Тамара Тавасиева
Инновационные формы методической деятельности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Тавасиева Тамара
Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в работе образовательных учреждений. Основным направлением для таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Статус педагога меняется, меняются требования к профессионально-педагогической компетентности, повышаются требования к качеству воспитательного-образовательного процесса дошкольного учреждения.
Публикация «Инновационные формы методической деятельности ДОУ» размещена в разделах
Современным обществом востребован педагог, владеющий профессиональными и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, компетенциями.
Повышение уровня мастерства педагогов является одним из наиважнейших направлений методической работы, цель которой – обеспечение эффективного методического сопровождения реализации проектов и приоритетных направлений развития дошкольного образования, а также формирование и развитие инновационной методической деятельности педагога.
Актуальность работы заключается в том, что изменения в образовательной деятельности ДОУ, связанные с внедрением ФГОС ДО,
невозможны без внедрения инновационных форм методической работы.
В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении нового качества образования и воспитания на основе инновационных инициатив.
Во все времена введение в практику работы тех или иных инноваций предполагает соблюдение определенных этапов переходного периода, который состоит из множества вопросов, обсуждений, сомнений, поиска наиболее эффективных путей введения инноваций в практику работы. Замечено, что чем больше практика подготовлена к инновации, тем легче и быстрее она внедряется.
«Современные тенденции развития инноваций в дошкольном образовании оказывают положительное влияние на качество обучения и воспитания в образовательных учреждениях, повышают профессиональный уровень педагогов, создают лучшие условия для духовного развития детей, позволяют осуществлять
личностно ориентированный подход к ним», - отмечают авторы Н. А. Гущина и Е. И. Тарасова.
После того как вступил в силу ФГОС ДО, вся система управления дошкольной образовательной организацией и методическая работа, как компонент управления этой системой, стала приводиться в соответствие содержанию данного документа.
Этот вопрос рассматривали многие авторы нашего времени, такие как А. И. Ромашкина, Н. П. Леонова, Г. В. Яковлева, Н. П. Леонова, О. А. Мифтахова, И. И. Вепрева, Е. О. Буханцова, Н. В. Редкова, Н. В. Соколова, М. А. Игнатенко и другие.
«Система инновационной методической работы, поможет повысить уровень предоставленных в ДОУ образовательных услуг и профессиональной компетенции работающих педагогов, включить большинство педагогов в инновационную педагогическую деятельность», - считает Л. Н. Купреева.
Методическая работа – это часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированная на освоение и разработку педагогами новых способов этой деятельности.
В свою очередь Н. П. Леонова отмечает: «Основная функция заместителя заведующего по воспитательной - методической работе ДОО - это организация различных направлений деятельности педагога с детьми на основе личностной ориентации в образовательном процессе в постоянно изменяющихся условиях, актуализация и стимулирование их в профессиональном развитии».
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, являются характеристики самого методического процесса : - системность; - дифференциация;
- этапность.
Существуют разные подходы к определению методической деятельности. С. Ф. Шарова считает методическую деятельность как «Деятельность, направленную на создание, внедрение и применение методов».
Мы видим, что в методической работе накоплен большой опыт и в понятие о методической работе по сей день вносятся новшества.
Во всех случаях задача методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующей, методиста ДОУ, специалистов различных областей знания. В настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативную систему образования, необходимостью учитывать многообразие интересов и возможностей детей.
Считаю более правильным то, что в методическую работу входит не только внедрение инноваций, но и изучение опыта предыдущих лет, который зарекомендовал себя и востребован до сих пор т. к. имел многолетнюю практику и положительную динамику в развитии, но в данный период времени уже не всегда отвечает современны требованиям в образовании.
Одной из действующих компонентов в реализации системы методической работы, является мотивация. Это один из стимулов который поможет педагогу в его профессиональном раскрытии.
Предположим, что приоритетным в методической работе является, оказание реальной помощи педагогам в развитии их мастерства, знаний и умений, которые необходимы для свойств личности педагога.
Особенность методической работы, заключается в постоянном обновлении содержания методик, роста профессиональной компетенции педагогов.
Любая инновация в методической работе оказывает влияние на образовательный процесс, т. е. на учебно-педагогическое взаимодействие педагога и ребенка, что сказывается на результате всего образовательного процесса.
Думаю, что методическая работа практически всегда является инновационной, т. к. всегда старается реализовать актуальные проблемы в образовании, предоставляя для этого методы и технологии реализации.
Из вышесказанного следует, что методическая работа – это система деятельности, куда входит и повышение профессионализма педагогов, эффективное методическое сопровождение, реализация проектов, владения традиционными и инновационными технологиями в дошкольном образовании, создания
образовательной среды, в которой будет реализован творческий потенциал каждого отдельного педагога и всего педагогического коллектива в целом, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Таким образом, методическую работу необходимо рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ, которая имеет особенности в своей работе. Современная методическая работа должна носить развивающий характер и обеспечивать стабилизацию всего воспитательного – образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Современный педагог все время находится в поиске новых идей, разработок. Он не всегда уверен в правильности своих разработок и зачастую это тормозит процесс регенерации идей. Методическая форма в виде дискуссии позволяет разрешить и направить идеи по новому пути развития.
Нужно знать каждого педагога, чтобы разработать и определить для него место в организационно-педагогическом процессе. Оптимально использовать его знания, таланты, умения для повышения качества образовательного процесса ДОУ. И именно введение инновационных методических форм деятельности ДОУ могут помочь в реализации этого процесса.
Важно применение одной из форм инновационной деятельности, такие как показ открытых мероприятий в каждой группе. Первыми должны делиться своим опытом педагоги, проработавшие не один год. После каждого показа обязательно обсудить, выявить интересные моменты или же вынесение рекомендаций для дальнейшей работы. Параллельно с открытыми мероприятиями на уровне ДОУ необходимо привлекать педагогов к выступлениям и на муниципальном уровне.
Еще одним из инновационных форм работы ДОУ должно быть является активное использование электронного информационного сайта Дошкольного учреждения. Создается сайт для информационной открытости, а это организационно-правовой режим деятельности учреждения, обеспечивающий возможность получать необходимый и достаточный объем информации всем участникам социального взаимодействия.
Таким образом, применяемые инновационные формы методической работы в ДОУ, направлены на развитие профессиональных компетенций и мастерства педагогов, творческого потенциала педагогического коллектива, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, встраиванию партнерских отношений с родителями и привлечение их к участию в образовательном процессе. Внедрение инновационных форм в ДОУ является активизацией педагогов к совершенствованию образовательного процесса и реализации ФГОС ДОУ. Способствует раскрытию их потенциала и повышению качества образовательного процесса.