Людмила Пастухова
Инновационное дидактическое пособие «Игра-бук» по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пастухова Л. И.
Воспитатель МАДОУ детский сад № 48
Инновационное дидактическое пособие по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Игра-бук»
Публикация «Инновационное дидактическое пособие „Игра-бук“ по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2019
Введение
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Внедряя инновационные методы и формы работы в образовательный процесс ДОУ, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимания, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения учебной программы. Важным средством формирования мыслительной деятельности малыша, его интеллекта является игра. Именно поэтому мной было разработано и изготовлено дидактическое пособие для старших дошкольников «Игра – бук»
Цель: Развитие познавательной и интеллектуальной активности детей.
Задачи: Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности; активизация познавательных процессов (памяти, внимания, мышления); развитие речевых навыков; обучение счёту, грамоте.
Описание пособия:
Пособие выполнено из картонной коробки и представляет собой панель с отверстиями, в которые вставлены горлышки от пластиковых бутылок, и экран, который снабжен с двух сторон резинками. К пособию прилагаются карточки с заданиями, крышки от пластиковых бутылок разного цвета, а так же крышки с наклеенными буквами и цифрами. Пособие является инновационным т. к. выполнено в форме ноутбука, что очень привлекает современных детей, для изготовления использованы нестандартные материалы
Работа с пособием:
В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.
Педагог предлагает ребенку карточку с заданием. Ребенок вставляет карточку в «Экран» (резинки удерживают карточку) и выполняет задание, т. е. накручивает крышки в соответствии с заданием. Пособие можно использовать в НОД, игровой и самостоятельной деятельности детей.
Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством.
Методические рекомендации по применению пособия:
1)
Дидактическая игра «Выложи по образцу»
Цель: развитие зрительного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, дать представление о симметрии
Ход игры: на карточке изображены кружки разного цвета, в разной последовательности. Ребенку предлагается повторить заданный рисунок, накручивая крышки на панель. При затруднении педагог оказывает помощь ребенку.
2)
Дидактическая игра «Вставь пропущенную цифру»
Цель: развитие элементарных математических представлений, упражнять в порядковом счете.
Ход игры: на «экране» карточка с изображением счетного ряда. Несколько цифр пропущено (например - 1…3 4 5…7…9 10). Ребенку предлагается выложить на панели крышки с цифрами по порядку, вставляя пропущенные цифры. При затруднении педагог оказывает помощь ребенку.
3)
Дидактическая игра «Выложи, что попрошу»
Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости, дать представление о понятиях (слева, справа, сверху, снизу, интерес к конструированию.
Ход игры: педагог предлагает ребенку выложить крышки на панели в соответствии с заданием. Например: «Пожалуйста, выложи две синие крышки в правом, верхнем углу, а слева от них одну красную» и т. д. Ребенок выполняет задание. При затруднении педагог оказывает помощь ребенку.
4)
Дидактическая игра «Вставь пропущенную букву»
Цель: Обучение грамоте, развитие мелкой моторики
Ход игры: на «экране» карточка с изображением предметов и их названиями. В одном слове пропущена буква. Ребенку предлагается найти и вставить пропущенную букву. (например «ДОМ – ДЫМ») ребенок на панели выкладывает крышки с соответствующими буквами. При затруднении педагог оказывает помощь ребенку.
5)
Дидактическая игра «Напиши слово»
Цель: Обучение грамоте, развитие мелкой моторики, речевых навыков.
Ход игры: на «экране» карточка с изображением предмета. Ребенку предлагается выложить крышки и составить слово. При затруднении педагог оказывает помощь ребенку.
6)
Дидактическая игра для самостоятельной деятельности детей «Выложи, что хочешь»
Цель: Способствовать развитию интереса, любознательности, внимания, самостоятельности.
Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, речевые навыки.