Светлана Лапина
Кинезиология в коррекции проблем обучения детей классов 7 вида и классов компенсирующего обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиология в коррекции проблем обучения детей классов 7 вида и классов компенсирующего обучения.
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтень
Сензитивный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих индивидуальные особенности каждого ребёнка. И в этом смысле трудно переоценить роль кинезиологии.
Публикация «Кинезиология в коррекции проблем обучения детей классов 7 вида и классов компенсирующего обучения» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Темочки
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определённых движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ, родившийся в 460 году до н. э., также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счёт которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок – кинезиология.
Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое - гуманитарное, образное; левое - математическое, знаковое, а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Поэтому для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений.
Кинезиологические комплекся включают в себя :
- растяжки;
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- телесные упражнения;
- упражнения для развития мелкой моторики;
- упражнения на релаксацию.
Но мы остановимся на упражнениях для развития мелкой моторики. Влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи доказали работы А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, В. М. Бехтерева, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов, следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Кинезиологические методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка (с учётом данных условий, возраста, особенностей, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
В своей работе по кинезиологическим программам я придерживаюсь позиции учебно-игрового партнёрства (выделены в работах известного психолога С. Г. Якобсон). Такое построение образовательного процесса влечёт за собой смену позиций взрослого и ребёнка в процессе взаимодействия. Название деятельности, исходящей от педагога-психолога, или «практика», подразумевает совместное «практикование» деятельности, когда её участники равноправны. На занятиях все участники занимают партнёрские позиции, которые подразумевают взаимное уважение, открытость друг другу.
Кинезиологические упражнения я преподношу ученикам, как игру, не забывая о трё х китах педагогики: систематичность, последовательность и постепенность. То есть, от простого к сложному, но ежедневно! Это залог успешного достижения цели. Игра является незаменимым средством решения обозначенной задачи – развитие умственных способностей и физического здоровья.
Очень хороши в этом смысле программы Сиротюк А. Л., Шаниной Г. Е. Также я использую игры, предложенные Рузиной М. С. и Афонькиным С. Ю. и И. С. Лопухиной.
Из стеклянных камушков. Аквариум.
Яблоня и цветы.
Танграм.