МААМ-картинки

Воспитание этнической толерантности в дошкольном учреждении. Методическое пособие

ольга тарасова
Воспитание этнической толерантности в дошкольном учреждении. Методическое пособие
▼ Скачать + Заказать документы

В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию деятельности детских садов, предъявляемых государственным образовательным Стандартом, Законом РФ «Об образовании» (раздел 1, ст. 1, а также Постановлением Главы администрации Хабаровского края о краевом компоненте государственного образовательного Стандарта средствами национальной культуры (№77 от 16.02.96 г.)

Публикация «Воспитание этнической толерантности в дошкольном учреждении, Методическое пособие» размещена в разделах

Актуальность темы. Проблема толерантного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Процесс формирования толерантности не является самопроизвольным и требует создания благоприятных педагогических условий.

Цель проекта: создание педагогических условий по формированию толерантности ребенка-дошкольника путем приобщения к культуре КМНС, проживающих в Хабаровском крае.

Задачи:

Направить познавательную активность детей на системное выявление следующих идей: человек и семья, малая родина и родной край;

•Формировать представление о людях разных национальностей, об их культуре и традициях;

Воспитывать любовь и привязанность к семье, городу, родной улице, детскому саду; уважение к культуре и традициям другого народа;

дети должны знать и называть:

•домашний адрес, имена родителей, родословную, родной город и наш край;

•представителей других национальностей, проживающих в Хабаровском крае, их культуру и традиции.

Продукт проекта: уголки краеведения, поделки ДПИ народов Севера, альбом «Народы Севера», рисунки детей на этнокультурную тему, цифровые диски и др.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, приглашенные специалисты

Вид проекта: краткосрочный, исследовательско-творческий

Примерное тематическое планирование занятий

1. Тема: Ульчская кукла-хакуа

Цель:

1) познакомить детей с представителями коренных народов Севера Хабаровского края;

2) развить познавательные и творческие способности детей, коммуникативную компетентность;

3) воспитать уважительное отношение к людям другой национальности средствами этнокультуры

Оборудование: карта Хабаровского края, виды Г. Николаевска-на-Амуре, фотографии представителей КМНС в национальной одежде, заготовки бумажных кукол-хакуа

Методические рекомендации :

На 2-ом этапе урока необходима актуализация –создание ситуации для формирования позитивной мотивации учения. Создать потребность в новом знании.

На 3-ем этапе урока – создать потребность в самореализации, самооценке; определяется развитие фонематического слуха, необычность для слуха незнакомого слова.

На 4-ом этапе – создать потребность в творчестве, самореализации, самооценке.

На 5-ом этапе – самый трудный этап- создание коммуникативного намерения. Воспитатель может помогать наводящими вопросами детям, у которых мало развита речь. Необходимо постоянное поощрение и учить давать самооценку, создавать ситуацию успеха. 6-ой этап – это самооценка воспитателя, определение эффективности занятия по заданной теме и цели.

2. Тема: Моя семья. Мое родовое древо

Цель:

1. формировать знания о символике родового древа в мировом фольклоре;

2. Систематизировать раннее полученные знания о родном крае, о народах Севера;

3. Воспитывать в духе семейной толерантности : это любовь и привязанность к семье, родному дому, уважение к семейным традициям.

Оборудование: карта Хабаровского края, фотовыставка о народах нашего края, куклы-хакуа, фотографии, рисунки, вышивки родового древа на нанайских и ульчских халатах, плакат с рисунком чье-нибудь родового древа, например Пушкина.

Методические рекомендации : На 1 этапе– во время повторения прошлого материала создавать ситуацию успеха, радость узнавания, мотивацию реализации новых знаний.

На 2-ом этапе –Есть у ульчей, нанайцев,нивхов, эвенов серия фольклорных сказок о том, откуда появились люди. Если позволит время или в данном проекте добавить тему знакомства с этими сказками. Можно рассказать о том, как во время чистки русла Днепра в 1975 году нашли на его дне мореный дуб со следами жертвоприношения. Несомненно, что языческие славяне отвели этому дубу роль «священного дерева», упоминаемым в письменных источниках. А легенду, на каком дереве был распят Иисус Христос, знаете? Пусть дети дома вместе с родителями найдут.

На 3-ем этапе– воспитателю необходимо знать способы построении е родового древа (горизонтальный и вертикальный способы, в центре листа внизу – сам автор дерева). Воспитатель должен знать такую сегодняшнюю тенденцию: во многих семьях западает мужская сторона дерева (зачастую отцы отсутствуют по разным причинам). А это значит, семья держится на женских плечах. Это неправильно. Так не должно быть, чтобы Россия держалась только на женских плечах. Образцами хороших родовых дерев могут послужить ветвистые, густые

дерева известных людей или ваших знакомых или родственников.

Это весьма трудная работа, необходима помощь воспитателя, который должен создавать мотивацию к действию и творческому воображению. Ориентировать детей на положительное самоопределение. Воспитателю необходимо быть корректным, т. к. некоторые дети могут быть из неполных семей. В этом случае воспитатель может предложить нарисовать свое будущее родовое древо.

На 4-ом этапе – создание принципа психологической комфортности, ситуации успеха, самореализации и самооценки во время коммуникативных намерений.

Ребенок должен быт горд за свою семью.

На 5-ом этапе- Тема Родины должна звучать доминирующим образом.

3. Тема: «Малые фольклорные жанры народов Севера»

Цель:

1. Познакомить с малыми фольклорными жанрами народов Севера, их особенностями; учить сравнительному анализу русского фольклора малых жанров и фольклора этносов Хабаровского края;

2. Развить познавательные способности детей о фольклорных жанрах;

3. Воспитать нравственные качества средствами фольклора

Методические рекомендации

В ульчских словах, где есть звук [э] : данный звук произносим не как русское [э], а как, например, в английском имени Дэвид- звук [э]. Слово ТИДУ произносим, как указано в транскрипции [тыду] .

Никому не секрет, что воспитательный потенциал пословиц и поговорок велик. В рамках данного занятия знакомить с загадками и поговорками невозможно из-за недостаточности времени. Поэтому данную тему можно вынести на следующее занятие или в следующий проект.

5-й этап урока – самопознание, положительная самооценка; определение уровня толерантности у детей.

4. Тема: Большие фольклорные жанры. Нанайская сказка «Айога»

Цель:

1. Направить познавательную активность детей на воспитание толерантности средствами фольклора.

2. Совершенствование развития способностей к различным видам искусства;

3. Воспитание семейной толерантности через нанайскую сказку.

Оборудование: тексты нанайской сказки «Айога», нивхской сказки «Кык-кык»;

пальчиковые куклы в нанайских халатах, ширма для кукольного театра.

5. Тема: Музыкальные инструменты народов Севера

Цель:

1. Формирование позитивной познавательной мотивации для получения новых знаний;

2. Развитие позитивного отношения к этнокультуре, творческих способностей;

3. Воспитание эстетического чувства, коллективного коммуникативного взаимодействия.

Оборудование: музыкальные инструменты: бубен, скрипка, погремушки, шаманский пояс, музыкальные палочки; цифровые диски со звучанием этих инструментов и исполнителями в национальных халатах : «Нивхское пособие», «Удэгейское пособие», «Ульчское пособие».

6. Тема: Знакомство с художественной литературой народов Севера.

Творчество эвенского писателя Андрея Кривошапкина.

(презентация)

Цель:

1. Знакомство с эвенским писателем Андреем Кривошапкиным.

2. Развитие потребности у детей в самостоятельном освоении окружающего мира; систематизация знаний о культуре народов, проживающих рядом.

3. Воспитание любви к родному краю; культуры экологического воспитания посредством художественной литературы.

Оборудование: слайды презентации «Творчество А. Кривошапкина».

Продукт проекта:

•Уголки краеведения в группах, поделки ДПИ народов Севера, альбом «Народы Севера», цифровые диски, рисунки детей на этнокультурную тему.

•Представление своих уголков краеведения (в течение недели) в форме, выбранной педагогами.

•Оформление фотовыставки уголков краеведения «Мой любимый край»

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ

1. Диагностическая карта «Индекс толерантности»

(для родителей и воспитателей) :

Цель: определение уровня толерантности.

Оценка: (в %)

1)Толерантны ли вы? (проявление уважения к другим народам).

2)Как вы считаете, надо ли знакомить детей с культурой народов Севера?

3)Какие коренные малые народности Севера живут в Хабаровском крае?

3. Диагностическая карта сформированности

толерантной компетентности

(для детей)

Количество детей – 26

Оценка: в %

Главными участниками проекта являются дети. При оценивании толерантной компетентности необходимо соотнести результаты диагностики с эффективностью обучения.

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

в начале обучения

в процессе обучения

к концу обучения

Публикации по теме:

Консультация «Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении. Реализация программы О. О. Осадчей» Всем нам хорошо известно, что ныне материальные ценности доминируют над духовными не только у взрослых, но и у детей. Работая в детском.

Инклюзивная деятельность в дошкольном учреждении Люди разные бывают Знает каждый индивид. И нет разницы на деле: инвалид не инвалид! Люди так не делятся! Инклюзивное образование - процесс.

Организация здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении и семье Ж. Ж. Руссо «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Здоровье выступает основой жизнедеятельности.

Адаптация детей в дошкольном учреждении Адаптация детей в дошкольном учреждении Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит.

Круглый стол «Адаптация детей в дошкольном учреждении» Круглый стол Уважаемые родители! Детский сад – новый период в жизни не только ребёнка, но и вас – взрослых. Сегодня мы будем говорить о.

Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении Проектный метод в ДОУ Внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие модернизации.

Методическое пособие Методическое пособие «Робот Робик в гостях у детей». Актуальность. Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для.

Проблема этнической толерантности в жизни российской молодежи В настоящий момент, в обществе наблюдается тенденция, ведущая к потере в сознании молодежи традиционных духовно-нравственных ценностей,.

Вариант книжного уголка в дошкольном учреждении «Уголок книги» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формировании у дошкольников.

Сценарий визитки к КВН для педагогов в дошкольном учреждении Звенит звонок. В пед. кабинет входят воспитатели. -остался тихий час. -И вечер продержаться. Все дружно выдыхают и принимают валидол. -У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание этнической толерантности в дошкольном учреждении. Методическое пособие
Опубликовано: 16 декабря 2015 в 15:25
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание этнической толерантности в дошкольном учреждении. Методическое пособие» (включая файлы) размещена пользователем ольга тарасова (УИ 383673) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД