Нигматдьянова Анна Каримулловна
Информационное оснащение уголка логопеда, для родителей детей 4–5 лет, по лексической теме «Зимующие птицы».
▼ Скачать + Заказать документы
Словарная работа.
Существительные: птица, сорока, ворона, воробей, снегирь,
синица, голова, туловище, грудка, брюшко,
спинка, хвост, крыло, лапка, коготь, перо, глаз,
корм, кормушка, зерно, крошка, голод, холод,
зима;
Прилагательные: большой, маленький, низкий, высокий,
длинный, короткий, острый, тупой,
пушистый, мягкий, твердый, толстый,
тонкий, грязный, чистый, красивый, легкий,
тяжелый, яркий, веселый, радостный, белый,
Публикация «Информационное оснащение уголка логопеда, для родителей детей 4–5 лет, по лексической теме „Зимующие птицы“,» размещена в разделах
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы, покормите птиц зимой. Консультации
- Консультации логопеда для родителей
- Оформление детских садов
- Работа логопеда. Логопедия
- Средняя группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
сильный, серый, трудолюбивый, пузатый,
красногрудый, зимующий, крупный, мелкий,
важный, желтый;
Глаголы: смотреть, видеть, наблюдать, играть,
прыгать, догонять, отдыхать,
любоваться, радоваться, веселиться,
летать, клевать, петь, щебетать, чирикать,
каркать, свистеть;
Наречия: весело, радостно, дружно, красиво,
ласково, чисто, грязно, быстро, медленно,
ловко, высоко, низко, впереди, сзади, справа,
слева, холодно, темно, голодно;
Местоимения: мой, моя, мои;
Предлоги: на, в, под, из, с, для, из-за, из-под.
Лексико - грамматические игры и упражнения
Ребенок должен усвоить: названия нескольких зимующих птиц (ворона, воробей, синица, снегирь, сорока); их отличительные признаки; как они передвигаются; чем питаются, обобщающие слова зимующие птицы.
«Кто это?» Рассматривание диких (зимующих) птиц. Называние частей тела птицы.
Ребенок с взрослым рассматривает картинки с изображением зимующих птиц : «Посмотри на ворону (воробья, синицу, снегиря, сороку). Что у нее есть? У вороны есть голова, глаза, клюв, хвост, лапки, крылья, грудка, перышки». И так далее.
«Доскажи слово». Закрепление обобщающих слов.
Ворона, воробей, синица, снегирь, сорока все вместе – это … (зимующие птицы).
«Подбери признак» Обогащение словаря признаков.
Воробей (какой) – зимующий, веселый, серый, трудолюбивый…
Снегирь (какой) – зимующий, пузатый, маленький …
Ворона (какая) – большая, серая, крупная, важная …
Синица (какая) - …
Сорока (какая) - …
«Кто как голос подает?» Подбор образных глаголов, учитывая междометия.
«Чик-чирик», - что делает воробей? (чирикает).
«Кар-кар», - что делает ворона? (каркает).
«Син – син», - что делает синица (свистит).
«Подбери действие». Обогащение глагольного словаря.
Воробей (что делает) – прыгает, чирикает, летает, смотрит, машет.
Ворона (что делает) – …
Сорока (что делает) – …
Синица (что делает) – …
Снегирь (что делает) – …
«Скажи ласково» Формирование практического навыка образования уменьшительно – ласкательной формы существительного.
Воробей – воробьишко, воробушек …
Синица – синичка …
Ворона - …
Снегирь - …
Птица - …
Родителям рекомендуется :
1. Понаблюдайте с ребенком за птицами, которые встречаются
зимой в городе. Произнесите четко сами, а потом попросите ребенка повторить их названия: ворона, воробей, синица, снегирь, сорока.
2. Рассмотрите картинки с изображениями птиц. Показывайте
и называйте каждую картинку. Потом пусть ребенок показывает и называет их сам.
3. Помогите ребенку сделать кормушку для птиц из коробки
для молока. Насыпьте в кормушку пшена и семечек. Понаблюдайте за птицами. После прогулки задайте ребенку вопросы:
• Каких птиц ты видел на прогулке? (воробья, синицу, ворону, снегиря, сороку.) Что они делали? (Они клевали зернышки и крошки.) Чем ты угостил синичку?
(Я угостил синичку салом.)
4. Поиграйте с ребенком.
«Ответь на вопросы». Согласование числительных с существительными.
Сколько у вороны лапок? (У вороны две лапки.)
Сколько у воробья крыльев?
Сколько у сороки хвостов?
Сколько у синицы клювиков?
Сколько у птицы глаз?
Сколько у птицы перышек?
«Вороны». Развитие звуковой стороны речи.
Ребенок – «ворона» произносит кар, взрослый заканчивает слово.
Кар (тошка, кар (тинка, кар (ман, кар (тон, кар (лик,
кар (ты, кар (куша).
Составить описательный рассказ о зимующей птице по следующему плану :
• Кто это? (название). Какая это птица (зимующая).
• Какой внешний вид (размер, окраска перьев, части тела).
• Чем питается?
• Как поет?
Образец ответа: Это синица - зимующая птица. У нее желтая грудка, на голове черная «шапочка», тонкий клюв, короткий хвостик. Синица питается крупой, крошками хлеба, кусочками мяса и сала. Синица поет: «Син-син».
Подвижная игра «Снегири». Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.
Вот на ветках, посмотри, Делают 4 хлопка руками-
«крылышками» по бокам и 4 наклона
головой.
В красных майках снегири Делают 4 хлопка руками-
«крылышками» по бокам и 4 наклона
головой.
Распушили перышки, Часто потряхивают руками-
Греются на солнышке. «крылышками», опущенными вниз.
Головой вертят, Делают 2 поворота головой с
кивком – вправо, влево.
Улететь хотят. Делают 2 поворота головой с
кивком – вправо, влево.
Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая
руками как крыльями.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка». Развитие тонкой моторики, координация речи с движением, интонационной выразительности речи. Создание эмоционального положительного фона.
Сколько птиц Ритмично сжимают и разжимают
к кормушке нашей кулачки.
Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ла
донями.
Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают
Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику, начиная с
Дятел в пестрых перышках. больших, на обеих руках.
Всем хватило зернышек! Трут большие пальчики об
указательные, как бы насыпают
корм в кормушку.
Артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционной моторики. Медленно открывать и закрывать рот, почмокать губами, пошлепать губами, «наказать язык» - пя-пя-пя, «вкусное варенье» (облизать губы, покусать язычок зубами.
Дыхательная гимнастика. Упражнение на развитие воздушной струи. Подуть на зеркало ротиком, «Сдуть снежинку» с ладошки.
В альбоме разукрасить, нарисованных родителями, снегиря и синицу.
Нигматдьянова Анна Каримулловна учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №395» г. Пермь