Получи документы

Проект «Дидактические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Нурмагомедова Патимат
Проект «Дидактические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Администрация муниципального района «Каякентский район»

Республики Дагестан

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотой ключик» с. Сагаси-Дейбук»

ПРОЕКТ

«Дидактические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

Авторы проекта:

Нурмагомедова Патимат Магомедгаджиевна, учитель-логопед;

Ахмедова Загидат Ибрагимовна, педагог-психолог;

Умалатова Патимат Умалатовна, воспитатель.

с. Сагаси-Дейбук, 2024г.

Пояснительная записка

Умение мыслить закладываться с самого раннего детства и непосредственно связанно с системой образования. Наша с вами задача - создание таких условий, которые будут способствовать развитию ребенка.

Наша основная цель - вырастить детей способных грамотно рассуждать, принимать самостоятельные решения. Часто мы спешим дать ребенку набор готовых знаний, хотя должны им помочь самостоятельно получать эти знания. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Подготовка к школе является актуальной проблемой психолого-педагогических наук. Подготовка к школе во многом зависит от интеллектуального развития детей дошкольного возраста, которая включает в себя развитие логического мышления, речи. Исследования многих ученых доказали, что ребенок затрудняется в обучении из-за недостатков таких умений как обобщение, сравнение, классификация, установление причин, способность рассуждать, абстрагирование.

Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладений способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры в детском саду повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку детский сад должен выпускать детей с более высоким уровнем логического мышления, способных грамотно рассуждать и анализировать. Использование дидактических игр служит одним из эффективных средств развития логического мышления детей.

Действительно, в игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, то в детском саду игру используют в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.

Не будем забывать, что главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому наш коллектив детского сада уделяет большое внимание повышению уровня и их педагогической компетентности.

Однако, традиционные формы работы с родителями, в виде отчетов и поучающих бесед не столь интересны родителям. Выход из положения видится в изменении форм работы с родителями в целом. Мы убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться воспитания и обучения детей подготовки их к школе. Важно заинтересовать родителей работой в детском саду, объяснить необходимость тесного сотрудничества.

По мнению И. С. Казаковой, Н. С. Омельченко, процесс развития логического мышления – сложный, поступательный. Он требует от педагогов и родителей множество усилий, индивидуального подхода к каждому ребенку, для достижения соответствия уровня знаний с возможностями ребенка.

Известный детский психолог Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».

На сегодняшний день у нас сложилась определенная работа с родителями.

Главной целью которой является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, повышение уровня педагогической компетентности родителей и привлечения их к работе детского сада. Мы решили, что должна сформироваться сплоченная команда, чтобы наш дошкольник уверенно вступил в школьную жизнь. Навыки и умения, которые приобретет ребенок в дошкольный период, будут прочным фундаментом для получения новых знаний в школе.

Для лучшего усвоения нового материала ребенок должен владеть навыками логического мышления. Овладев логическими операциями, ребенок научится четко мыслить и рассуждать, а также легко будет концентрироваться над решением поставленной задачи.

Цель: Повышение уровня логического мышления у детей старшего дошкольного возраста и повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

3. Привлечь родителей к участию в реализации проекта.

3. Провести анализ эффективности проделанной работы.

На начальном этапе проекта среди родителей было проведено анкетирование «Для чего нам быть вместе?». Провели родительское собрание в виде «круглого стола» по теме «Зачем ребенку развивать логическое мышление», на котором они еще раз убедились о важности развития логического мышления.

Родители играют важную роль в формировании личности ребенка. Педагогическая система не может быть эффективной, если нет в ней места семье. Поэтому мы решили провести полугодовой проект «Дидактические игры как средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста» совместно с родителями.

Со стороны родителей мы увидели положительный настрой, они стали проявлять инициативу для проведения проекта.

