Получи документы

Инклюзивное образование как основа сохранения самоценности детства ребенка с особыми образовательными потребностями

Инна Омельченко
Инклюзивное образование как основа сохранения самоценности детства ребенка с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.

С. Маршак

Забота взрослых — способствовать полноценному проживанию ребёнком этого, такого значимого для человека периода — детства. В своей работе мы придерживаемся принципов, в которых отражается новый подход к пониманию детства – признание, что все дети разные, и каждый развивается индивидуально.

Публикация «Инклюзивное образование как основа сохранения самоценности детства ребенка с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

В нашем дошкольном образовательном учреждении функционируют 2 группы компенсирующей направленности, которые посещают 25 детей с ОВЗ, ещё 5 детей с ОВЗ, посещают общеобразовательные группы. В работе с родителями своей главной задачей видим понимание всеми участниками образовательных отношений, что дошкольное детство – самоценный период в развитии человека, и каждый ребенок имеет право на полноценное проживание всех его этапов, что полноценное развитие ребенка возможно только в процессе общения с взрослыми и сверстниками.

В современном мире вопрос включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду нормативно развивающихся сверстников является очень важным.

Это обусловлено:

- увеличением количества детей с особыми образовательными потребностями (по данным ВОЗ в мире рождается со статусом «здоров» всего 25% детей);

- социальным заказом родителей и общества в целом (многие родители не желают переводить ребенка из общеразвивающей группы в группу компенсирующей направленности);

- направленностью системы образования на сохранение самоценности детства ребенка с любыми образовательными потребностями (система образования подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему).

В соответствии с Федеральным образовательным стандартом и запросом родителей воспитанников (законных представителей) в нашем учреждение инклюзивная практика имеется. Цель дошкольного образовательного учреждения при реализации данной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными стартовыми возможностями.

Главным направлением развития в детском саду является включение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнёров».

В систему инклюзивного образования включены все участники образовательного процесса - администрация (заведующий, старший воспитатель, педагогический коллектив (учитель – логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители (законные представители, дети.

Работа всех участников образовательных отношений объединена деятельностью психолого-педагогического консилиума, на котором происходит определение путей психолого-педагогического сопровождения ребенка, выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута, разработка адаптированной образовательной программы (выбор вида инклюзии, включение родителей в деятельность психолого-педагогического сопровождения, динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.

По уровню включения ребёнка в образовательный процесс реализуются следующие виды инклюзии : точечная, частичная, полная.

Точечная инклюзия осуществляется кратковременно, это включение ребёнка в коллектив сверстников общеобразовательных групп лишь на праздниках, музыкальных мероприятиях, в играх на прогулке, взаимопосещения, посещения детьми дежурных групп, совместных спортивных и речевых досугов, массовых мероприятий. Осуществляется для детей посещающих группы компенсирующей направленности. У детей с ОВЗ недостаточно развита инициатива в общении, при общении дети испытывают страх, смущение, что приводит порой к прекращению общения, замкнутости, недостаточно развита речь, умение применять знания на практике. Таким образом, по отношению к личности детей с ОВЗ коллектив сверстников является средством духовного обогащения, средством, координирующим его психическую деятельность, фактором его нравственно-психического развития, воспитания положительных личностных качеств, средой, способствующей самовыражению и самоутверждению ребенка. На первых порах осуществляется точечно ввиду возможного появления у детей вторичных нарушений психологического характера.

Частичная инклюзия – предполагает включение ребёнка в режиме половины дня или неполной недели (ребёнок не находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми в режиме кратковременного пребывания). В нашем детском саду данный вид инклюзии использовался для часто болеющего ребенка с ОВЗ.

Полная инклюзия – посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня (ребёнок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками; игровой развивающий материал для такого ребенка адаптируется и модифицируется: например, образцы для выполнения заданий с более четким и толстым контуром, на более плотной бумаге и т. д.). Занятия со специалистами проводятся индивидуально. Эффективность использования времени детей на занятиях и вне их достигается прежде всего за счет четкого планирования всего объема работы, форм, методов и приемов ее организации. Планирование, в свою очередь, определяется целями и задачами, поставленными на текущий учебный год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально-возрастными особенностями детей.

С 2018г. в нашем детском саду начата систематическая работа по оказанию диагностической помощи семьям детей с ОВЗ, в т. ч. не посещающих ДОУ в рамках работы консультативного пункта.

Методическая и психолого-педагогическая подготовка родителей детей с ОВЗ ведется как посредством традиционных форм, таких как индивидуальные консультации, «Круглые столы», так и современных, более мобильных, с применением информационно-коммуникативных технологий:

- формирование электронной библиотеки, с помощью которой родители детей с ОВЗ смогут, с одной стороны, заниматься самообразованием, а с другой подбирать необходимые книги, методические пособия и игры для занятий с детьми;

- ведение группы «В контакте», с рекомендациями, консультациями, трансляциями, планирование мероприятий и оповещение родителей о проведении тех или иных мероприятий, создание видеоотчетов.

Таким образом, выбор путей психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, четкое планирование работы позволяет нам добиваться положительных результатов в преодолении имеющихся затруднений у наших воспитанников.

Публикации по теме:

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма.Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма. Дыхание человека — это один из основных физиологических процессов. От того как мы дышим зависит наше здоровье – сопротивляемость организма.

Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия»Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.

Инклюзивное мероприятие «Первый день зимы!»Инклюзивное мероприятие «Первый день зимы!» Наш детский сад является территорией инклюзивного пространства, поскольку наше учреждение единственное в Воронеже, в котором воспитываются.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация для родителей «Родительская любовь — основа воспитания ребенка» Что бы родители ни делали, они всегда являются авторитетом для своего ребенка. В жизни ребенок воспринимает и любит своих родителей как.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Советы для родителей «Воспитывайте трудолюбие у ребенка с детства»Советы для родителей «Воспитывайте трудолюбие у ребенка с детства» Цель:сформировать у родителей представления о роли, способах трудового воспитания детей в семье. "Лучшая форма наследства, которую мы оставляем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инклюзивное образование как основа сохранения самоценности детства ребенка с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 13 июля 2020 в 12:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инклюзивное образование как основа сохранения самоценности детства ребенка с особыми образовательными потребностями» (включая файлы) размещена пользователем Инна Омельченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД