Лена Мустафина
Дидактическое пособие «Паровозик» для детей с речевыми нарушениями старшего и подготовительного дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к методической разработке
Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Паровозик». Игра рассчитана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Может использоваться логопедами на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Использование пособия зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Также советую использовать педагогам и родителям.
Публикация «Дидактическое пособие „Паровозик“ для детей с речевыми нарушениями старшего и подготовительного дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Подготовительная группа
- Поезд, паровоз. Дидактические игры, пособия
- Старшая группа
- Темочки
Цель:
- При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям.
Задачи:
- развитие фонематического слуха
- формирование звуко – буквенного анализа и синтеза
- развитие слоговой структуры слова
- автоматизация звука
Пособие представляет собой панно, состоящее из 4-х частей - паровоза и трёх вагонов разных цветов. На крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количества звуков в словах (от 1 до 5) или для обозначения количества слогов в словах (от 1 до 3,таблички с буквами для определения наличия звука в словах, таблички-схемы для определения положения звука в слове -начало, середина, конец.
В каждом вагоне под окнами расположен карман для предметных картинок. Размер картинок должен соответствовать размеру вагона – в каждый вагон вставляться не менее трёх картинок.
Картинки подбираются таким образом:
1. На один заданный звук
С - слон, собака, сова ;
З - змея, заяц, зебра;
Ш - шмель, шакал, шимпанзе;
Ж - жираф, жук, жаба;
Л - лось, лошадь, ласточка;
Р - робот, рак, рысь.
2. Картинки на односложные слова - жук, бык, тигр, лев;
на двухсложные слова – жираф, кошка, коза, баран;
на трёхсложные слова – носорог, кенгуру, кузнечик, крокодил.
3. На заданный звук, чтобы он находился в начале, в середине и в конце слова (по две-три картинки для каждой позиции). Например:
Л - ложка, лопата, лупа; палка, палатка, мыло; стол, пенал, стул.
Варианты игр, в которые можно поиграть с детьми:
1.«Друзья»
Цель: упражнять детей в определении наличия указанного звука в словах.
Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов буквы и, показывая ребёнку паровоз и картинки с изображениями животных, птиц и насекомых, говорит:
- Прибыл паровозик для зверей, птиц и насекомых. Он отправляется в путь. В нём три вагона. Каждое животное может ехать только в определённом вагоне. В первом вагоне поедут животные, названия которых начинаются со звука С, во втором - со звука З. Ребёнок проговаривая вслух «рассаживает» пассажиров по местам с учётом наличия в словах нужного звука.
2. «Нади место пассажирам»
Цель: развивать умения детей определять количества слогов в слове.
Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками. Логопед предлагает ребенку превратиться в проводника и помочь пассажирам разместить их по вагонам в соответствии с билетами. Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одной части (односложные слова, т. е. животные, названия которых можно разделить на две части, поедут во втором вагоне, на три части – в третьем. Ребёнок, отхлопывая слова, «рассаживает» пассажиров по вагонам.
3. «Найди место звука в слове»
Цель: развивать умение определять место заданного звука в слове, опираясь на громкое проговаривание.
Логопед вставляет в прорезь на паровозе букву (например, Р) и в прорези на крышах вагонов таблички-схемы, которые указывают на положение звука в слове - начало, середина, конец. Детям нужно поместить картинки в соответствующие вагончики. Если заданный звук находится в начале слова, то картинку помещают в первый вагон, если заданный звук находится в середине, то помещают во второй вагон и т. д.
4. «Назови пассажиров»
Цель: автоматизация звука
Логопед заранее размещает картинки в вагончики. Детям предлагается назвать пассажиров.
5. «Найди лишнее»
Логопед размещает в вагоны пассажиров с заданным звуком, но одна картинка заданного звука не имеет. Ребенок должен превратиться в контролера и найти лишнюю картинку.
Можно придумать и множество других интересных игр - на всевозможные дифференциации (мягкие-твёрдые, звонкие-глухие согласные, живые-неживые, большие и маленькие предметы.). В работе с малышами пособие прекрасно можно использовать при усвоении счёта, цвета и размера, классификаций.