В социальной сети «Телеграмм» создана группа, в которую два раза в неделю кураторами проекта отправляются задания, а участниками группы являются воспитатели и родители. Задания первого дня выполняют воспитатели. Они включают задания в свои занятия. Кураторы присутствуют на занятиях и следят за процессом. Задания второго дня выполняют дома родители с детьми. Они снимают на видео, как выполняются задания и сохраняют на Google Диск. Затем отправляют ссылку с видео в группу, доступ к которой есть только у кураторов. После проверки всех заданий, даются необходимые рекомендации уже лично каждому родителю.

В конце каждого месяца мы совместно с родителями собирались и обсуждали, как проходят занятия, с какими проблемами они сталкиваются. Давали рекомендации по проведению игр.

Длительность работы проекта.

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь

2 этап – основной (формирующий) - октябрь – январь

3 этап – заключительный (контрольный) – февраль

Целью констатирующего этапа было выявление первичного уровня логического мышления. Для этого мы использовали 2 методики:

1. Методика «Изучение операции мышления - классификации» Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной.

2. Методика «Нелепицы» Р. С. Немова.

Целью формирующего этапа было развитие активности мыслительных процессов. Была проведена серия дидактических игр по развитию логического мышления. Дидактические игры мы включили в содержании занятий, в проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей.

Задачи формирующего этапа:

1. Разработка системы формирования логических операций мышления.

2. Организация предметно-развивающей среды, в которой происходит познавательная деятельность ребенка, и создаются условия для самоорганизации общения со сверстниками.

3. Использование дидактических игр, построенных на логических задачах.

На заключительном этапе мы выявили увеличение уровня логического мышления, диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Сроки реализации программы – 6 месяцев.

Режим занятий – 2 занятия в неделю.

Формы и приёмы работы: игра дидактическая, развивающая, игра-путешествие, решение логических задач, графический диктант отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, лабиринты, занимательные вопросы, задачи – шутки, КВН.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагог-психолог, воспитатели, учитель- логопед.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

Общая характеристика понятия «мышление». Виды мышления.

Мышление – это процесс деятельности мозга, главным образом сознания. Оно характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать, обобщать, получать выводы.

Виды мышления: словесно-логическое мышление, образное мышление, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление.

У детей дошкольного возраста мышление развивается в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции, такие, как анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстрагирование, конкретизация и т. д.

Основные мыслительные операции:

Анализ - это разделение сложного предмета на составляющие его части или характеристики. Например, чтобы сделать заключение о свойствах какого-либо сложного механизма, необходимо исследовать, из чего он сделан и из чего сделана каждая его деталь, то есть, провести анализ.

Синтез - мысленный переход от частей к целому. Например, исследуя составные элементы сложного механизма, можно представить, как будет работать весь механизм в целом. Синтезу всегда предшествует анализ. В мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны.

Сравнение - установление сходства и различия между предметами.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками («птицы) к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков («перелетные», «зимующие»). Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации.

Классификация – это разделение множества на группы по какому – либо признаку. С дошкольниками можно проводить классификацию по названию (чашки и тарелки, кегли и мячики и т. д., по размеру (большие и маленькие, по цвету, по форме и по другим признакам. Например, кто бегает, кто плавает; что можно, что нельзя есть и т. д. это классификация по заданному основанию.

Абстракция - выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных. Например, наблюдая за тем, как движутся люди, машины, самолеты, животные мы можем выделить в этих объектах один общий признак - движение.

Конкретизация - выделение нужного признака, свойства предмета или явления среди других, похожих на него или сходных с ним.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести анализ эффективности проделанной работы.

Обязательное условие: целенаправленное ведение развитие мыслительных способностей старших дошкольников в играх, в игровых ситуациях на занятиях, при решении проблемных ситуаций в интеллектуальных играх, в шахматных играх. Роль этих технологий в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека велика. Именно благодаря ним ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать.

Мы на занятиях постарались научить дошкольников устанавливать причинно-следственные связи, без которого не придешь к правильному ответу, а также учили находить закономерности и выводить свойства и законы.

