Инна Омельченко
Инклюзивное образование как основа сохранения самоценности детства ребенка с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.
С. Маршак
Забота взрослых — способствовать полноценному проживанию ребёнком этого, такого значимого для человека периода — детства. В своей работе мы придерживаемся принципов, в которых отражается новый подход к пониманию детства – признание, что все дети разные, и каждый развивается индивидуально.
Публикация «Инклюзивное образование как основа сохранения самоценности детства ребенка с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В нашем дошкольном образовательном учреждении функционируют 2 группы компенсирующей направленности, которые посещают 25 детей с ОВЗ, ещё 5 детей с ОВЗ, посещают общеобразовательные группы. В работе с родителями своей главной задачей видим понимание всеми участниками образовательных отношений, что дошкольное детство – самоценный период в развитии человека, и каждый ребенок имеет право на полноценное проживание всех его этапов, что полноценное развитие ребенка возможно только в процессе общения с взрослыми и сверстниками.
В современном мире вопрос включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду нормативно развивающихся сверстников является очень важным.
Это обусловлено:
- увеличением количества детей с особыми образовательными потребностями (по данным ВОЗ в мире рождается со статусом «здоров» всего 25% детей);
- социальным заказом родителей и общества в целом (многие родители не желают переводить ребенка из общеразвивающей группы в группу компенсирующей направленности);
- направленностью системы образования на сохранение самоценности детства ребенка с любыми образовательными потребностями (система образования подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему).
В соответствии с Федеральным образовательным стандартом и запросом родителей воспитанников (законных представителей) в нашем учреждение инклюзивная практика имеется. Цель дошкольного образовательного учреждения при реализации данной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными стартовыми возможностями.
Главным направлением развития в детском саду является включение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнёров».
В систему инклюзивного образования включены все участники образовательного процесса - администрация (заведующий, старший воспитатель, педагогический коллектив (учитель – логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители (законные представители, дети.
Работа всех участников образовательных отношений объединена деятельностью психолого-педагогического консилиума, на котором происходит определение путей психолого-педагогического сопровождения ребенка, выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута, разработка адаптированной образовательной программы (выбор вида инклюзии, включение родителей в деятельность психолого-педагогического сопровождения, динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
По уровню включения ребёнка в образовательный процесс реализуются следующие виды инклюзии : точечная, частичная, полная.
Точечная инклюзия осуществляется кратковременно, это включение ребёнка в коллектив сверстников общеобразовательных групп лишь на праздниках, музыкальных мероприятиях, в играх на прогулке, взаимопосещения, посещения детьми дежурных групп, совместных спортивных и речевых досугов, массовых мероприятий. Осуществляется для детей посещающих группы компенсирующей направленности. У детей с ОВЗ недостаточно развита инициатива в общении, при общении дети испытывают страх, смущение, что приводит порой к прекращению общения, замкнутости, недостаточно развита речь, умение применять знания на практике. Таким образом, по отношению к личности детей с ОВЗ коллектив сверстников является средством духовного обогащения, средством, координирующим его психическую деятельность, фактором его нравственно-психического развития, воспитания положительных личностных качеств, средой, способствующей самовыражению и самоутверждению ребенка. На первых порах осуществляется точечно ввиду возможного появления у детей вторичных нарушений психологического характера.
Частичная инклюзия – предполагает включение ребёнка в режиме половины дня или неполной недели (ребёнок не находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми в режиме кратковременного пребывания). В нашем детском саду данный вид инклюзии использовался для часто болеющего ребенка с ОВЗ.
Полная инклюзия – посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня (ребёнок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками; игровой развивающий материал для такого ребенка адаптируется и модифицируется: например, образцы для выполнения заданий с более четким и толстым контуром, на более плотной бумаге и т. д.). Занятия со специалистами проводятся индивидуально. Эффективность использования времени детей на занятиях и вне их достигается прежде всего за счет четкого планирования всего объема работы, форм, методов и приемов ее организации. Планирование, в свою очередь, определяется целями и задачами, поставленными на текущий учебный год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально-возрастными особенностями детей.
С 2018г. в нашем детском саду начата систематическая работа по оказанию диагностической помощи семьям детей с ОВЗ, в т. ч. не посещающих ДОУ в рамках работы консультативного пункта.
Методическая и психолого-педагогическая подготовка родителей детей с ОВЗ ведется как посредством традиционных форм, таких как индивидуальные консультации, «Круглые столы», так и современных, более мобильных, с применением информационно-коммуникативных технологий:
- формирование электронной библиотеки, с помощью которой родители детей с ОВЗ смогут, с одной стороны, заниматься самообразованием, а с другой подбирать необходимые книги, методические пособия и игры для занятий с детьми;
- ведение группы «В контакте», с рекомендациями, консультациями, трансляциями, планирование мероприятий и оповещение родителей о проведении тех или иных мероприятий, создание видеоотчетов.
Таким образом, выбор путей психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, четкое планирование работы позволяет нам добиваться положительных результатов в преодолении имеющихся затруднений у наших воспитанников.