Оксана Деньга
Информационно-творческий проект «Волшебный мир добрых песен В. Я. Шаинского»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела: О. В. Деньга,
воспитатель 10 группы
Тема проекта : «Волшебный мир добрых песен В. Я. Шаинского»
Тип проекта : информационно- творческий.
Участники проекта : дети старшей группы № 10 (5-6 лет, родители воспитатель.
Продолжительность: краткосрочный – 14.01-25.01.2019 г.
Публикация «Информационно-творческий проект „Волшебный мир добрых песен В, Я, Шаинского“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Шаинский В.Я., композитор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Актуальность: Современный мир отличается разнообразием во всех сферах жизни. Наши дети, к сожалению, больше знакомы с героями зарубежных мультфильмов, чем с любимыми нашими Крошкой Енотом, Незнайкой… Родители не поют своим детям детские песни. В своей группе я встретилась с тем, что детям незнакомы песни, являющиеся классикой отечественной детской музыки, такие как: «Облака», «Если с другом вышел в путь». Поэтому данный проект ставит перед собой следующую цель и задачи.
Цель проекта : формирование музыкального вкуса детей, приобщение их к лучшим образцам отечественной детской музыки.
Задачи проекта :
1. Образовательные задачи:
Познакомить детей с биографией В. Я. Шаинского, с музыкальными произведениями, написанными им.
Активизировать и обогащать словарный запас детей новыми терминами в области чувств и эмоций.
2. Развивающие задачи:
Развивать образное мышление, память, слух и воображение.
Развивать монологическую речь.
Развивать чувство ритма, мелкую моторику, эмоциональность.
3. Воспитательные задачи:
Воспитывать настрой на совместную деятельность.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость- поощрять стремление ребенка совершать добрые дела, поступки.
Формировать социально-нравственные чувства - представление о доброте, радости, огорчении, жалости, дружеских взаимоотношениях на примере песен В. Я. Шаинского.
Воспитывать интерес и любовь к детским отечественным песням и мультфильмам.
Методы и формы работы: беседы, занятия, лепка, рисование, работа с раскрасками, консультации для родителей, разучивание и прослушивание песен, чтение художественной литературы, загадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок о дружбе, выставка детских работ, игра на детских музыкальных инструментах.
Этапы работы.
1 этап. Подготовка к проведению проекта :
- подбор методической и художественной литературы, поиск в интернете информации и иллюстраций по теме проекта;
- мониторинг знания детей во время пения детских песен во время совместной деятельности;
- беседы с родителями о знании репертуара известных детских песен и необходимости совместного пения со своими детьми;
- перспективное планирование работы с детьми и родителями;
- создание картотек «Загадки о героях детских мультфильмов», «Стихи о дружбе и друзьях», «Пословицы и поговорки о дружбе»;
-создание альбома на тему «Дружба- чудесное слово»
2 этап. Основной:
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-пространственной среды
15 января
1. Занятие «Знакомство с композитором В. Я. Шаинским»
2. Слушание детских песен : «Вместе весело шагать» сл. М. Матусовский, «Когда мои друзья со мной» сл. М. Танич, «По секрету всему свету» сл. М. Танич, «Неразлучные друзья» сл. М. Танич, «Ты, да я, да мы с тобой» сл. М. Пляцковский. Беседы с родителями о знании репертуара известных детских песен.
Помощь в пополнении фонотеки детскими песнями В. Я. Шаинского
Альбом «Детский композитор В. Я. Шаинский и герои его песен»
16-17января
1. Стихи о друзьях и дружбе
2. Работа с раскрасками «Герои мультфильмов» Беседы о необходимости совместного пения со своими детьми.
Пополнение уголка по рисованию раскрасками персонажей детских песен В. Я. Шаинского
18 января
1. Рисование «Чебурашка»
2. Слушание детских песен : «Облака» сл. С. Козлов, «Пропала собака» сл. А. Ламма, «Зарядка для хвоста» М. Пляцковский- Г. Гладков, «Голубой вагон» сл. Э. Успенский. Помощь в пополнении уголка чтения произведениями Н. Носова, Э. Успенского. Выставка детских работ
21 января
Чтение художественной литературы:
«Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенский Оформление альбома «Дружба- чудесное слово» Оформление в уголке чтения отдельной тематической полки
22-23 января
1. Лепка «Чебурашка»
2. Пословицы и поговорки о дружбе
3. Слушание детских песен : «Зимняя песенка» сл. М. Танич
«Снежинки» сл. А. Внуков. Совместное пение песен В. Я. Шаинского.
Чтение произведений Н. Носова и Э. Успенского. Выставка детских работ
24 января
1. Занятие «Путешествие в страну доброты и вежливости» Подготовка совместных работ к выставке. Показ альбома «Дружба- чудесное слово»
25 января 1. Чтение художественной литературы:
«Незнайка» Н. Носов
2. Выставка художественного творчества детей: рисунки, поделки Выставка детских работ
3 этап. Заключительный.
Проведение итогового занятия и выставки совместных рисунков «Мой любимый герой из песен Шаинского». Анализ, подведение итогов.
Оценка результатов и анализ:
У дошкольников появился интерес к данной теме, различают на слух и дают название детским песням, называют автора музыки, могут их петь самостоятельно; отражают свои эмоциональные впечатления в рисунке, движении, пластике, стали более раскрепощены и самостоятельны. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Они приняли активное участие в выставке рисунков «Мой любимый герой из песен Шаинского». Совместно с детьми дома посмотрели мультфильмы «Приключения Незнайки», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Трям! Здравствуйте!», «Катерок». Родители познакомились с творчеством В. Я. Шаинского через консультацию педагога.
Конспект занятия для старшей группы
«Знакомство с композитором В. Я. Шаинским»
Цель: познакомить детей с композитором В. Я. Шаинским и его творчеством.
Задачи:
• Познакомить детей с автором любимых песен.
• Вспомнить и повторить детские песни данного композитора.
• Закреплять знания детей о видах музыкальных инструментов.
• Развивать музыкальную активность и творческие способности детей.
Оборудование: магнитофон, записи песен из мультфильмов, написанные В. Я. Шаинским, детские музыкальные инструменты, листы бумаги формата 20-20 для изготовления кораблей.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульях в групповой комнате. Звучит мелодия из мультфильма «Крошка Енот» - «Улыбка».
Воспитатель: Ребята, вы узнали мелодию песни, которую сейчас слышите?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто догадался, из какого мультфильма эта песня?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие эмоции вызывает у вас эта мелодия?
Ответы детей.
Воспитатель: Оказывается, музыка имеет волшебное свойство поднимать настроение. Давайте улыбнемся друг другу и споем эту веселую песню.
Дети поют первый куплет и припев песни «Улыбка».
Воспитатель: Ребята, я неспроста начала наше занятие с этой замечательной песни, дело в том, что сегодня я хочу вам рассказать о талантливом и известном композиторе Владимире Яковлевиче Шаинском, который написал музыку не только к песне «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот», но еще ко многим любимым нашим мультипликационным фильмам.
Но прежде, хочу спросить, знаете ли вы, кто такой композитор?
Ответы детей.
Воспитатель: Композитор – это человек, сочиняющий музыку. Композиторы пишут разную музыку: серьезную, веселую, грустную, задорную. Музыку для кинофильмов, мультфильмов, просто песни.
Воспитатель: Я приготовила для вас небольшой рассказ. (Показывает портрет композитора). Это Владимир Яковлевич Шаинский, композитор, который сочинял не только песни, но и детские оперы, мюзиклы. В. Я. Шаинский – народный артист, прославивший Россию своими песнями, музыкой, у него много различных наград, медалей и орденов. В детстве композитор был озорным, непоседливым, очень любознательным ребенком. Любил все, что связано с музыкой. Он учился играть на скрипке и рано стал сочинять музыку. Владимир Яковлевич очень любил детей. Вы знаете, дети, Шаинский был очень интересным, увлеченным человеком: занимался подводной охотой, ходил на лыжах, бегал на коньках, ездил на велосипеде, любил гимнастические упражнения, причем занимался легко и регулярно. К тому же каждое утро, вставал в 6 часов, он еще совершал пробежку неподалеку от дома, а потом – за тренажер. И только после этого садился за рояль. А рояли у него стояли и дома, и на даче, чтобы ничего не мешало заниматься любимым делом – сочинению музыки.