Работая над проблемой по развитию логического мышления старших дошкольников, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитательный.

Включение заданий по развитию логического мышления на любом занятии, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самоконтроля и самовоспитания.

Решить задачу создания у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно, помогают интеллектуальные разминки в виде логических задач, загадок. Вопросы должны быть достаточно лёгкие, способные вызвать интерес. Логико-поисковые задания предусматривают связь с различными сторонами жизни. Такое чередование развивает гибкость мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Регулярное использование системы специальных игр, логических задач и заданий, интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления, способствует интеллектуальному развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.

Основываясь на вышеназванных теоретических положениях о развитии мышления детей, было проведено исследование по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

На первом этапе работы был проведен анализ имеющейся системы работы по данному направлению. Для этой цели было проведено:

1. Анкетирование родителей.

2. Анализ предметно – развивающей среды.

3. Диагностирование детей.

Тематический перспективный план работы с детьми:

Октябрь

Дата проведения Цель, задачи Место проведения

02.10.2023 «А как ты думаешь?»

«Выбери один лишний»

«Найди пару» Развитие логического мышления, воображения, способность к анализу.

Научить классифицировать по существенному признаку.

В ДОУ

05.10.2023 «Задачки-шутки»

«Выбери один лишний»

«Назови одним словом» Развитие логического мышления. Закрепление умения классифицировать. В домашней обстановке

09.10.2023 «Лишняя игрушка»

«Пространственный диктант»

«Помоги Чебурашке» Закреплять умение раскладывать изображение по словесной инструкции. Упражнять детей в группировке геометрических фигур. В ДОУ

12.10.2023 «А как ты думаешь?»

«Найди отличия»

«Дорисуй фигуру» Развитие логического мышления, воображения, способность к анализу.

В домашней обстановке

16.10.2023 «Определи и разложи»

«Полезно и вредно»

«Что я загадала» Развивать умения классифицировать и абстрагировать, развивать мышление. В ДОУ

19.10.2023 «Что бывает …»

«Лабиринты»

«Выбери один лишний» Развивать логическое мышление. Умение рассуждать и анализировать.

Закрепление умения классифицировать В домашней обстановке

23.10.2023 «Летает - не летает»

«Из чего сделано»

Выкладывание картин из счётных палочек. Развивать умения классифицировать.

Развивать мышления. Определять из какого материала сделан предмет. В ДОУ

26.10.2023 «Продолжи предложения»

«Почему это произошло». Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление В домашней обстановке

30.10.2023 «Что изменилось».

«Лабиринты»

«Найди отличия»

«Что бывает …»

Развитие логического мышления, воображения, способность к анализу.

В ДОУ

Ноябрь

02.11.2023 «Определи и разложи»

«Назови одним словом»

«Пространственный диктант» Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление В домашней обстановке

07.11.2023 Д/И «Что делать»

«Что я загадала»

Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы. На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение.

Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, В ДОУ

09.11.2023 Д/И «Бывает ли такое»

«Продолжи предложения»

«Лабиринты» Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление В домашней обстановке

13.11.2023 Нарисуй справа такую же фигуру.

КВН В ДОУ

16.11.2023 «Задачки-шутки»

«Выбери один лишний»

«Назови одним словом» Развитие логического мышления. Закрепление умения классифицировать. В домашней обстановке

20.11.2023 Умозаключения. Д/И «Потому, что…»

Олимпиада Развивать логическое мышление, воображение В ДОУ

23.11.2023 «Я загадала…»

«Выбери нужное»

«Придумай предложение» Развивать логическое мышление, речевую активность;

Формировать чувство языка В домашней обстановке

27.11.2023 «Чем похожи и чем отличаются?»

«Противоположности»

«Хорошо и плохо» Развивать логическое мышление, воображение В ДОУ

30.11.2023 «Продолжи предложения»

«Лабиринты» Развивать логическое мышление, воображение В домашней обстановке

Декабрь

04.12.2023 «Помоги зайчихам найти своих зайчат»

«Найди варианты»

Развивать логическое мышление, сообразительность.

