Ахтырская Евгения
Инновационная технология «STEP BY STEP» в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Е. А. Ахтырская, воспитатель детского сада «Асми».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству на основе международного опыта внедрить в дошкольное образование инновационные и креативные методы обучения. «Модернизация дошкольного образования должна быть продолжена. Я поручаю правительству на основе передового международного опыта внедрить современные методы дошкольного обучения. Они должны быть инновационными и креативными»,- сказал Назарбаев в ходе интерактивной лекции в Назарбаев Университет.
Публикация «Инновационная технология „STEP BY STEP“ в дошкольных учреждениях» размещена в разделах
Реализация стратегических задач в развитии дошкольного образования в Казахстане привнесла большие изменения в систему и способствовала принятию единого для всех уровней Закона об образовании, предусматривающего:
- Демократический характер управления образованием и расширением полномочий образовательных учреждений;
- Развитие национальной модели, обеспечивающий равный доступ к качественному образованию на всех уровнях;
- Использование новых технологий и создание эффективной системы мониторинга и оценки.
Данная направленность требует обеспечения результативного качества обучения и воспитания с самого раннего возраста, вовлечение родителей в планирование, решение задач совместно с педагогами, обучение их умениям и навыками, необходимым в воспитании и образовании детей. Наиболее эффективными являются инновационные и многогранные программы, способствующие укреплению здоровья правильного питания и развитие познавательных, социальных и эмоциональных способностей.
Одной из таких программ, является инновационная программа «Тай-тай» (Step by Step, дающая возможность раскрытия способностей ребенка, участие семьи в деятельности детского сада, помогающая отражать культурные ценности и успешно развивать их. Международная программа «Step by Step» разработана специалистами Джорджтаунского университета (Вашингтон, США) на основе современных теорий развития ребенка (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.) с использованием передовых педагогических технологий[1].
В настоящее время система дошкольного образования в Казахстане обновляется в демократическом направлении. Делаются попытки внедрить демократическое содержание и демократические методы обучения в систему образования. Как нам известно, демократия в образовании дает детям ощущение своих полномочий. Свобода осуществления осознанного выбора, затрагивающего их повседневную жизнь и будущее, способствует повышению самоуважения и самоуверенности у детей посредством воспитания у них чувства компетентности и независимости.
Сегодня существует очень много инновационных технологий, которые являются средством обучения демократии. Одной из таких инновационных технологий, сочетающей в себе все лучшие традиции мировой педагогики, является программа (технология) «Step by Step». В связи с реформами и демократизацией общества, 28 стран мира внедрили эту новую технологию в дошкольных и начальных классах, ввели спецкурсы в колледжах и институтах для подготовки будущих педагогов с новым мышлением и подходом в образовании детей XXI века [5].
Следует отметить, что миссия программы «Step by Step» - поддерживать и развивать процессы гуманизации и демократизации в образовании посредством использования оригинальной методики, не имеющей аналогов в мире, так как она является квинтэссенцией лучших методик, основанных на теориях Э. Эриксона, Ж. Пиаже, Л. Выготского, М. Монтессори [2].
Включая в себя такие ключевые понятия как, коммуникация, забота, общество, патриотизм, программа ставит перед собой четыре черты:
• Воспитать людей, готовых учиться всю жизнь;
• Создать среду обучения, основанную на взаимном уважении и демократических принципах;
• Обеспечить практические приемы развития и гарантировать его непрерывность;
• Обеспечить приобретение детьми академических, художественных этических и практических знаний, необходимых для жизни в демократическом обществе.
Программа «Step by Step» (технология) не отрицает нашу национальную программу, а лишь обогащает ее новым демократическим подходом, отвечая требованиям нового времени, обеспечивая личностное развитие ребенка и вовлечение семьи в образовательный процесс.
Приобретение внутренней свободы и выработка собственных этических норм, сознательное восприятие собственных чувственных и ценностных представлений, может способствовать развитию личности, так как благодаря выбору дети становятся ответственными и самостоятельными. Твердая приверженность демократическим принципам побуждает детей к составлению и выражению их собственного мнения.
Родители сознательно моделируют такие качества как честность, уважение, открытость и в связи с этим поощряется постоянное стремление к следующему:
• Участие семьи;
• Адекватная развитию образовательная практика, в которой ребенок рассматривается как единое целое;
• Постановка ребенка в центр педагогической деятельности на основе индивидуального подхода.
Гибкая политика Министерства образования и науки обеспечила интеграцию в международное образовательное пространство, приближение национального уровня образования к международным стандартам, совершенствование и обновление образовательного процесса позволило создать сеть общеобразовательных учебных заведений.
Наряду с этим, необходимо выполнять главную задачу образования - развитие личности, любящей свою культуру, уважающей человеческие ценности, любящего свою страну с самого раннего детства – к этому стремимся все мы, к этому стремится весь мир.
Это возможно лишь в том случае, когда все общество будет стремиться участвовать в процессе обновления, изменения подходов в образовании, и инновационная технология «Step by Step», на наш взгляд, является наиболее актуальной и приемлемой, так как предусматривает консолидацию усилий детского сада, школы и сообщества, непосредственное участие родителей в планировании, решении проблем совместно с детским садом.
