Светлана Беликова
Инклюзивно-образовательная среда в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивно-образовательная среда в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида.
«Предоставьте каждому человеку все те права, которыми бы вы хотели обладать сами»
Роберт Ингерсолли
Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим ребенку.
Публикация «Инклюзивно-образовательная среда в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Инклюзия направлена не на изменения или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию образовательной и социальной среды к возможностям данного ребенка.
Сегодня инклюзия рассматривается, как одно из важных направлений развития системы образования.
На основе закона Российской Федерации «Об образовании», всем детям с ОВЗ предоставляется возможность получить качественное образование в любом дошкольном образовательном учреждении.
Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ адаптироваться, социализироваться и развивать свои индивидуальные способности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) создает фундамент для погружения «особенных детей» в социальное пространство и улучшает их жизненные перспективы.
Ребенок, находясь в инклюзивно-развивающей среде, имеет преимущества перед другими детьми:
1. создание в МКДОУ особых условий для детей с ОВЗ;
2. создание гибкой адаптивной образовательной среды, учитывая образовательные потребности детей с нормой интеллекта и детей с ОВЗ в ДОУ;
3. возможность детей ОВЗ находится в кругу сверстников;
4. дети с ОВЗ формируют у себя положительную самооценку, благодаря инклюзивно-образовательной среде в ДОУ;
5. тьюторское сопровождение детей с ОВЗ на всех этапах получения инклюзивно-образовательного процесса в ДОУ;
6. дети с нормой интеллекта получают возможность развития и формирования таких качеств, как: эмпатия, милосердие, толерантность, терпимость, взаимоуважение.
Но есть и отрицательные моменты данной среды образования :
1. недостаточность материально-технической базы ДОУ для реализации модели инклюзивно-образовательной среды;
2. стандартная программа образования отличается от программы инклюзивного образовательного процесса в ДОУ, поэтому некоторым педагогам требуется переквалификация.
3. в ДОУ недостаточное количество квалифицированных специалистов, необходимых для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
4. не всегда дети с нормой интеллекта объективно относятся к своим сверстникам с ОВЗ. Они проявляют различные негативные реакции: агрессию, насмешки, злость, отвращение.
Наш детский сад является одним из первых в дошкольных образовательных учреждениях, который создает и реализует модель инклюзивно-образовательной среды.
По уровню включения ребенка с ОВЗ, в инклюзивно- образовательный процесс существует три вида инклюзии : полная, частичная и точечная.
Полная инклюзия это включение ребенка с ОВЗ в среду сверстников с нормой интеллекта в режиме всего дня, либо самостоятельно, либо с сопровождением, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Ребёнок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения. Для каждого из детей ОВЗ разрабатывается индивидуальная образовательная траектория, намечаются основные линии развития и точки взаимодействия со сверстниками.
Частичная инклюзия это включение ребенка частично в режиме половины дня или неполной недели. Занятия с такими детьми проводятся индивидуально, но на занятиях физкультуры и изобразительной деятельности они включаются в образовательный процесс вместе с другими детьми. В нашем детском саду частичная инклюзия реализуется в форме гостевых групп. Ребенок с ОВЗ приходит в такие группы в гости на непродолжительное время. Такие посещения заложены в его индивидуальную образовательную траекторию и регулируются специалистами. Кроме такого посещения, у нас функционируют микро-группы, состоящие из двух – трех детей. Педагоги совместно с родителем ребенка ОВЗ, организуют и проводят игры направленные на коммуникацию и взаимодействие между сверстниками в специальной комнате двигательной активности.
Точечная инклюзия это включение ребенка в режим дня группы кратковременно: совместные прогулки, проекты, праздники, постановки спектаклей. В нашем дошкольном учреждении существует две группы с видом точечной инклюзии. Где участники образовательного процесса внедряют этот вид, благодаря совместным проектам с другими группами, ставят спектакли сказок, а также приглашают бабушек из ресурсного центра «Рукодельница», и проводят для них праздники.
Таким образом создание модели инклюзивно-образовательной среды в ДОУ, помогает детям с ОВЗ безбарьерно войти в среду сверстников с нормой интеллекта и реализовать себя, как всесторонне - развитую личность.