественные мастерские –объединяют семьи воспитанников для занятий творчеством. В течение года наши родители активно участвуют в тематических выставках, организованных в нашем ДОУ. Они с большим удовольствием занимаются со своими детьми изобразительным искусством.
Традиционным в нашей группе стало проведение акции «От всей души». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети уже «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе такая маленькая акция: это и бережное отношение к старым вещам: при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их –это большой труд, воспитание души. Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей, заставила их быть добрее и внимательней. Наша задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести книги и игрушки. Пусть не новая игра, но теперь играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интересней и звучит по новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе есть библиотека, созданная родителями. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско –родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.
Специфика взаимоотношений с родителями –это обучать и воспитывать не вместо, а вместе с родителями. При этом важно авансировать взрослых доверием, избегать директив т. е. не надо навязывать свое собственное мнение и командовать процессом, а проще всего подключится к тому, что они предлагают. Родители оборудовали игровую площадку, как им нравится, пусть у нас теперь три машины на участке, дети играют с удовольствием и родители счастливы. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе взаимодействия с родителями, каждый человек, сделав какую –нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и родители. Мы всегда стараемся при любом удобном случае хвалить их, и родители платят нам тем же. В конце года на последнем собрании мы отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое награждение воспринимается ими, как высокая, дорогая награда, за сотрудничество. Мы убеждены, что успешно решать все проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с родителями. Семья и детский сад не могут замещать друг друга, у каждого свои функции, свои методы воспитания. И, конечно, нам нужно взаимодействовать в интересах ребенка!