Ольга Алямкина
Инновационные цифровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста как средство интеллектуального развития
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные цифровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста как средство интеллектуального развития
Это практико – ориентированный проект, который рассчитан на 2022 – 2023 учебный год, осуществляется в группе детей 5-6 лет. Подготовил воспитатель Алямкина Ольга Александровна.
Слайд 2
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью общества в повышении качества обучения, интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста,
Публикация «Инновационные цифровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста как средство интеллектуального развития» размещена в разделах
практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях инновационных цифровых технологий.
Будущее общества зависит от того, какими вырастут наши дети. И сегодня, когда дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, перед воспитателем стоят непростые задачи: выполнять требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, создавать совместно с родителями психолого-педагогические условия для развития любознательности, активности, инициативности и творческих способностей воспитанников.
Выполнить данные задачи нам, как воспитателям детского сада, помогает инновационная деятельность, которая позволяет разнообразить обучение, дает возможность ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка и идти в ногу со временем.
В своей работе мы используем инновационные цифровые технологии. Данные технологии уникальны. Дело в том, что современный ребенок – дошкольник, не мыслит свою жизнь без гаджетов (планшета, телефона, компьютера, так как дети уже на интуитивном уровне владеют новыми технологиями, которые вошли в их сознание, способы поведения и социализации. Попадая в привычную для него среду, чувствует себя увереннее, так как знает некие законы виртуальной реальности; стремится развиваться, здесь он не должен, а хочет творить, изучать.
Отечественные и зарубежные исследования убедительно возможность и целесообразность использования компьютера дома и в детских садах, и отмечают особую роль компьютера и компьютерных игр в развитии интеллекта ребенка и в целом его личности.
Слайд 3
Цель проекта:
создать условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения в образовательный процесс инновационных цифровых технологий (компьютерных игр).
Задачи:
- познакомить с техническими средствами обучения в группе;
- научить пользоваться графическим инструментарием программы Paint;
- сформировать навыки работы на компьютере;
- развить творческие способности и логическое мышление детей;
- развить умение работать с различными видами компьютерных игр;
- воспитывать ответственное отношение, аккуратность, организованность, бережное отношение к технике.
Слайд 4
Значимость проекта заключается в том, что в нём собраны теоретические и практические разработки проблемы интеллектуального развития дошкольников, описаны особенности использования компьютерных игр в образовательном процессе ДОУ. Результаты могут быть полезны при организации занятий в детском саду.
Для решения поставленных задач в работе применялись различные методы и формы работы. Мы играли, экспериментировали, моделировали различные ситуации, конструировали. Работа велась как индивидуально, так и в подгруппах. Использовать методы и приемы направленные не только на передачу знаний ребенку (перенасыщение информацией, без учета подготовленности дошкольников, но и на активизацию процесса освоения новых знаний.
Слайд 5
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Ожидаемые результаты:
В результате работы над проектом дошкольники должны :
- овладеть основными навыками работы на компьютере и в редакторе Paint;
- уметь включать и выключать компьютер;
работать с клавиатурой и мышью;
открывать и закрывать программы, папки, файлы;
работать с инструментами встроенного графического редактора.
Также необходимо организовать сотрудничество с семьями через использование современных цифровых и информационных технологий.
А еще мотивировать педагогов к реализации в образовательной деятельности инновационных технологий, компьютерных игр.
Слайд 6
Способы определения результативности:
организовать выставку рисунков детей, выполненных в графическом
редакторе Paint;
создать свой мультфильм на «Волшебном экране»;
внедрить инновационную форму работы с родителями через Q-код;
разработать картотеку сайтов с интерактивными развивающими играми.
Слайд 7
Реализация проекта проходила в трех этапах: подготовительный, основной, заключительный.
1. Определение объема знаний детей о компьютере, разнообразных возможностях его применения; анкетирование родителей ; подбор диагностического, методического и дидактического материала.
