Камалова Анастасия Алексеевна
Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Каждому ребенку нужен мир,
где можно смеяться, общаться,
учиться, жить в согласии
и быть счастливым
Слайд № 2
С каждым годом в нашем городе увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. В тоже время практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками, отсутствует или сужена социальная активность
Публикация «Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок!
Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад должен стать местом, где их ребенок будет полноценно развиваться, адаптироваться и приспосабливаться к жизни
Слайд № 3
Одна из важных проблем образования на сегодняшний день – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями.
Инклюзия – это нечто большее, чем просто быть вместе. Это процесс создания воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот. Это также подразумевает организацию возможностей для активного участия всех детей – типично развивающихся и детей с ограниченными возможностями - в занятиях, которые имеют место в их общей группе детского сада.
Единого определения инклюзии применительно к процессам, происходящим в детских дошкольных учреждениях, нет. инклюзия на уровне детских садов – явление относительно недавнее.
Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим особые потребности, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе
Слайд №4
Существуют Обязательные процедуры при переходе на инклюзивную модель педагогической деятельности ДОУ
Принятие решения о переходе на инклюзивную модель педагогической деятельности (приказ учредителя, положение и другие локальные акты)
Осознание ценностей инклюзивной модели образования всеми участниками образовательного процесса
Постановка целей
Анализ условий
Подбор и создание средств и методов
Оценка результатов
Коррекция деятельности
Вместе с тем, инклюзивное образование определяет необходимость объединения специалистов разного профиля, поиска и разработки эффективных моделей сотрудничества специалистов в процессе оказания помощи ребенку с особыми потребностями
А. С. Макаренко подчеркивал, что «там, где педагоги не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса». Именно взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов нашей организации в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество на разных этапах работы, способствуют оказанию эффективной комплексной коррекционной помощи детям с ОВЗ.
Слайд № 5 Барьеры в образовании
Для образовательного учреждения, выбравшего путь инклюзивной практики обучения,важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении, воспитании и развитии того или иного ребенка с особыми потребностями.
Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения ребенка – физическая недоступность окружающей среды (отсутствие пандусов, лифтов, транспорта).
Перед учреждениями со стандартным нормативным финансированием стоит финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки (введение новых штатных единиц – медработник, тьютеры, специалисты)
Но еще более значимыми оказываются барьеры социальных отношений. Иначе их называют «отношенческими». Социальные барьеры не имеют внешнего «архитектурного» выражения, они не связаны с материальными и финансовыми затратами. Это уже существующие профессиональные установки педагогов, негибкая система оценивания достижений воспитанников, недостаточность существующей нормативно-правовой базы.
Чтобы устранить барьеры на пути развития инклюзивного образования, необходимо:
Не только изменить физическую среду ДОУ для достижения «архитектурной» доступности;
Не только увеличить финансирование для обеспечения специальной поддержки воспитанников с особыми образовательными потребностями;
Но и, в первую очередь, устранить социальные барьеры: постепенно и целенаправленно менять культуру, политику и практику работы дошкольного учреждения.
Со всеми вышеперечисленными проблемами наше ДОУ столкнулось при организации собственного опыта инклюзивной практики.
категории меры, определяющей «характер «фазного», ступенчатого движения от одного состояния к другому»
Слайд № 6 Модель дошкольного инклюзивного образовательного ОУ
1. в ДОУ должен быть лидер, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подобрать правильную команду, обучить её и умеет строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями.
При переходе на инклюзивное образование, кадры – это главный и решающий фактор в организации. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность работы организации.
Из 23 педагогических работников нашего детского сада, 18 прошли обучение по теме: «реализация инклюзивного образования в соответствии с ФГОС ДОО».
5 человек имеют опыт работы в специальной коррекционной школе-интернате.
Готовность коллектива – одно из условий возможности организации инклюзии, что способствовало бы более полному удовлетворению потребностей и социальной интеграции детей.
