Мария Жидкова
Консультация «Как воспитать в ребенке силу воли и смелость»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационное просвещение родителей
Важным нравственно-волевым качеством является смелость, которая выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решитель-ность, активность. Ее формированию способствуют игры и физические уп-ражнения, в которых ребенок часто ставится перед необходимостью побо-роть чувство неуверенности или страха, проявить решительность в подвижной игре, в сложных физических упражнениях.
Публикация «Консультация „Как воспитать в ребенке силу воли и смелость“» размещена в разделах
Для воспитания смелости очень важны занятия физкультурой, спортом. Воспитывается бесстрашие не только в преодолении физических преград. Хороший спортсмен умеет не только выигрывать, но он умеет сохранять мужество при поражении. Это очень важно в жизни: не падать духом при неудачах, а бороться с ними и побеждать.
Особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста является недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью. Важно не запугивать детей, а приучать их обдумывать свои действия. Родители должны сообщить детям некоторые правила предосторожности.
На сегодняшний день выделяют шесть основных правил, которые помогают тем или иным образом сформировать у ребенка смелость и уверенность в себе.
1. Начните с себя
Дети перенимают многие черты характера и особенности поведения родителей. Поэтому прежде чем начать воспитывать уверенность в ребенке, обратите внимание на своё поведение во взаимоотношениях с окружающими. Прежде всего, формируйте в ребенке гармонично развитую личность. А для этого нужны беседы с ребенком, поощрение его инициативы, уважение личности ребенка, нормальный микроклимат в семье.
2. Развивайте коммуникативные навыки
Уверенность в себе формируется в ходе взаимодействия с другими людьми. Научите ребенка выражать свои желания и чувства. Застенчивые дети зачастую идут на поводу у чужих мнений из-за того, что не умеют или стесняются объяснить окружающим то, что хочется им. Необходимо обучать таких детей навыкам общения со сверстниками. Для этого можно составить перечень фраз, которые помогают построить разговор, и репетировать диалоги на разные темы. Хорошим подспорьем для таких занятий являются сюжетно-ролевые игры, где каждому участнику предоставляется возможность побыть в главной роли.
3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Сравнивая ребенка с другими детьми, причем не в его пользу, взрослые рискуют сформировать у него комплекс неполноценности, который мешает гармоничному развитию личности. Отсутствие у ребенка уверенности в поддержке родителей приводит к тому, что он начинает чувствовать себя нелюбимым и нежелательным. Для нормального развития детям необходимо находиться в атмосфере любви и психологического благополучия. Ребенку важно быть уверенным, что в трудную минуту родители всегда придут ему на помощь.
4. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть
Нередко взрослые хотят, чтобы их дети обладали какими-то конкрет-ными качествами и способностями, которые они считают полезными для ребенка. Стремясь воспитать их в своем в малыше, родители не замечают или не ценят тех качеств, которые есть у ребенка. Старайтесь объективно оценивать свои ожидания от детей: не являются ли они чересчур завышенными? В этом случае ребенка может преследовать страх не соответствовать вашим ожиданиям, боязнь неудачи, которые подрывают основу его веры в себя. Имеет значение и то, насколько хорошо взрослые умеют понимать потребности и интересы своего чада. Примите ребенка как личность. Тогда поводов для упреков станет меньше, а поводов для гордости и похвалы – значительно больше.
5. Развивайте таланты и способности
Помогите найти ребенку такое занятие, которое помогало бы развивать имеющиеся у него способности. Положительный результат не только придаст уверенность в своих силах, но и повысит его самооценку. Главное, чтобы эти занятия не были принудительными, иначе они не доставят ребенку ни пользы, ни удовлетворения. Поэтому не настаивайте на том, что именно вам кажется более полезным для него. Предоставьте ему возможность самому определить, чем он хочет заниматься (например, спортивными танцами, футболом или вообще может он любит музыку).
6. Хвалите ребенка за любые заслуги
Любые, даже незначительные, успехи детей не должны остаться не замеченными родителями. Хвалите ребенка за заслуги : за участие в спортиыных мероприятия, за то что получилось выполнить сложное спортивное задание, за победу в спортивной игре и т. д. Похвала благотворно скажется на его самооценке.
Воспитание в коллективе предупреждает такие нежелательные качества, как хвастовство, зазнайство. Этому помогает объективная оценка достижений каждого ребенка, учитывающая уровень развития способностей, положительных качеств личности (аккуратности, старательности, ответственности и др.). Очень важно учить детей быть объективными в самооценке, замечать достоинства товарищей, тактично порицать нескромность. Недопустимо захваливание отдельных детей, особенно способных, для которых выполнение физических упражнений или заданий взрослого не представляет особых трудностей.
В значение слова «воля» вкладывается смысл осознанного контроля своего поведения, включая общение и различные виды деятельности, связанные с противодействием внешним и внутренним факторам. Воля – сложный процесс, что обуславливает разнообразие и многогранность личностных качеств, с ним связанных.
К волевым качествам относятся психические установки, не подверженные влиянию внешних ситуаций и относительно устойчивые. Они отражают уровень развития личности и то, насколько человек способен регулировать собственное поведение.
В раннем детстве со становлением игры как основного вида деятельности начинается активное формирование и развитие фантазии и воображения. В этот временной отрезок основным фактором развития воли становится то, что воображаемые игровые ситуации помогают ребенку проявлять свободу и произвольность в поведении.
Именно формирование самой произвольности является стержнем развития психики в младшем школьном возрасте. Происходит становление произвольного характера памяти, внимания, мышления ребенка, появляется способность к организованной деятельности, основанной на выполнении определенных задач.
В период раннего детства формирование воли происходит исключи-тельно как часть подражательной деятельности. Дети не способны самостоятельно давать оценку о правильности или неправильности тех или иных действий, они делают это только через призму восприятия доверенного взрослого.
Развитие волевых действий дошкольников
1. Проявите терпение и дайте возможность ребёнку самому выполнить запланированное действие (например, надеть и застегнуть кофточку, помочь взрослым сделать что-либо). Оказывайте помощь только там, где ребёнок не может справиться сам. Подчеркните незаменимость ребёнка, похвалите. Радость от полученного самостоятельно результата станет залогом будущих активных действий.
2. Продумайте и следуйте определённому режиму и распорядку дня.
3. Создайте внешние опоры, условные сигналы, которые бы помогали ребёнку осуществлять саморегуляцию (например, ритуалы перед сном).
4. Наделите функциями контролёра, носителя норм и требований лю-бимую игрушку.
5. Выдвигайте промежуточные цели и добивайтесь их реализации ре-бёнком.
6. Установите единый подход к ребёнку, единство требований окру-жающих взрослых. Обратная ситуация может способствовать двойственно-сти поведения ребёнка, развитию хитрости.
7. Соблюдайте принцип последовательности – не разрешайте ребёнку то, что было запрещено до этого. Необходимо постепенно воспитывать в ребёнке умение овладевать своими желаниями, сдерживаться.