2. Обучение работе на компьютере «Колобок»
и игровом комплексе «Волшебный экран»;
Совершенствование навыков работы с инструментами встроенного
графического редактора и игровых программ;
Мониторинг навыков каждого ребенка;
Применение обучающих возможностей игрового комплекса на занятиях.
3. Выставка рисунков;
Показ мультфильма;
Обобщение результатов работы над проектом.
Слайд 8
Рассмотрим подробнее работу на каждом этапе. Итак, подготовительный.
Мной был проведен цикл занятий для детей по теме. Анкетирование среди родителей.
Диагностика уровня развития умственных способностей ребенка
с помощью различных тестов и методик:
Д. Векслер «Недостающие детали», «Последовательные картинки», «Повторение цифр»
Л. А. Венгера и В. В. Холмовской «Классификация картинок», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом», «Маленький исследователь»
Р. С. Немов «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Н. Б. Шумаковой «Вопрошайка»
Слайд 9
На основном этапе я внедряла в образовательный процесс инновационные цифровые технологии такие как компьютерные игры, которые были тщательно подобраны с учетом возраста и учебной направленности.
Особое значение компьютерные игры могут иметь в области развития познавательных интересов детей, их интеллекта, логики, а также внимательности, усидчивости, быстроты реакции.
Компьютерные игры для детей бывают трё х типов:
развлекательные игры;
обучающие (познавательные) игры;
развивающие игры.
Компьютерные обучающие и развивающие игры дают некую познавательную или образовательную информацию в интересной и занимательной форме для детей.
Развивающие игры формируют у детей умственные способности, такие как внимание и память, восприятие, пространственное мышление, логическое мышление.
Существуют также развивающие компьютерные игры, способствующие формированию у детей сенсорных эталонов, конструктивных навыков, которые обеспечивают формирование психических качеств.
Начиная работу по отбору компьютерных дидактических игр, необходимо было учитывать несколько важных моментов.
Во-первых, в играх должен присутствовать развивающий момент; игра должна давать детям некую познавательную или образовательную информацию, воспитателю же она должна помочь в достижении поставленных образовательных целей.
Во-вторых, игра должна иметь интуитивно понятный интерфейс, дети должны быстро понять суть и правила игры.
Игра должна быть привлекательной по своему оформлению, содержать качественную графику, интересное наполнение.
Важна также идея игры. Хорошо, если в ней присутствует занимательный сюжет, виртуальные герои. Но полезными могут быть также игры-задания, направленные на формирование определённого знания, нового умения, на внимание, логику, на определение последовательностей, на классификацию и на развитие других качеств мышления.
Ещё одним условием является непродолжительность игры. Оптимальное время, которое может быть отведено на компьютерную игру во время занятия, это 5-7 минут. Однако, можно организовать компьютерную игру познавательного характера и вне занятия, например, если по причине непогоды стала невозможной прогулка на воздухе. В этом случае длительность игры можно увеличить, но и тогда она должна длиться не более 15 минут.
Краткий обзор развивающих игр, имеющихся на компьютере «Колобок»
Масленица. Найди отличия.
Английский язык. Первые слова и буквы.
Рисовалка
Собери предметы.
Игровой комплекс «Волшебный экран»
Магазин
Точечки
Мамы и детеныши
Только вперед
Пляшущие человечки и другие.
Слайд 10
Некоторые игры (обзор фото)
Игры, используемые на занятиях и в течение дня:
Слайд 11
На заключительном этапе была проведена диагностика, результаты которой показали повышение уровня сформированности познавательных мотиваций, произвольной памяти и внимания, качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Нужно отметить, что преимущество использования компьютерных игр при подготовке к школе по сравнению с обычными занятиями заключается в том, что общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная.
Этот интерес лежит в основе формирования познавательных мотиваций, произвольной памяти и внимания, качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, грамотность и компетентность педагогов, готовность родителей уделять интеллектуальному развитию ребёнка достаточное количество времени и внимания, их готовность к саморазвитию и самообразованию в области педагогики и психологии, позволят им выбрать оптимальные методы и средства формирования и поддержания устойчивых познавательных интересов детей, наилучшим образом организуя их подготовку к обучению в школе.