Ирина Антипова
Инклюзивное образование: проблемы и решения
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей. Оно обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех. Приспособление к различным нуждам разных категорий детей. Обеспечение доступа к образованию для детей с особыми потребностями.
Публикация «Инклюзивное образование: проблемы и решения» размещена в разделах
В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в общеобразовательные классы школ и группы детских садов вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий воспитанников, часто является единственным способом получения образования для детей с нарушениями в развитии.
Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.
Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.
Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.
Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблемы.
Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый десятый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это люди с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи.
Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только для детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную линию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей. Подражание является важным методом инклюзивного и интегрированного обучения.
Л. С. Выготский (1896-1934) указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения.
Практика работы некоторых образовательных, муниципальных и общественных организаций показывает, что дети-инвалиды способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. В этих случаях школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество. Таким образом, назрела необходимость ориентировать государственную систему дополнительного образования на работу с детьми-инвалидами.
Восемь принципов инклюзивного образования :
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:
Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.
Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т. д., с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения
Проблемы инклюзивного образования :
1. В нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно ограничен, в малых городах и селах дети-инвалиды нередко остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
2. Для обучения детей с ограниченными возможностями на современном уровне требуется решение ряда проблем, в том числе совершенствование системы образования. Сегодня существуют явные пробелы в законодательной базе, а также в системе социальной поддержки.
3. Значительная часть трудностей в обучении и воспитании детей-инвалидов связана с острым дефицитом квалифицированных кадров - коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Отсутствует система подготовки и переподготовки кадров для обучения детей-инвалидов в системе общего образования. Подготовка специальных педагогов ориентирована на работу в системе специальных школ.
4. Очень многие выпускники дефектологических факультетов (коррекционной педагогики и специальной психологии) не идут работать в специальные (коррекционные) образовательные учреждения из-за низкой зарплаты и непрестижности профессии учителя-дефектолога.
5. Особенности обучения детей-инвалидов как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в системе общего образования требуют внесения существенных изменений в учебные планы не только факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии, но и ряда других (прежде всего, факультетов дошкольного воспитания и учителей начальных классов).
6. Развитию инклюзивного образования препятствует отсутствие необходимого материально-технического обеспечения школ. Особое место среди проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимают трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.
7. В России до сих пор не создана единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи. И только немногие дети с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов, получают коррекционно-педагогическую помощь в раннем возрасте, хотя в ряде регионов (например, в Псковской, Свердловской, Самарской областях, Москве, Санкт-Петербурге) положительный опыт такой работы существует.
8. Большинство учителей и директоров школ мало знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в обычных классах.
9. Отмечаются следующие методологические и организационные сложности в исследованиях эффективности инклюзивного образования :
-критерии, согласно которым школа может считаться инклюзивной, и кто их определяет;
- как идентифицировать инклюзию в школе;
- как зафиксировать изменения в развитии учащихся;
- как сравнивать данные эмпирических исследований, если в них принимают участие разные популяции детей – учащиеся с особыми потребностями и ограниченными возможностями.
10. Психологические проблемы учителей.
Учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Специалисты испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов. Но в данном случае речь идет о правах человека, и поэтому педагог боится ответственности, возлагаемой на его плечи.
11. Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:
Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка.
12. Финансирование работы учреждения ориентировано не на ребёнка, а на вид учреждения.
13. Отсутствует нормативная и методическая база организации и проведения ЕГЭ для детей-инвалидов (особенно с нарушением опорно-двигательного аппарата и зрения) что фактически лишает данных обучающихся возможность сдавать ЕГЭ и ставит их в неравное положение с другими абитуриентами.
Положительные следствия инклюзивного образования.
Для детей с ОВЗ: Дети участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками. Они пробуют свои возможности в более продвинутых уровнях игры. Инклюзивное образование обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить, оно дает возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде. Позволяет задействовать групповую учебную деятельность. Подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей».
Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают "ограниченные возможности", и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы. Для всех детей: Развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность. Исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности. Рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом).
Таким образом, для успешного развития инклюзии необходимо :
1. Большое значение должно придаваться инклюзивному воспитанию. Инклюзивное воспитание – это управление индивидуальным развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (личностная инклюзия) в воспитательном пространстве, среде, воспитательной системе образовательной организации.
2. Оказание ранней коррекционной помощи детям с особенными педагогическими потребностями в детском саду.
3. Составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех учеников и воспитанников.
4. Обеспечить доступность школьного образования для всех детей, проживающих рядом со школой. Признать права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства.
5. Обеспечить физический доступ учеников с ограниченными возможностями здоровья в школы: транспорт, пандусы, подъемники.
6. Провести реформы и изменения, направленные на благо всех учеников школы в целом.
7. Сформировать у учащихся положительное отношение к обучению. Ученик выступает в качестве главного условия личного роста, способствующего преодолению негативных особенностей эмоционально-личностной сферы и благодаря включению в успешные виды деятельности.
8. Развивать личность учащегося, учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого воспитанника.
9. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса путем взаимодействия диагностико-консультативной, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической, социально-трудовой деятельности. Начиная с детского сада.
10. Создание уютного, комфортного пространства для всех. Создание среды, способствующей гармоничному развитию личности ребенка вне зависимости от наличия или отсутствия у него ограниченных возможностей здоровья;
11. Формирование толерантного пространства детей, родителей, персонала и социального окружения.
12. Реструктурировать методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой.
13. Привлекать к работе в условиях инклюзивного образования высококвалифицированных специалистов, которые не только обеспечат усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и примут активное участие в работе школы в режиме развития.
14. Осуществлять мониторинг инклюзивного образования, т. е. отслеживать индивидуальные образовательные достижений каждого учащегося.
15. Формировать общественное сознание по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии. Признать равноценность для общества всех учеников. Повысить степень участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни.
16. Обеспечить внеклассную деятельность, формирующую из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития. Инклюзия – не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.
17. Избавится от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности.
18. Признать роль школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей.
19. Сохранять и укреплять здоровье всех категорий школьников и дошкольников.
20. Развить отношения поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.
21. Развивать систему дистанционного образования. Осуществлять мониторинг инклюзивного образования, т. е. отслеживать индивидуальные образовательные достижений каждого учащегося.
Заключение: Инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования и воспитания для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения и воспитания с постановкой адекватных целей всех детей, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого ребёнка и максимального раскрытия его потенциала.
Забота каждого гражданина понять и признать эти изменения. Изменить это отношения можно, только если начать с собственного сознания и правильного воспитания своих детей, изменения мышления всего общества.