Приложение МААМ

Инновационная деятельность «Развитие логического мышления дошкольников посредством кодирования и декодирования информации»

Овакимян Татьяна
Инновационная деятельность «Развитие логического мышления дошкольников посредством кодирования и декодирования информации»
▼ Скачать + Заказать документы

Справка

по обобщению инновационного педагогического опыта

воспитателя структурного подразделения «Детский сад №13 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

Овакимян Татьяны Григорьевны

Введение.

1. Тема: «Развитие логического мышления дошкольников посредством кодирования и декодирования информации».

Темочки:

2. Сведения об авторе: Овакимян Татьяна Григорьевна. Работаю в системе образования с 2004 года. Закончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева в 2004 году по специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия». Общий стаж педагогической работы 20 лет, в структурном подразделении «Детский сад №13 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района – 13 лет.

3. Актуальность:

Работая с детьми и наблюдая за ними, я обнаружила, что мир детских фантазий безграничен. Дети самые пытливые исследователи, фантастически феноменальные открыватели и непредсказуемые мастера загадывать самые невероятные загадки. Зная эту уникальную детскую особенность, я, как педагог поняла, что не могу не дать возможность детям развивать логическое мышление путем интеллектуального поиска. Дети обожают все таинственное и секретное. Их пытливый ум стремится изведать неизведанное, подобрать ключик ко всем секретам.

Я считаю, что тема моего опыта очень актуальна, потому что в современной жизни мы постоянно встречаемся с зашифрованной информацией : в быту, на улице, в общественных местах, медицинских учреждениях, транспорте, СМИ и социальных сетях. Кодирование информации является вполне обычным делом, часто даже необходимым.

Кодирование – это основа обучения. И в самом деле, вспомните: звук мы обозначаем буквой, число – цифрой, музыку – нотами и т. п. Использование данного метода в образовательном процессе развивает у детей прежде всего логику, активизируют мыслительную деятельность и творческие способности.

4. Основная идея:

В соответствии с современными тенденциями развития образования, опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления это залог успешности выпускника детского сада в школе. Идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного материала. Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

5. Теоретическая база:

Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики настоящего времени.

Потребность в целенаправленном формировании логических приемов мышления в процессе обучения и воспитания осознается педагогами и психологами, такими как А. А. Венгер, А. А. Столяр, Л. Ф. Тихомиров, Б. И. Никитин, Е. В. Колесникова. Известный психолог Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Влиянию логических игр на общее и в большей степени на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста особое внимание уделено в работах З. А. Михайловой. По ее мнению, такие игры способствуют развитию творческого и самостоятельного мышления, формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе. З. А. Михайлова подчеркивает, что любая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего «замаскирована» занимательными внешними условиями задачи.

В настоящее время существует множество игр на развитие логического мышления. К таким играм можно отнести игры-загадки, головоломки, ребусы, игры-шифровки, имитации, игры на отрицание, пантомимы, кроссворды.

Кодирование и декодирование – два противоположных по действию процесса, шифровка и расшифровка информации, создание простейших моделей. Они позволяют получить новую информацию о реальности, по-новому видеть и решать математические задачи.

Кодирование – запись информации в другой системе символов, процесс представления информации в виде кода.

Декодирование – это соответственно процесс восстановления информации по ее кодированной форме.

Код – набор знаков, символов для передачи, обработки и хранения информации.

В качестве условных знаков могут выступать символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры;

- символические изображения предметов: условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы;

- силуэтные картинки.

6. Новизна:

Ребенок большее время находится в ДОО вместе со сверстниками и педагогами. Поэтому нам, как педагогам нужно создать такие условия, чтобы направить интеллектуальное развитие ребенка в нужное русло. Новизна моего опыта заключается в применении знаково-символических средств во всех видах деятельности дошкольников. Кодирование и декодирование информации – идеальный тренажер для ума. Такие игры очень полезны детям, они вызывают у моих воспитанников огромный интерес, удивление, эмоционально захватывают.

