Екатерина Трапезникова
Инновационные формы работы с родителями в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Эксперимент был направлен на внедрение инструментального обеспечения сопровождения воспитания детей дошкольного возраста в семье и на определение эффективных педагогических условий сотрудничества педагога с родителями группы. В связи с поставленной целью, определена задача: разработать комплекс мероприятий обеспечивающих эффективное инновационное взаимодействие, которое являлось бы инструментарием для обеспечения педагогического воздействия на процесс воспитания в семье
Инструментарий для обеспечения педагогического воздействия на процесс воспитания в семье
Публикация «Инновационные формы работы с родителями в ДОО» размещена в разделах
№ п / п Направление в работе с родителями Инструмент воздействия
1. Просветительство Тематические вечера с просмотром видео материалов, презентаций
Индивидуальные консультации
Консультации в мини группе
Индивидуальный мастер-класс
2. Обучение практическим умениям Творческая гостиная
«Экран добрых дел»
Мастер-класс
«Взвешивание поступков»
«Копилка видеоматериалов»
3. Вовлечение в образовательный процесс Квест «Здоровей-ка»
Посещение кукольного театра
им. Вольховского
Формирующий этап исследования для отбора эффективного инструментального обеспечения состоит из нескольких этапов:
I этап - подготовительный (индивидуальная консультативная деятельность педагога, социальный паспорт семьи);
II этап – практический (оснащение родителей инструментарием для эффективного воспитания в семье);
Целью подготовительного этапа формирующего эксперимента стало формирование мотивации у родителей к сотрудничеству с педагогами ДОУ по воспитанию детей в семье.
Для реализации этой цели были поставлены задачи:
1) изучение семей воспитанников для определения социального статуса и мотивации родителей;
2) создание положительного образа педагога в глазах родителей;
3) информирование родителей об успехах и достижениях ребенка.
Основными формами работы с родителями на этом этапе стали : опросы, индивидуальные беседы, консультации специалистов ДОУ.
Результатом подготовительного этапа формирующего эксперимента стало :
1) создание непринужденной дружеской обстановки, в которой родители научились воспринимать педагогов как соратников и помощников ;
2) сокращение психологической дистанции между педагогами и родителями;
3) возникновение у родителей мотива к организации воспитания ребенка в семье;
4) составление плана дальнейшей работы по сотрудничеству педагогического коллектива и родителей детей.
Целью практического этапа формирующего эксперимента стало повышение уровня педагогических знаний и умений у родителей по воспитанию ребенка в семье. Для реализации этой цели были поставлены задачи:
1) информирование родителей об особенностях формирования позитивных социальных компетенций у детей;
2) формирование активной позиции родителей к использованию представленного инструментария для осуществления социализации в семье.
Результатом формирующего этапа исследования является:
1) эмоциональное сближение родителей и детей по средствам совместных мероприятий;
2) овладение родителями инструментарием для осуществления эффективного воспитания в семье;
3) повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития положительных социальных компетенций у детей;
4) создание активной позиции родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
На контрольном этапе мы повторили диагностические методики, ранее использованные на констатирующем этапе. Проанализировав результаты, полученные в ходе констатирующего и контрольного этапов, мы наблюдали поступательное улучшение показателей (рисунок 2).
Сравнительный анализ инициального и финального исследования представлен в диаграмме (рисунок 3). Полученные сведения и результаты обработки данных методик позволяют сделать вывод, что эффективное использование инструментального обеспечения сопровождения воспитания детей дошкольного возраста в семье способствует освоению позитивными социальными компетенциями детьми дошкольного возраста.
Рис. 2 Сравнение выраженности качеств у Анны П. со средней выраженностью качеств в группе № 5 у девочек. Декабрь 2018 г.
Рис. 3 Степень выраженности позитивных социальных компетенций
у детей дошкольного возраста группы № 5
Отсюда следует, что контрольный этап экспериментальной работы подтвердил гипотезу о том, что актуализация социальных компетенций детей дошкольного возраста становится возможной, если оснастить родителей (других членов семьи) инструментарием для эффективного воспитательного воздействия. Следовательно, гипотеза была доказана и поставленные задачи решены.
Основные результаты исследования представлены в следующих публикациях:
1. Трапезникова, Е. П. Инновационные формы работы с родителями в ДОО / Е. П. Трапезникова // Международный научно-практический журнал «Интеграция наук». Выпуск № 1 (24) - Москва, 2019. С. 331-334.
2. Трапезникова, Е. П Инструментальное обеспечение сопровождения воспитания детей дошкольного возраста в семье / Е. П. Трапезникова // Сборник статей по материалам «Молодой исследователь: вызовы и перспективы» международной научно-практической конференции № 2 (102) - Москва, 2019. С. 61-64.