Евсюкова Марина
Инициатива. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Инициатива. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО.
Современные дети, отягощенные всевозможными гаджетами, стали без инициативными, совсем разучились самостоятельно выбирать роль в игре и исполнять ее. Дошкольники настолько вживаются в электронные игры, что забывают о реальности и начинают раздвигать пальцами картинку в книжке, пытаясь увеличить ее, как на планшете.
Темочки:
Новое поколение детей «Z», способно выполнять большое количество заданий, опираясь на цифровые технологии, Но может ли оно породить лидеров, способных изменить Россию так, как Михаил Ломоносов, Петр I?
Ж. Пиаже и Э. Эриксон выявили, что развитие детской инициативы — одно из направлений развития личности - лидера
В изучении свойств личности психологи установили, что целесообразность формирования на этапе дошкольного детства у детей самостоятельности и инициативности является основным принципом развивающего обучения и воспитания ребенка.
Иначе говоря, дошкольник – это, прежде всего деятель, который стремится самостоятельно познавать мир, за счет возникающих разнообразных инициатив в решении проблемных ситуаций и различных видах деятельности
Каковы же основные сферы инициативы :
• творческая инициатива (включенность в сюжетно-ролевую игру, как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, мышление;
• инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по пр. «сопротивления» материала, где разв произвольность, планирующая функция речи);
• коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
• познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения
-Как же поддержать и развить детскую инициативу?
Я согласна с мнением А. В. Усовой о том, что оптимальным условием для развития детской инициативы и социальной активности является демократический стиль общения. А подавление воли ребенка со стороны взрослого и снижение эмоционального равновесия препятствует развитию детской инициативы.
1. Приобщать к труду, социальным, нравственным нормам 2. Педагогу необходимо четко определять оптимальный уровень нагрузки. Зная способности и возможности своего воспитанника подобрать задания так, чтобы он справился с ними.
3. Похвала нужна за правильность осуществляемого ребенком действия, а не его самого ребенка.
4. Нам следует замечать и видеть промеж. результат действий ребенка, пол. оценка этого не менее важна, чем итог результат.
5. Педагог должен поощрять в процессе деятельности активность ребенка, его творческий, не похожий с предложенным образцом. результат, его задумки, подходы ребенка к методам изготовления.
6. Проявлять внимание к интересам и потребностям каждого ребенка;
7. Вы спросите, должна ли быть помощь взрослого? Она необходима, но не должна быть директивной. Мы лишь можем
подсказать желаемое действие, направить, помочь косвенно.
8. Воспитателю необходимо быть режиссером и одновременно, так как создание ситуаций общения, игровых, проблемных, ситуаций успеха - важное условие развития инициативы.
9. Мы не должны запрещать выбор партнера для действия, игры, роли….
10. А как же быть без запретов? Если мы предложим альтернативу ребенку: выбрать иной способ, вариант действия, то и
11. Нам следует организовать неоднократное повторение действий через различные виды деятельности. Давая возможность овладения детям с разными ведущими видами деятельности пройти такие действия без механического повторения.
12. Мы преобразовываем предметно – пространственную среду: Оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь, для экспериментирования зачастую, помещая чуть выше или закрытее для собственного спокойствия, иногда тем самым нарушая основное условие - Обеспечение беспрепятственного доступа ко всем без исключения материалам и оборудованию.
14. В условиях большой наполняемости групп воспитателю достаточно сложно, но необходимо дать возможность выбора детьми различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой
15. Одним из условий является постоянная сменность материала: художественных произведений (книг, картин, аудио- и видеозаписей, музыкальных и спортивных атрибутов)
16. И над собой нам следует постоянно работать:наша речь, отношение к собеседнику, настроение- все это - для наших малышей.
И как говорил В. А. Сухомлинский «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»