Технология опыта :

В настоящее время дошкольное образование уделяет особое внимание обеспечению качественного образования дошкольников. Это вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов, умственных действий, учитывая потребности детей. В ходе своей деятельности я решила исследовать эту проблему и разработать систему работы, цель которой – способствовать развитию логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования приема кодирования и декодирования информации.

Задачи педагогического опыта:

1. Активизация мыслительной деятельности дошкольников в развивающих играх, логических задачах.

2. Развитие логического мышления с использованием загадок, головоломок, схем, мнемотаблиц, шифровок.

3. Формирование символической функции сознания.

4. Формирование таких качеств личности, как сообразительность, самостоятельность, находчивость, усидчивость.

5. Формирование умения планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

6. Формирование у детей интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности.

7. Воспитание готовности к обучению в школе.

На первом этапе мной была изучена необходимая методическая литература, проанализированы труды педагогов и психологов по данной теме. Выделила для себя ряд интересных идей и методик, которые в дальнейшем применила в работе с детьми.

Я провела диагностическое исследование логического мышления старших дошкольников, чтобы выявить уровень его развития.

Мной использовались следующие диагностические методики:

1. Методика В. И. Чирковой «Что здесь лишнее?»

Используя эту методику, я исследовала процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у детей. Я предлагала детям серию картинок, на которых представлены разные предметы. Дети внимательно рассматривали картинки и определяли, какой предмет является лишним и почему. На решение задачи отводилось 3 минуты.

2. Методика А. В. Полипенко «Сравнение понятий».

С помощью данной методики я выяснила уровень усвоения процессов анализа и синтеза старших дошкольников. Детям предлагалось сравнить понятия, указать сходство, а затем их различия. Например, «вечер» и «утро» сходны тем, что это части суток, различны тем, что «утро» - начало дня, а «вечер» - его конец. Неумение выделять эти признаки свидетельствует о слабости операций анализа, синтеза, обобщения, склонности к конкретному мышлению.

3. Методика Р. С. Немова «Нелепицы».

Данная методика помогла мне оценить элементарные образные представления детей об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой методики я выяснила, умеет ли ребенок рассуждать логически и правильно выражать свою мысль. Ребенку предлагалось внимательно рассмотреть картинку и рассказать, все ли находится на своем месте и правильно ли нарисовано. Если что-то не так – объяснить, как должно быть. На выполнение задания отводилось 3 минуты. За это время ребенок должен был показать и назвать как можно больше нелепиц.

В результате исследования, я пришла к выводу, что дети плохо мыслят логически, затрудняются анализировать, сравнивать, делать умозаключения.

Затем подобрала игры, игровой материал на развитие логического мышления, разработала перспективный план работы с детьми.

Большое внимание я уделила созданию окружающей среды. В группе создала интеллектуальный уголок, где расположены развивающие игры, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления. Для этого я подобрала игровой материал, учитывая возрастные возможности и уровень развития детей. Затем систематизировала занимательный игровой материал.

В уголке располагаются:

1. Логико-математические игры : «Танграм», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», шашки, домино, конструктор, мозаика.

2. Развлечения : загадки, задачи-шутки, кроссворды, головоломки.

3. Дидактические игры и упражнения: словесные, с наглядным материалом.

Имеющийся материал расположен таким образом, что дети в свободное от занятий время могут выбирать интересующую игру и играть индивидуально или совместно с другими детьми. По мере освоения игр, вношу новые, более сложные виды игрового материала.

Для родителей моя тема также показалась очень интересной. Поэтому всю свою работу веду в тесной взаимосвязи с родителями. Провожу беседы, консультации, анкетирования, тематические родительские собрания. Даю рекомендации по руководству отдельными видами игр, по созданию домашней игротеки. Также даю советы по организации той или иной игры. Периодически оформляю уголок для родителей, где веду пропаганду знаний о роли логических игр на развитие ребенка.

На втором этапе я начала использовать знаково-символические средства в образовательной деятельности старших дошкольников.