А теперь давайте вспомним песни этого композитора.
Я буду загадывать вам загадки про героев мультфильмов, где звучат песни Владимира Яковлевича.
Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно это кузнечик!
Кто мне ответит, из какого мультфильма эта песня.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, эта песня была написана для мультфильма «Приключения Незнайки». А теперь следующая загадка.
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Ответы детей.
Воспитатель: Облака! Вот такие белогривые лошадки плывут по небу в мультфильме «Трям! Здравствуйте!» А теперь отгадайте следующую загадку.
Не любит он капать картошку.
А есть идет с огромной ложкой.
У него в руках гармошка.
А зовут его
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это весёлый, но ленивый мальчуган Антошка из мультфильма «Веселая карусель». Отгадайте без подсказки,
Кто герой у этой сказки?
С ним по улице ходил
Очень добрый крокодил.
Герой не зверь и не букашка,
Кто он, дети?
Ответы детей.
Воспитатель: И этого героя вы тоже отгадали правильно. Следующая песенка про малыша, который потерял маму. И очень хотел её найти, его не пугали ни волны, ни ветер.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, звучала она в мультфильме «Мама для мамонтенка». Молодцы ребята, сколько песен вы знаете, и последняя загадка. Этот герой живет на чудо острове - поет песни, жует кокосы и ест бананы.
Ответы детей.
Воспитатель: Да, это песенка Чунги – Чанги из мультфильма «Катерок».
Воспитатель показывает детям картинку с изображение Чунга-Чанги и рядом с ним детские музыкальные инструменты (барабан, синтезатор, бубен, саксофон, дудочка, гитара, балалайка).
Чунга-Чанга: Помогите! Спасите!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, да это - же Чунга-Чанга из мультфильма «Катерок». Здравствуй, неожиданный гость. Ты как здесь оказался?
Чунга-Чанга: Я плыл по морю на корабле. И вдруг, поднялся сильный ветер, волны разбушевались, на меня прямо с неба свалились музыкальные инструменты, корабль ударился о берег и разбился. А я очутился здесь. Помогите, мне разобраться с этим, я совсем не понимаю, что произошло.
Воспитатель: Ты скорей всего попал в музыкальный шторм, я слышала о таком явлении.
Чунга-Чанга: И что мне делать, как попасть на Чудо- остров, ведь там меня ждут друзья.
Воспитатель: Музыкальный шторм обладает волшебной силой мелодии, если на тебя обрушился дождь музыкальных инструментов, значит, тебе надо решить музыкальную задачу – как называются эти инструменты и к какому виду они относятся, тогда все встанет на свои места, и ты попадёшь домой.
Чунга-Чанга: Все пропало, ведь я не знаю ни одного названия музыкальных инструментов, а тем более, к какому виду они относятся.
Воспитатель: Не расстраивайся, ребята у нас умные, они тебе помогут решить эту музыкальную задачу. Поможем гостю?
Ответы детей.
Проводится музыкально - дидактическая игра «Назови музыкальный инструмент».
Воспитатель показывает по очереди музыкальные инструменты (барабан, саксофон, бубен, балалайку, гитару, дудочку, синтезатор). Дети называют название инструмента и его вид (струнный, клавишный, духовой, ударный). По желанию играют на них.
Чунга-Чанга: Спасибо, вы помогли решить мне музыкальную задачу. Но ничего не происходит, и я пока нахожусь здесь, с вами, а друзья заждались, ведь у меня сегодня День Рождения. Мы хотели повеселиться, песни попеть.
Воспитатель: У тебя сегодня День Рождения, поздравляем тебя! Ты знаешь, в нашей группе есть традиция водить песенный хоровод для именинника. Ребята, давайте поздравим Чунгу-Чангу нашим традиционным хороводом.
Дети водят хоровод, поют первый куплет и припев песни «Пусть бегут неуклюже».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что музыку к песне «Пусть бегут неуклюже» тоже написал Владимир Яковлевич Шаинский.
Чунга-Чанга: А кто такой этой Шаинский?
Воспитатель: Ребята, расскажите нашему герою, кто такой Владимир Шаинский.
Дети пересказывают герою полученную информацию о композиторе. Воспитатель с помощью наводящих вопросов пытается добиться более полных ответов от детей.
Чунга-Чанга: Большое вам спасибо за всё, я столько много узнал нового и интересного, но как же мне попасть домой, если мой корабль разбился?
Воспитатель: Это не беда, наши ребята не только умные, но и умелые, они сделают для тебя кораблики из бумаги. А затем с помощью заклинания и волшебной силы музыки, ты сможешь вернуть свой корабль, который помчит тебя по поющим волнам на твой Чудо- остов.
Дети садятся на свои места и с помощью техники оригами начинают делать корабли. Во время работы детей звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Посмотри Чунга - Чанга какие замечательные корабли получились у ребят. А теперь пришло время для волшебства. Закройте глаза. Волшебная музыка звучи, корабль Чунга-Чанге верни…Вот и произошло чудо, счастливого пути, передавай привет друзьям от нас!
Чунга-Чанга благодарит детей и уплывает.
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли герою вернуться домой. А теперь давайте вспомним, с каким композитором мы сегодня с вами познакомились?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем увлекается композитор?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие его песни вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Какую музыкальную задачу помогли решить Чунге-Чанге?
На этом наше знакомство с этим уникальным композитором подошло к концу. Буду надеяться, что музыка Владимира Яковлевича Шаинского оставит в вашем сердце доброе воспоминание и знание его детских песен.
Конспект интегрированного занятия
«Путешествие в страну доброты и вежливости»
Цель: способствовать нравственному развитию личности ребенка.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с понятием «доброта». Формировать представления, в чем она проявляется. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Формировать нравственные качества личности: внимательность, доброжелательность, любовь к ближнему. Учить создавать «картину» (на подносе с манкой) пальчиками на манке.
Развивающие:
Развивать эстетическое восприятие, обогащать детей художественными впечатлениями. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Продолжать активизировать словарь путем употребления в речи «вежливых» слов. Развивать культуру общения.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим. Вызвать желание оказывать помощь друг другу. Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности. Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми. Развивать культуру общения.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, записи мелодий, кукла Фея, «волшебное дерево» с листочками – сердечками, карточки с хорошими и плохими поступками, листы бумаги А4, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Затем читает стихотворение:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!».
«Доброе утро солнцу и птицам!»
«Доброе утро улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: Ребята, каждое утро надо начинать с хорошим настроением. Давайте образуем крепкую и добрую «цепочку дружбы» и ласково поздороваемся со своими друзьями.
( Все берутся за руки и хором говорят: «Доброе утро!»)
Воспитатель: Чувствуете, как по вашим рукам, из ладошки в ладошку передается ваша теплота и доброта. Посмотрите, ребята, друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут нам сегодня хорошими помощниками.
Звучит песня «Улыбка». Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?
Дети: Со слова «Здравствуйте».
Воспитатель: Правильно, люди начинают своё общение со слова «Здравствуйте». Это самое обычное, но самое важное слово, которое характеризует человека как вежливого и приветливого. А что же значит простое, обыкновенное слово «здравствуйте»? У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово. В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни «здравствуйте», ни «до свидания». Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было, сказал им: «Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья?» Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово «Здравствуйте» – это значит будьте здоровы. «Здравствуйте», – сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово «здравствуйте» – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.
Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну. А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами. В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова. Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?
Дети: Страна Вежливости и Доброты.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вы хотите побывать в Волшебной стране? Я тоже очень хочу.
Глазки скорее закройте, друзья!
В сказку свою приглашаю вас я!
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать!
Звучит музыка, открыв занавес, появляется Фея (кукла).
Фея: Здравствуйте ребята. Я – фея этой доброй страны, в ней все жители добрые, вежливые, хорошие люди. Злые становятся здесь добрыми, сердитые – ласковыми, непослушные – послушными. И главное: все, кто попадает в мою страну, хотят делать добрые дела. А вы хотите?