В ДОУ

07.12.2023 «Собери цветок»

«Логические концовки»

«Нарисуй двумя руками» Развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

11.12.2023 «Разложи карточки»

«Подбери парную картинку»

«Найди лишнюю фигуру» Развитие логического мышления В ДОУ

14.12.2023 «Придумай загадку»

«Составь предложение по двум картинкам»

«Подбери четвертую фигуру»

Развитие логического мышления, умение сравнивать фигуры В домашней обстановке

18.12.2023 «Что было раньше, а что потом»

«Заполни квадрат» Упражнять детей в умении упорядочивать предметы по различным признакам В ДОУ

21.12.2023 «Разрезные картинки»

«Отгадай предмет по его частям»

«На что это похоже» Формировать у детей представления о целостном образе предмета В домашней обстановке

25.12.2023 «Орнамент»

«Выбери нужную деталь»

Головоломки

Развивать логическое мышление, способность к анализу. В ДОУ

28.12.2023 «Каких игрушек больше»

«Я загадал (а…»

«Выбери нужное» Развитие логического мышления В домашней обстановке

10.01.2024 «Логические концовки»

«Найди закономерность и подбери пару к слову» Развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу. ДОУ

12.01.2024 «Вспомни быстрее»

«Придумай предложение»

КВН Развиваем логическое мышление, речевую активность. В домашней обстановке

15.01.2024

«Чего не стало»

Игра «4-лишний»

«А как ты думаешь?»

Развитие логического мышления и воображения

Научить классифицировать по существенному признаку

ДОУ

18.01.2024

«Математический коврик»

«Мозаика цифр» Развивать классификационные умения логическое мышление В домашней обстановке

22.01.2024

«Расселить птиц»

«Волшебники»

Лабиринты Развивать мышление, воображение, речевую активность. В ДОУ

24.01.2024 «Выкладываем дорожки»

«Реши задачку» Умение анализировать, умение кодировать и декодировать В домашней обстановке

29.01.2024 «Архитекторы»

«Где чей гараж»

Умение выявлять и абстрагировать свойства.

В ДОУ

Среда группы была сформирована с учётом принципов гибкого зонирования, доступности, новизны. Создавая условия для развития детей, учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей. Все строилось на технологии сотрудничества, на личностно- ориентированной технологии. Искали и находили разнообразные методы и формы работы. Основной формой организации работы явились развивающие игры, которые использовались на занятиях, в режимных моментах, в совместной творческой и самостоятельной деятельности детей. Ведущими методами работы являются методы творческо-поискового характера: решение проблемных ситуаций.

Заключительный этап

На заключительном этапе реализации проекта проведена диагностика уровня развития логического мышления, которая показала положительную динамику в развитии логического мышления у детей.

Игра - основной вид деятельности в дошкольном возрасте. В игре ребенок развивается и познает окружающий мир.

А как он будет развиваться, зависит от взрослых - родителей, воспитателей. В сочетании друг с другом они создают оптимальные условия ребенку для вхождения в большой мир.

Следовательно, можно сделать вывод, что ребенок умеющий владеть логическими операциями, становится более внимательным, мыслит ясно и четко. Таким образом, в ходе проведения проекта, нам удалось доказать эффективность применения дидактических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Большинство детей после проведения формирующего этапа стали самостоятельно обобщать, делать умозаключения, проводить сравнения. Мы заметили, что дети стали более уверенными в себе, а родители стали проявлять большую заинтересованность к совместной работе с воспитателем.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра для развития логического мышления «ЛогоБокс» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра для развития логического мышления «ЛогоБокс» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «ЛогоБОКС» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: развитие логического мышления дошкольников посредством игры Задачи:.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Дидактические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 октября 2024 в 10:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Дидактические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Нурмагомедова Патимат в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД