Евсюкова Марина
Инициатива. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Инициатива. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО.
Современные дети, отягощенные всевозможными гаджетами, стали без инициативными, совсем разучились самостоятельно выбирать роль в игре и исполнять ее. Дошкольники настолько вживаются в электронные игры, что забывают о реальности и начинают раздвигать пальцами картинку в книжке, пытаясь увеличить ее, как на планшете.
Публикация «Инициатива, Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС до» размещена в разделах
Новое поколение детей «Z», способно выполнять большое количество заданий, опираясь на цифровые технологии, Но может ли оно породить лидеров, способных изменить Россию так, как Михаил Ломоносов, Петр I?
Ж. Пиаже и Э. Эриксон выявили, что развитие детской инициативы — одно из направлений развития личности - лидера
В изучении свойств личности психологи установили, что целесообразность формирования на этапе дошкольного детства у детей самостоятельности и инициативности является основным принципом развивающего обучения и воспитания ребенка.
Иначе говоря, дошкольник – это, прежде всего деятель, который стремится самостоятельно познавать мир, за счет возникающих разнообразных инициатив в решении проблемных ситуаций и различных видах деятельности
Каковы же основные сферы инициативы :
• творческая инициатива (включенность в сюжетно-ролевую игру, как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, мышление;
• инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по пр. «сопротивления» материала, где разв произвольность, планирующая функция речи);
• коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
• познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения
-Как же поддержать и развить детскую инициативу?
Я согласна с мнением А. В. Усовой о том, что оптимальным условием для развития детской инициативы и социальной активности является демократический стиль общения. А подавление воли ребенка со стороны взрослого и снижение эмоционального равновесия препятствует развитию детской инициативы.
1. Приобщать к труду, социальным, нравственным нормам 2. Педагогу необходимо четко определять оптимальный уровень нагрузки. Зная способности и возможности своего воспитанника подобрать задания так, чтобы он справился с ними.
3. Похвала нужна за правильность осуществляемого ребенком действия, а не его самого ребенка.
4. Нам следует замечать и видеть промеж. результат действий ребенка, пол. оценка этого не менее важна, чем итог результат.
5. Педагог должен поощрять в процессе деятельности активность ребенка, его творческий, не похожий с предложенным образцом. результат, его задумки, подходы ребенка к методам изготовления.
6. Проявлять внимание к интересам и потребностям каждого ребенка;
7. Вы спросите, должна ли быть помощь взрослого? Она необходима, но не должна быть директивной. Мы лишь можем
подсказать желаемое действие, направить, помочь косвенно.
8. Воспитателю необходимо быть режиссером и одновременно, так как создание ситуаций общения, игровых, проблемных, ситуаций успеха - важное условие развития инициативы.
9. Мы не должны запрещать выбор партнера для действия, игры, роли….
10. А как же быть без запретов? Если мы предложим альтернативу ребенку: выбрать иной способ, вариант действия, то и
11. Нам следует организовать неоднократное повторение действий через различные виды деятельности. Давая возможность овладения детям с разными ведущими видами деятельности пройти такие действия без механического повторения.
12. Мы преобразовываем предметно – пространственную среду: Оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь, для экспериментирования зачастую, помещая чуть выше или закрытее для собственного спокойствия, иногда тем самым нарушая основное условие - Обеспечение беспрепятственного доступа ко всем без исключения материалам и оборудованию.
14. В условиях большой наполняемости групп воспитателю достаточно сложно, но необходимо дать возможность выбора детьми различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой
15. Одним из условий является постоянная сменность материала: художественных произведений (книг, картин, аудио- и видеозаписей, музыкальных и спортивных атрибутов)
16. И над собой нам следует постоянно работать:наша речь, отношение к собеседнику, настроение- все это - для наших малышей.
И как говорил В. А. Сухомлинский «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»