Слайд № 7 Паспорт доступности и дорожная карта
Проводя сравнительный анализ результатов социально-биологического анамнеза детей, поступающих в наш детский сад и детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное учреждение, но проживающих на закрепленной территории, мы выявили тенденцию к ежегодному ухудшению состояния здоровья. Значительно усложнились речевые диагнозы, наблюдается увеличение количества детей с поражением ЦНС, опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. На основании этих данных разработан паспорт Доступности учреждения и дорожная карта. Поэтапное выполнение пунктов позволит ребенку дошкольного возраста с любым диагнозом получить образовательные услуги.
В 2015 году было уложено асфальтное покрытие, которое обеспечивает бесперебойное передвижение по территории.
Оборудована стоянка для инвалидов. (фото)
Вывешены тактильные таблички и знаки-указатели, установлены домофоны.
В 2017 году приобретена беседка для слабовидящего с поводырем.
В 2019 году по программе «Доступная среда» на 728000 руб из федерального бюджета построен пандус, гигиеническая комната, закуплено оборудование для образовательного процесса и обустроена уличная игровая площадка.
Слайд № 8
При переходе на инклюзивное образование, кадры – это главный и решающий фактор в организации. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность работы организации.
Из 23 педагогических работников нашего детского сада, 18 прошли обучение по теме: «реализация инклюзивного образования в соответствии с ФГОС ДОО».
5 человек имеют опыт работы в специальной коррекционной школе-интернате.
Готовность коллектива – одно из условий возможности организации инклюзии
Существуют необходимые условия, при реализации которых происходило бы более полное удовлетворение потребностей и социальной интеграции детей
Пополнение нормативной базы дошкольного учреждения, регламентирующей сопровождение педагога
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ
Внедрение инноваций и нововведений (открытие личных сайтов педагогов, участие в профессиональных конкурсах на различном уровне, разработка методических пособий и рекомендаций)
Создание модели системной работы по непрерывному повышению квалификации
Успешное прохождение аттестации для повышения уровня квалификации педагогов
Качественно сформированный
творчески работающий коллектив
педагогов-единомышленников
Слайд № 9
Усовершенствование образовательно-организационной системы ДОУ на уровне документов, регламентирующим финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса.
Нами уже разработана программа развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО 2019-2023 гг.
Слайд № 10
Активное включение родителей в коррекционно-реабилитационный процесс особого ребенка. Подчеркну лишь, что в развитии ребенка с ОВЗ семья играет не просто важную, а первостепенную и уникальную роль. Как показывают наши наблюдения, многие родители таких детей не осознают определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, не связывают появление вторичных деффектов в его развитии с неблагополучными отношениями в семье, с неоптимальным стилем родительского воспитания. И, как следствие, либо уповают на чудо (ребенок подрастет – проблемы исчезнут, либо, расписавшись в собственной беспомощности, надеются только на педагогов. Очень часто у таких семей вырабатывается «комплекс жертвы». Это направление работы нацелено на выработку нового жизненного качества родителей – адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и экстремальных жизненных ситуациях. Это членство в родительском комитете ДОУ, тренинговые занятия со специалистами.
Слайд № 11.
Целью методического сопровождения является опровождение профессионального развития педагогов в организации для инклюзивного образования в ДОУ, а также образования детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Расширять знания педагогов по проблеме инклюзивного образования с уч том современных условий, требований к образованию детей с ОВЗ.
2. Формировать и развивать профессиональное мастерство в реализации задач инклюзивного образования, образования и воспитания детей с ОВЗ.
3. Изучать, обобщать опыт работы педагогов по организации инклюзивного образования, образования детей с ОВЗ.
4. Создавать условия для повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, развития творческой инициативы педагогов, активизации к саморазвитию.
Алгоритм системы повышения профессионального развития педагогов для работы с детьми, имеющими ОВЗ.
1. Составление индивидуального плана самообразования педагога.
2. Определение индивидуального учебно-методического комплекса для сопровождения развития профессиональной компетентности педагога.
3. Коррекция плана-графика повышения квалификации с учетом включения индивидуального плана самообразования.
4. Реализация методического сопровождения для повышения профессиональной компетентности педагога в работе с детьми с ОВЗ.
5. Определение результативности повышения профессиональной компетентности (система мониторинга).
6. Рефлексия деятельности. (самоанализ)
7. Определение перспектив дальнейшего развития педагогов.
Методическое обеспечение системы раннего выявления и специальной помощи детям с ОВЗ и их семьям реализуется в следующих направлениях:
Совершенствование психолого-педагогических технологий комплексной диагностики;
Адресность оказываемой помощи семье и ребенку;
Оптимизация коррекционной работы;
Получение новых данных об особых образовательных потребностях детей с выявленными отклонениями в развитии;
Создание на основе проведенной диагностики новых технологий психологической помощи семье ребенка.
Слайд № 12
Значимая роль в создании системы инклюзивного образования принадлежит психолого-медико-педагогическим консультациям. Цель комиссии на сегодняшний день – не комплектование специальных групп, классов, а подготовка рекомендаций оп оказанию помощи и определению специальных условий обучения ребенка с ОВЗ, выбор оптимального маршрута, подбор и описание условий для адаптации в рамках этого маршрута. На базе ДОУ работает психолого-медико-педагогический консилиум, в рамках которого проходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения воспитанника. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, группе детей, которой владеют педагоги, медики, психолог, логопед и на основе целостного видения ребенка разрабатывает и реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития.
Слайд № 13
Дети, проживающие на закрепленной к ДОУ территории и не имеющие возможности его посещать, зачисляются в консультационный центр. В нем работают те же самые специалисты, но помощь оказывается в индивидуальном порядке как ребенку, так и его родителям (законным представителям). Формы помощи разнообразны : это консультации, круглые столы, мастер-классы, тренинги, онлайн-дискуссии, совместные праздники и развлечения. Вся работа проводится по следующим направлениям: консультативно-правовое, психолого-педагогическое, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное и помогает ребенку адаптироваться к ДОУ.
На 2019-2020 год в конскльтационныйценьр зачислено:
2 слабослышащих, 1 слабовидящий, 2 колясочника, 3 с нарушением ЦНС, 2 аутиста.
Слайд № 14
CBR – технологии
В 2013 году была утверждена комплексная программа Тамбовской области «Право быть равным». Заказчиком и координатором программы выступило управление образования и науки области, а коллектив ДОУ «Теремок» исполнителем от г. Уварово. Цель программы – обеспечение комплексного подхода в создании благоприятных условий, направленных на улучшение жизнедеятельности детей-инвалидов и повышение адаптивных возможностей их семей в условиях межведомственного взаимодействия на базе ДОУ.
Им оказывается медицинская помощь (сотрудничество со специалистами учреждений здравоохранения г. Уварово и Тамбова, общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов», коррекционно-развивающее обучение, обучение по уходу, воспитанию и развитию детей-инвалидов, социальная помощь.
В результате работы по профилактической услуге CBR – технологии нашими специалистами происходит коррекция социализации детей с ОВЗ на территории нашего города
Слайд № 15 АОП
Родители (законные представители) получили на руки заключение ПМПК, и с этим документом они приходят в детский сад. Чтобы воспитание и обучение дети с особенностями в развитии получили полноценной с динамикой, необходимо вести работу по адаптированным общеобразовательным программам.
АОП является программным документом для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. В нашей организации создаются специальные условия для получения указанными воспитанниками.
Слайд № 16
Следующим этапом является индивидуальный образовательный маршрут. ИОМ – это образец новой методики. Он разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в виде поэтапного плана с указанием целей, задач, используемых педагогических ресурсов, методических приемов и результатов обучения по индивидуальной образовательной программе.
Слайд № 17
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание возможностям ребенка психологически комфортной и предметно-развивающей среды.
ДОУ оснащено специальным оборудованием:
Пандус, расширены дверные проемы, кнопка вызова, гигиеническая комната, уличная площадка, оборудован кабинет специалиста, опора для сидения,
кресло-коляска для передвижения детей-инвалидов и детей с ДЦП,
детский тренажер.
В ДОУ созданы условия для дистанционного общения с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, не посещающими дошкольное образовательное учреждение с целью эффективного взаимодействия с ребенком и развития его коммуникативной.
Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, способствует их включению в социальную жизнь, позволяет им быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом. Кроме того, для остальных детей это возможность учиться понимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое социальная справедливость.
Слайд № 18
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит…
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит? ….
Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!
Слайд № 19
Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива
Слайд № 20 Спасибо за внимание