Татьяна Степанова
Информационно-творческий проект «Воробьи, воробушки, серенькие перышки»
▼ Скачать +Заказ
Тип проекта : информационно – творческий
Вид проекта : групповой
Участники проекта : воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников
Продолжительность проекта : месяц
Актуальность: Загадывала детям загадки, про птиц. Дети отгадывали, но когда загадала загадку про воробья : «Птичка-невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок – получается прыжок».
Публикация «Информационно-творческий проект „Воробьи, воробушки, серенькие перышки“» размещена в разделах
Дети отгадали, но было видно, что их заинтересовал вопрос: почему воробей не ходит? Увидев на улице в очередной раз воробьев, они стали задавать новые вопросы: «Можно ли приручить воробья?
Чем полезен воробей? Почему воробей прыгает?» Я решила вместе с детьми провести небольшую исследовательскую работу. Отечественные педагоги (К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева) выступали за общение детей с природой с целью формирования их мировоззрения. По их мнению, в процессе общения с природой у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, осознанно выполнять нормы поведения в природе. Воспитание ценностного отношения к природе через ознакомление с птицами выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. Изучению этой темы также способствуют:
Возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать.
Взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе.
Большой выбор и доступность детской литературы о птицах.
Широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность.
Цель проекта : Ознакомление детей с воробьем, его характерными особенностями; формирование экологического поведения в природе.
Задачи:
1. Дать представление о воробьях – самых известных пернатых, соседствующих с человеком: их характерных особенностях, особенностях их жизни и поведения, видовом разнообразии.
2. Развивать познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности.
3. Познакомить с загадками, стихами, сказками о воробьях.
4. Развивать навыки конструктивного творчества в процессе изготовления воробья из бумаги.
5. Учить связно, последовательно излагать свои мысли при презентации проекта.
6. Накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта отношения с природой.
7. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
8. Воспитывать желание помогать птицам.
9. Подвести детей к пониманию взаимосвязи любого живого организма со средой обитания.
10. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Пополнить развивающую среду по теме проекта.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап
Определение цели и задач проекта
Изучение познавательной, художественной и методической литературы, статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Обруч»
Составление плана работы с детьми
Пополнение предметно – развивающей среды дидактическими играми по теме
Подбор серии мультфильмов о птицах, аудиозаписи голосов птиц
Оформление книги «Такие разные воробьи»
Подбор художественной и познавательной литературы для детей.
2. Основной этап
НОД:
Лепка: «Воробей»
Аппликация: «Воробьишко»
Нетрадиционная техника рисования: «Воробьи, воробушки»
Познавательное занятие: «Воробей в гостях у детей»
Коллективная аппликация: «Воробьи в лужах»
Дидактические игры:
«Какая птица лишняя?»
«Да — нет»
«Перелетные и оседлые»
«Расскажи о воробье»
«Собери птичку из геометрических фигур»
«Какой? Какая?».
«Подбери родственное слово»
«Кто к кормушке прилетал?», «Угадай птицу»
«Кто зимует с нами?»,
«Кого чем угостим?»
«Кто где живет?»,
«Кто чем питается?»,
«Найди по описанию»,
«Составь птицу из частей»,
«Узнай и назови двух одинаковых птиц»,
«Чей клюв?»,
«Узнай по следу».
Слушание музыки:
«Воробей» (сл. Г. Яхнина, муз. В. Герчик)
«Дятел» - с прихлопыванием (сл. М. Фраткина, муз. Н. Левина)
«Сорока» И. Арсеева
Закрепление песни: «Воробей»
Словесные игры:
«Назови ласково»
«Кто как поет?»
«Отгадай загадку про птичку»
Пальчиковые игры:
«Мы во двор пришли гулять»
«Кормушка»
«Птичка крылышки сложила»
«Воробьи»
«Птичка»
Подвижные игры:
«Воробей»
Подвижная игра «Птички в гнездышках»
Подвижная игра «Воробышки и кот»
Подвижная игра с речевым сопровождением «Веселый воробей»
Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?»
Подвижная игра «Ласточки»
Подвижная игра «Голуби и кот».
Подвижная игра «Птицелов»
«Птицы в клетке»
«Птицелов»
Подвижная игра «Скворцы и кошка»
Синквейн:
Воробей какой
Прыгучий шустрый серый маленький юркий
Прыгает клюет пьет чирикает строит
Воробей оседлая птица.
Птица.
Мультфильмы:
«Воробьи»
«Растрепанный воробей»
«Трио в перьях»
«Воробей Чик»
«Храбрый воробей»
«Где обедал воробей?»
«Несмышленый воробей»
«Высокая горка»
«Как воробьишко Африку искал»
Художественная литература:
Стихи:
«Серенькие перышки»
«Воробьи по проводам»
«Воробей» А. Барто
«Воробей Чив» И. Дементьева
«Воробьишко» А. Горький
Беседы:
«Наши друзья пернатые»
«Что мы знаем о птицах»
Физминутки
«Индюк»
«Скачет шустрая синица»
«Перелетные птицы»
«Птички»
Лингвистические игры по лексической теме: «Птицы»
«Подумай и ответь»
Цикл наблюдений за воробьями :
Наблюдение за воробьем
Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Наблюдение за воробьем в холодную погоду
Следы птиц на песке
Опыты:
1.«Как устроены перья у птицы».
2.«Птицы»
3. «Перелетные птицы»
Прогнозируемый результат:
Расширят представления птицах- воробьях и их видах.
Закрепят знания о строении, способах передвижения, повадках и любимых «лакомствах» воробьев.
Продолжат учится работать по мнемосхемам.
Будут бережно относиться к птицам.
Приобретут личный опыт в умении ухаживать за птицами в любое время года.
Научатся лепить, рисовать и делать аппликацию.