Первое знакомство с кодированием информации дети получили еще в младшем дошкольном возрасте. Но так как в это время у детей преобладает наглядно-действенное мышление, они ориентируются прежде всего на отдельные признаки действительности, а в качестве символов выступают отдельные свойства предметов. Так, при ознакомлении с природными явлениями, снег обозначаем снежинкой, дождь – капелькой воды. По мере взросления объем памяти детей возрастает, развивается наглядно-образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

В старшем дошкольном возрасте представления детей систематизируются, формируется словесно-логическое мышление. Начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение символов в решение интеллектуальных задач.

Работа по обучению детей кодированию и декодированию информации проводилась поэтапно. Задача первого этапа -формировать навык чтения условных изображений на графическом языке, применять освоенные средства в построении и использовании моделей.

Например, в игре «Говорящие рисунки», я использовала пиктограммы, изображающие несложное текстовое сообщение. Посмотрев на картинки, дети расшифровывали, что в них сообщается.

Закодировать можно не только информацию, но и эмоциональное состояние человека. Так, в игре «Какое у вас настроение» дети подбирали эмоции-символы к изображенному на картинке настроению детей или взрослых. В игре «Пантомима» учила детей передавать смысл того или иного действия с помощью движения тела.

Задача второго этапа – учить исследовать схемы и знаково-символические средства с целью получения новой информации, т. е. моделирование.

Например, в игре «Отгадай, что мы задумали» учила детей операциям анализа и синтеза признаков. Ребенок должен был отгадать задуманный предмет, по его признакам (красный, круглый, большой, катится – мяч). Затем дети отгадывают этот же предмет, с использованием частицы «не» (не бывает квадратным, не тонет в воде, не делают из металла).

На данном этапе дети учатся моделировать изображения объемных предметов на плоскости. Так, в игре «Предмет и план», обучала детей плоскостному изображению предметов. Для этого мы сначала обводили карандашом основание небольшого предмета, например кубика. Затем предлагала еще один кубик и просила нарисовать его план, не обводя основание. В дальнейшем дети составляли план конструкции из кубиков.

В игре «Звукорежиссер» учила творческому моделированию средствами цветов, размеров, форм. Сначала объяснила детям, что с помощью голоса можно выразить свое настроение. Для этого мы произнесли несколько фраз с разной интонацией, например «Какой день». Затем предложила полоски разных цветов, где каждый цвет обозначает определенную интонацию. Потом читала текст, делая паузы. А дети после каждой фразы подбирали нужную полоску. В результате у каждого ребенка получалось цветовое полотно или «фонограмма», где каждая полоска отражает интонацию текста.

В игре «Бумажный конструктор» учила моделировать конструкции из геометрического материала, где дети из геометрических фигур складывали целостный предмет. В игре «Действуй по правилам» учила словесному моделированию. Для этого использовала набор знаков, обозначающих разные формы слова (подобрать синоним, антоним, отрицание, увеличение, уменьшение и т. д.) дети подбирали слово в соответствии со знаком.

Логические игры я применяю на всех занятиях: на математике – в виде схем, при решении логических задач, моделировании примеров; в развитии речи – составление рассказов по мнемотаблицам, составление предложение по схемам, решение кроссвордов, ребусов; художественной литературе – заучивание стихотворений по схемам; в изобразительной деятельности – схемы рисования и лепки животных, растений и так далее; в режимных моментах – игры «Пойми меня», «На что похоже», «Пантомимы».

Верно выполнять такие задания детям помогают сообразительность, креативность, внимание и такие приемы логического мышления, как сравнение, анализ и синтез.

Детям логика нужна всегда :

- развивает внимание;

- учит мыслить ясно и четко;

- формирует умение концентрироваться на сути проблемы;

- развивает способность «действовать в уме»;

- совершенствует монологическую речь : умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа;

- служит фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе.

При обучении детей кодированию и декодированию информации, я придерживалась таких принципов: доступность, повторяемость, актуальность дидактического материала, коллективность, соревновательность, элемент новизны.

В своей работе я использовала следующие методы и приемы:

1. Игровые методы: вхождение в воображаемую ситуацию, выполнение практических действий по получению необходимой информации, ситуации.

2. Диалогические методы : беседа, формулировка выводов, проблемные вопросы.

3. Методы обучения: показ способа действия, проблемная ситуация, упражнения.