Ребята в нашей стране растёт волшебное дерево добра. Посмотрите. На нём появляются новые листочки - сердечки тогда, когда происходит хороший поступок. Ещё, это дерево может дарить свои сердечки хорошим людям. Хотите это увидеть? Тогда скажите мне: что такое доброта? Какого цвета доброта? Как вам кажется, какая доброта на вкус? А если ее потрогать какая доброта на ощупь? С какой погодой можно связать доброту?
Ответы детей.
Фея: Молодцы ребята, какие были интересные необыкновенные высказывания о доброте. И за это вы получаете свое первое сердечко. Вот и прибавилось еще немного доброты в нашей волшебной стране.
Воспитатель: Ребята, а вы много добрых слов знаете? Вот сейчас и проверим.
Игра называется «Скажи наоборот»
Злой – добрый
Невежливый – вежливый
Грубый – ласковый
Отнять – отдать, подарить
Поругать – похвалить
Ленивый – трудолюбивый
Жадный – щедрый
Обидеть – защитить
Огорчить – обрадовать
Грустный – весёлый
Равнодушный – заботливый
Неряшливый – аккуратный
Сломать – починить
Порвать – заклеить
Крикливый – молчаливый
Трусливый - храбрый
Фея: Молодцы ребята. Получите сердечко.
Игра «Выбери хорошие поступки»
Воспитатель: Ребята перед вами карточки с хорошими и плохими поступками. Выберите любую карточку и объясните, как вы думаете какой это поступок.
Ответы детей.
Фея: Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились. Теперь я точно уверена, что вы умеете отличать хорошие поступки от плохих. Вот вам еще одно сердечко.
Физкультминутка
Настроение упало (опускают руки вниз)
Дело валится из рук (качают головой, встряхивают кистями рук)
Но неважны нам печали (махи руками)
Если есть хороший друг (поворачиваются друг к другу, протягивая руки)
С делами справимся вдвоём (пожимают руки)
С облегчением вздохнём (глубокий вдох-выдох)
Настроение поднимем (нагибаются и медленно выпрямляемся)
И друг друга мы обнимем (обнимаются все).
Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся к разговору с Феей.
Игра «Доскажи словечко»
Я начну, а вы продолжайте, хором дружно отвечайте.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
Когда вас ругают за шалости, вы говорите (простите, пожалуйста)
Если друг попал в беду (помоги ему)
Решай споры словами, (а не кулаками)
Где бы ни были, на прощание говорим мы (до свидания)
Ребёнок вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте)
Фея: Молодцы ребята. Вот вам еще одно сердечко.
Воспитатель: Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.
Звучат песни на музыку В. Шаинского «От улыбки», «Вместе весело шагать».
Воспитатель приглашает детей к столам, на которых лежат листы бумаги и цветные карандаши.
Фея: Ребята, давайте попробуем нарисовать под чудесную песню что-нибудь хорошее, доброе, радостное, светлое. Это будет «Картина доброты».
Дети рисуют по желанию.
Фея: Молодцы ребята. Ваши картины получились просто замечательные, это потому что вы нарисовали их от доброго сердца. Давайте мы с вами сейчас скажем друг другу самые искренние, нежные, добрые, ласковые слова.
Дети друг другу говорят комплименты.
Фея: И мне хочется вас отблагодарить еще одним сердечком.
Воспитатель: Теперь поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет - молчите.
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром» скажет твердо?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «Спасибо»?
У кого из вас в порядке
Вещи, книжки и тетрадки?
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
Фея: Молодцы. Вот вам еще одно сердечко.
Фея: Ребята спасибо вам, что вы такие добрые, отзывчивые, искренние, нежные. За ваши добрые сердца. Оставайтесь такими на долгие года. И я вам дарю каждому по волшебному сердечку. Скоро вы пойдете в школу. Вот вам моё пожелание.
Давайте дети дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как травы с лугом
Как ветер с морем,
Поле с дождём
Как дружит солнце
С тобой и со мной!
Фея прощается с детьми.
Воспитатель: Ребята как много мы с вами сегодня хороших поступков и добрых дел сделали. Скажите, что вам больше всего понравилось и запомнилось.