Важно отметить, что программа «Step by Step» или «Тй-тй» представляет собой методику, ориентированную на ребенка от «0-12 лет» и их родителей, данная программа предлагает детям, родителям и педагогам академический вариант образования, при котором соблюдаются демократические принципы и адекватная практика развития.
Для достижения всего выше сказанного, необходимо, чтобы изменился воспитатель: его взгляды на образование, умение видеть в родителях своих помощников и признание, что именно родители первые учителя и адвокаты своих детей, быть коммуникабельными, демократичным, не быть равнодушным к глобальным переменам, происходящим в мире и в нашей стране, иметь огромное желание сделать мир лучше.
В образовательных учреждениях начались реальные процессы гуманизации, вызванные новой парадигмой образования – личностно-ориентированного подхода к ребенку, к индивиду, как высшей ценности.
Методология программы «Step by Step» вобрала в себя идеи многих представителей гуманистической педагогики, психологии и медицины. Основное кредо образовательно-воспитательной системы программы «Шаг за Шагом» - ее целостность, открытость и постоянное развитие, адаптации к конкретным обстоятельствам, к индивидуальным особенностям детей и воспитывающих взрослых. Для дошкольных образовательных учреждений Республики Казахстан сейчас в равной мере характерны два процесса:
- пересмотр целей и задач работы с детьми, характера отношений с ними;
- открытие осознания гуманистической педагогики открытого общества [3].
Программа «Step by Step»отстаивает право каждого ребенка на индивидуальность – право «быть тем, что он есть», право на уважение.
При опросе коллектива детского сада «Асми», на тему: «Трудности в использовании технологии «Шаг за Шагом» в детском саду» педагоги выделили ряд пунктов:
- какое содержание образования отобрать, как его преподнести, чтобы оно было близко и интересно детям;
- какие детские источники опыта использовать, каким образом это делать, какие новые найти и предложить, чтобы это содержание детям было интересно осваивать;
- как при этом учесть стремление детей, их склонности и интересы;
- как взрослым и детям научиться понимать друг друга, учитывая особый язык детей, особый характер проявления их чувств.
Таким образом, мы считаем, что для реализации поставленных вопросов сотрудникам детского сада и родителям необходимо сообща определить такие способы организации пространства, которые позволили бы создать единое сообщество детей и воспитывающих их взрослых.
Изучение психлолго-педагогической литературы [4], итоги бесед с воспитателями и родителями, позволили нам составить примерный план личностно-ориентированного подхода во взаимодействии взрослого с ребенком (см. Таблицу 1.).
Таблица 1. План личностно-ориентированного подхода во взаимодействии взрослого с ребенком.
Традиционная школа Программа
«Step by Step»
Роль воспитателя и стратегия его работы: Воспитатель – единственный источник информации Воспитатель – путеводитель к знаниям и фасилитатор
Воспитатели транслируют информацию с помощью лекций, учебников и т. п. Воспитатели создают обучающие ситуации, основанные на прямом опыте, социальном общении и исследованиях.
Воспитатель строит опрос вокруг правильных (неправильных) ответов или закрытых вопросов. Воспитатель провоцирует детей на вопросы и развивает их мышление открытыми вопросами.
Воспитатели видят детей как чистые страницы, на которые нужно нанести информацию Воспитатели видят в детях думающих людей, развивающих свои теории об окружающем мире.
Участие семьи: С родителями связываются только тогда, когда у их детей возникают проблемы. Контакт с родителями устанавливается с первого дня обучения, они участвуют в обучении ребёнка.
Родители могут посещать школу в назначенные дни Родители могут посещать школу всегда, когда захотят.
Оценка: Оценивание контролируется воспитателями. К процессу оценивания привлекается ребёнок.
Оценка выражается в отметках. Оценка, ориентированная на прогресс ребёнка.
Оценка основана на конкуренции Оценка рассматривается как индивидуальные достижения.
Таким образом, в процессе изучения инновационных технологий можно убедиться, что учебный процесс всем своим содержанием, организацией, характером деятельности педагога направлен не только на вооружение детей знаниями, но и на их разностороннее воспитание.
Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребё нком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие, творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Инновационная технология «Step by Step» помогает в организации учебно-воспитательного процесса, создает благоприятные условия для преемственности воспитания и обучение детей, так как формирует положительный микроклимат при кризисном переходе одного возраста в другой. Таким образом, реализация демократическим принципов воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством использования оригинальных методик, ориентированных на развитии уникальных способностей ребенка и вовлечение семьи в образовательный процесс, способствует подготовке его к жизни в меняющимся мире, формирует у него устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно, обеспечивают сохранение индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной и экономической жизни. Поэтому будущее образования в создании воплощении в жизнь новых программ обучения, дифференцированных для разных групп обучающихся, учитывающих индивидуальные способности и потребности каждой личности.
Список использованной литературы
1. Айджанова Д., Бейсенбаева С., Искакова А., Попова Т., Саймасаева Г. Инновационная технология “ Step by Step” дошкольных учреждениях Казахстана. – Алматы: «Білім», 2000.
2. Бершадский М. Е., В. В. Гузеев. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2003.
3. Айджанова Д., Искакова А. Организация педагогической практики Step by Step в дошкольных учреждениях. – Алматы, 2002.
4. Селевко Г. К., Басов А. В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. – Ярославль, 1991.
5. Сайт https://www.kazedu.kz.