Практика работы показала, чем интереснее игровые действия, которые я использую в работе с дошкольниками, тем незаметнее и эффективнее закрепляются полученные знания.

Результатами своей деятельности я поделилась с педагогами. Провела мастер-класс на тему «Развитие логического мышления посредством кодирования и декодирования информации». Также подобрала ряд консультаций для педагогов по данной теме.

Третьим этапом работы стало проведение диагностики и анализ результатов. Я пришла к выводу, что проведенная мною работа по обучению детей кодированию и декодированию информации развивает умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника. Кроме того такие игры помогают формировать у детей такие жизненно важные качества как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому усилию, активная позиция. Все эти качества необходимы для успешного овладения учебными дисциплинами в школе.

Результативность:

По итогам работы мною была проведена контрольная диагностика развития логического мышления. Я использовала те же методики, что и в начале исследования.

Год обучения 2022г. – 2023г. 2023г. – 2024г

Уровни Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Образно-логическое мышление 10% 55% 35% 40% 45% 15%

Уровень усвоения процессов анализа и синтеза 5% 60% 35% 35% 45% 20%

Представления о логических связях и отношениях 0% 70% 30% 30% 50% 20%

Практика показала, что у детей появился устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень активности в самостоятельной деятельности. Дети делают первые шаги по высказыванию своего суждения, доказательства. Меньше времени затрачивают на выполнение заданий. Улучшилась речь детей, они богаче используют свой словарный запас. Воспитанники владеют основными логическими операциями. Дошкольники стали более наблюдательны, внимательны, усидчивы, заинтересованы в результатах своей работы. У детей активизировалась мыслительная деятельность, сформировалась готовность к обучению в школе.

Список литературы:

1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления/ Е. Агеева// Дошкольное воспитание. – 2002. - №1.-С. 34-37.

2. Антонова О. Умные игры умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей/ О. Антонова. - Новосибирск 2008.-270с.

3. Белошистая А. В. Развиваем логику/ А. В. Большистая// Дошкольное воспитание. - 2002. №6.-С. 33-35

4. Веклерова Х. М. Формирование логических структур у старших дошкольников / Х. М. Веклерова. – Обнинск : Светоч, 1998. – 187с.

5. Венгер Л., Развитие мышления дошкольника/ Л. Венгер, В. Мухина// Дошкольное воспитание. – 1974.- №7.-С. 37-44.

6. Венгер Л. А, Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989.-250с.

7. Михайлова З. И. Игровые и занимательные задания для дошкольников/ З. И. Михайлова. – М., 2005.-160с.

8. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи/ Л. В. Омельченко // Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

9. Подьяков Н. Н. Мышление дошкольника/Н. Н. Подъяков. - М. ; Педагогика, 2007.-360с.

10. Тихомирова Л. Ф. Развитие логического мышления детей/ Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. - Ярославль: ТОО «Гринго», 2005.-369с.

11. Тихоморова Л. Ф. Развитие логического мышления детей/ Л. Ф. Тихомирова. – СПб. 2004.-270с.

12. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Т. А. Ткаченко// Дошкольное воспитание. -2009.- №10.-С. 16-21.

И/о заведующей структурным подразделением

«Детский сад №13 комбинированного вида» /Л. Н. Миронова/

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний»Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний» Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску.

Дидактическая игра на липучках «Угадайка» на развитие логического мышленияДидактическая игра на липучках «Угадайка» на развитие логического мышления Как известно, самый главный показатель развития ребенка - это умение мыслить! Ежегодно педагоги нашего города создают креативные игры на.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Развитие логического мышления посредством судоку в РППС дошкольной группыРазвитие логического мышления посредством судоку в РППС дошкольной группы Судоку представляется чаще как головоломка для взрослых людей или школьников. Но в судоку могут играть дети раннего возраста и дошкольники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационная деятельность «Развитие логического мышления дошкольников посредством кодирования и декодирования информации»
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 20:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационная деятельность «Развитие логического мышления дошкольников посредством кодирования и декодирования информации»» (включая файлы) размещена пользователем Овакимян Татьяна (УИ 781709) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД