Юлия Колтыга
Инклюзивное образование
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное (интегрированное) образование — формирование процесса обучения, где дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, введены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же образовательных учреждениях Инклюзивное образование у дошкольников является одной из наиболее особо важной и актуальной темой в современной педагогике. Желание обеспечивать равные возможности для всех детей, вне зависимости от их особенностей и потребностей, делает инклюзивное образование неотъемлемой (особо важной) частью образовательной системы. Однако, на пути к реализации этой задачи стоят ряд серьезных проблем. Одной из главных проблем является то, что ограниченно количество инклюзивных учебных заведений в небольших населенных пунктах. Это создает трудности в доступе «особенных» детей с особыми потребностями к качественному образованию. Несовершенство системы поддержки, включая недостаточную подготовку (переподготовку) педагогов, также остается значительным препятствием на пути к успешной реализации инклюзивного образования. Финансовые проблемы тоже играют существенную роль в ограничении доступа к инклюзивному образованию для дошкольников. Недостаточное финансирование программ и услуг в этой сфере мешает их расширению и развитию, что затрудняет создание равных возможностей для всех детей. Ввиду недостаточности финансирования образовательных учреждений появляются некоторые трудности, которые тесно связаны с использованием специального оборудования для учащихся с особыми образовательными потребностями, а это является необходимой составляющей инклюзивного образования, которая открывает учащимся путь к обучению вместе со сверстниками. Введение инклюзивного образования в Москве было осуществлено несколько лет назад. Тем не менее, более 90% школ и детских садов столицы не включались в программу инклюзивного образования, а те школы и сады, что участвуют, имеют риск выйти из программы по причине завершения финансирования и слияния обычных образовательных учреждений с инклюзивными. Более того, выявилась дополнительная категория детей, которые не являются инвалидами, но им также нужны особые условия, а финансовые средства на это, как правило, не предусматриваются. В конечном счете, обучение детей с ОВЗ вместе со здоровыми сверстниками сейчас основывается на воодушевленности педагогического состава и решимости родителей бросить работу ради сопровождения ребенка в образовательное учреждение. Из-за проблем финансирования многие инклюзивные школы и детские сады могут перестать быть таковыми. Руководители многих образовательных учреждений сообщают об уменьшении финансирования по тем статьям расходов, которые предполагает инклюзию : на дефектологов, логопедов, психологов и тьюторов - сотрудников, сопровождающих ребенка во время пребывания в учебном заведении и помогающих выполнять задания. Не имеющие же инвалидности дети с ОВЗ вообще не предполагают дополнительного финансирования, хотя без дополнительных специалистов при обучении таких детей не обойтись. В результате многие инклюзивные образовательные учреждения не могут нанять достаточное число тьюторов. Во многих учреждениях вообще не дают такой ставки. Как правило, тьютор лишь один, несмотря на то что инклюзивных классов или групп несколько. Зачастую в роли тьюторов и вовсе выступают родители, чего быть не должно, так как, во-первых, мама или папа не может работать, а во-вторых, ребенок в присутствии родителей ведет себя по-другому. Исходя из этого, становится очевидным, что без мощной финансовой поддержки инклюзия в образовании долго не проживёт. Принцип «деньги следуют за учеником» пока не имеет конкретных механизмов своей реализации. Инклюзивный подход - это возможность создать нужные условия для всех членов общества, независимо от их умственных и физических особенностей. Но для того, чтобы полностью реализовать все возможности инновационного подхода, нужно создать необходимые условия для его успешной реализации. Россия сейчас находится только в начале инклюзивного пути, поэтому требуется подготовить не только учебную, но и материальную базу для осуществления данного образовательного процесса П. Миттлер (1988) считал, что интеграция может быть успешной при соблюдении следующих условий: Интегрированное обучение должно осуществляться с согласия родителей ребенка. Ребенку должна оказываться специальная педагогическая помощь. Забота об аномальных детях в обычном классе, группе не должна идти в ущерб остальным детям. Интеграция должна осуществляться на основе эффективного использования всех средств, имеющихся в распоряжении школы или детского сада. Аномальный ребенок должен принимать участие во всех мероприятиях класса, группы. Специальную подготовку должны получить все преподаватели