Людмила Харитонова
Информационно-творческий проект «Сказочная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Тип проекта : информационно - творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги группы, музыкальный руководитель, родители.
Место реализации: детский сад
Срок реализации: 07ноября - 11 ноября.
Актуальность проекта.
Дошкольный возраст - то время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры. Неотъемлемой частью народной культуры является декоративно-прикладное искусство.
Публикация «Информационно-творческий проект „Сказочная гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.
Знакомство с народным искусством в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.
Цель проекта : Создать условия для приобщения детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народным промыслом «Гжель».
Задачи проекта :
Для детей:
Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель».
Формировать умение различать особенности цвета, узора гжельской росписи.
Развивать умение составлять декоративные композиции, используя элементы гжельской росписи.
Воспитывать чувство гордости за творческое наследие своего народа.
Для педагогов:
Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Для родителей:
Принять активное участие в проекте.
Ожидаемые результаты Продукты проекта Форма проведения итогового мероприятия проекта
Дети познакомятся с искусством Гжели;
научатся передавать простейшие элементы узора (розу, листики, завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль);
научатся самостоятельно выбирать цвет, материал;
повысится интерес к декоративно – прикладному виду деятельности;
появится желание использовать гжельскую роспись в свободном рисовании, раскроются творческие способности;
появится чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творчестве.
- Выставка творческих работ.
- Мини-музей в группе «Голубая гжель».
- Кукла «Гжель».
- Лэпбук «Сказочная гжель».
- Сарафан в стиле гжельской росписи.
- Роспись деревянных дощечек элементами гжельской росписи.
Развлечение «Гжельская сказка».
Этапы реализации проекта
1-й этап: Подготовительный 2-й этап: Основной (практический) 3-й этап: Заключительный
- Разработка плана реализации проекта.
- Беседа с родителями о важности совместной деятельности с детьми. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования.
- Создать условия для реализации проекта ««Сказочная Гжель». - Образовательная деятельность по данной теме.
- Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; ситуативные беседы; подвижные игры.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций с изображением гжельской росписи.
- Экспериментальная деятельность. - Мастер-класс для родителей «Незабудковая гжель».
- Развлечение «Сказочно-голубая Гжель».
- Выставка творческих работ.
- Презентация проекта.
План мероприятий
Образовательная область Осуществляемая совместная деятельность
Социально-коммуникативное развитие Дидактические игры: «Составь узор», «Расскажи про свой узор», «Разрезные картинки», «Узнай по описанию», «Гжель»
Познавательное развитие
Презентации: «Народные промыслы России», «Сказочная гжель»
НОД «Сказочная Гжель»; беседы: «О гончарном промысле», «Синее чудо - гжельская керамика»
Речевое развитие
Чтение стихов «Сине - белая посуда» С. Вахрушева;
«Взял мастер в руки кисть» Н. Савченко; «Незатейливый узор» Н. Радченко; Сказка «Небесная лазурь Гжели» М. Боброва
НОД «Сочиняем сказку о гжельской розе»; «Составление описательных рассказов о гжельской росписи» (при помощи мнемотаблицы)
Художественно-эстетическое развитие Рисование элементов гжельской росписи.
Декоративное рисование «Роспись рыбки», роспись вазы «Гжельский цветок», «Гжельская роза».
Аппликация «Гжельский узор»
Ручной труд «Ах, как кружка хороша!», «Пасхальная корзина»
Лепка «Узор на чайнике» (по мотивам гжельской росписи)
Лепка из соленого теста, роспись элементами гжельской росписи
Роспись деревянных дощечек.
Слушание песни в исполнении Надежды Филатовой «Незабудковая гжель»
«Сказочная Гжель» Музыка В. Темнова Стихи О. Левицкого
Разучивание танца.
Физическое развитие Народные подвижные игры:
«Платок», «Горелки», «Жмурки».
Сотрудничество с родителями 1. Беседа с родителями по теме проекта.
2. Консультации для родителей: «Роль декоративно-прикладного творчества в развитии детей», «Чудесная гжель».
3. Помощь родителей в создании мини-музея в группе и в оформлении выставки.
4. Мастер-класс «Незабудковая гжель. Роспись тарелочки».
Итоговое мероприятие 1. Выставка творческих работ «Сказочная Гжель»
2. Развлечение «Гжельская сказка»
3. Презентация проекта.
В ходе реализации проекта «Сказочная гжель» были получены следующие результаты:
• Дети познакомились с искусством Гжели.
• У детей повысился интерес к декоративно-прикладному виду деятельности.
• Дети научились передавать простейшие элементы узора (розу, листики, завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль); научились самостоятельно выбирать цвет, материал.
• Появилось желание использовать гжельскую роспись в свободном рисовании.
• Появилось чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творчестве.
Вывод
Изучение и сохранение народных промыслов России - одна из задач в воспитании патриотических чувств ребенка. Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.
В ходе реализации проекта дети узнали, откуда к нам пришла синеокая сказочная Гжель, познакомились с произведениями народных мастеров, а также научились самостоятельно выполнять элементы гжельской росписи.
Литература:
1. Алексахин Н. Н. «Голубая сказка» Москва «Народное образование» 1996г.
2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
3. Вохринцева С. Н. Гжель : познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н. Вохринцева/ - Е. : Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с.
4. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
5. Лыкова И. А. Небесная гжель : альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова. - М. : Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с.
6. Интернет ресурсы.