Елена Гусева
Информационно-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Синичкин день»
▼ Скачать + Заказать документы
Прилетела к нам синичка,
Села прямо за окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб стало ей полегче,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки.
Глазом бусинкой сверкает,
Смотрит, вертится, клюет.
От окошка улетая,
Песню весело поет.
Актуальность проекта
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Синичкин день, 12 ноября
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
В современных условиях проблема нравственного, трудового и экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир и заботиться о нем.
Проект «Синичкин день» разработан специально для приобщения детей дошкольного возраста и их родителей к Всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц», проводимой Союзом охраны птиц России, которая ежегодно стартует 12 ноября (в день Зиновия - синичника по русскому земледельческому календарю).
Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, совместно с родителями, должны научить детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям:
- формирование экологических знаний;
- экологически правильного отношения к природным объектам.
Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходима практическая деятельность по сохранению природной среды.
Проблема: у детей недостаточно знаний о всероссийском празднике «Синичкин день»; беден словарный запас по теме «Зимующие птицы». Дети имеют скудные представления о том, как помочь птицам выжить в зимних условиях.
Вид проекта: информационно-познавательно, краткосрочный, групповой.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы и их родители.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Срок реализации: с 11-13 ноября
Цель: расширить представления детей о всероссийских праздниках; приобщение детей и их родителей к природоохранной операции по организации подкормки зимующих птиц; воспитание заботливого отношения и интереса к зимующим птицам; развитие внимания детей, умения соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.
Мотивационный этап.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Экологическая акция «Покорми птиц».
Задачи:
- для детей: расширить знания детей о зимующих птицах, формировать бережное, ответственное отношение к миру природы, элементарные экологические знания; воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях; учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
- для родителей: формировать активность и заинтересованность в воспитательно – образовательном процессе; привлечь к изготовлению кормушек для птиц и их подкормке; учить родителей на личном примере показывать детям, как надо бережно относиться к природе, охранять и заботиться о ней.
- для педагога: пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта, внедрить в воспитательно - образовательный процесс эффективные методы и приемы по расширению знаний детей о зимующих птицах.
Взаимодействие с родителями: успех в реализации данного проекта
невозможен без помощи и поддержки со стороны родителей. Необходимо их убедить в значении подобной операции для формирования экологически грамотного поведения детей. Осознание того факта, что маленькие дети спасают чьи-то жизни и помогают природе получить «бесплатных» помощников, спасающих леса, сады и огороды от вредителей, вселяет
гордость в их души. Поддержать собственного ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя.
Ожидаемые результаты:
- для детей: имеют представление о всероссийском празднике «Синичкин день», о зимующих птицах. Они понимают, что птицам легче перенести суровую зиму, когда человек заботится о них; умеют, совместно с родителями изготовить кормушку; знают, как и каким кормом подкармливать птиц; умеют наблюдать, анализировать собственную деятельность; проявляют заботу и ответственность по отношению к окружающему миру.
- для родителей: проявляют большой интерес к жизни детей в детском саду; оказывают помощь ребенку при выполнении творческих работ; активные участники проекта.
- для педагога: более тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
Продукт проекта:
- изготовление и развешивание кормушек во дворах, парках, лесу (совместно с родителями);
- выставки детского творчества – конструирование «Синичка»
Этапы проекта.
1. Подготовительный:
• Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей.
• Совместное определение целей, задач и методических приёмов проекта.
2. Разработка проекта:
• Создать развивающую среду в группе: подобрать материалы для бесед, пословицы и поговорки по теме, атрибуты для сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта.
• Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Подготовительный этап.
Деятельность педагога
Установка целей проекта, определение знаний, актуальности проекта;
- подбор методической литературы, наглядно –дидактического материала,
художественной литературы, фотографий;
- организация развивающей среды;
- беседы с родителями о необходимости участия их в акции «Покормите птиц».
Основной этап
Деятельность педагога
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о зимующих
птицах;
- разработка методических материалов, рекомендаций по проблеме.
Деятельность детей
Разучивание песен, стихов про птиц;
- рисование рисунков, аппликация, лепка;
- сюжетно – ролевые игры, пальчиковая гимнастика,
- физ. минутки по данной теме.
Деятельность родителей
Подготовка к изготовлению кормушек.
Заключительный этап
Деятельность педагога
Выставка поделок детей
Деятельность детей
Конструирование из бумаги «Синичка»
Деятельность родителей
Развешивание кормушек во дворе, парке, лесу.
3. Практическая часть, выполнение проекта. Календарно тематическое планирование
Формы организации работы
Беседы и НОД:
«Зимующие и перелетные птицы»
«Что нужнее птице, тепло или пища?»
«Для чего кормушке крыша?»
«Синичкин день»
Подвижные игры: «Вороны», «Птички в гнездышках сидят», «Воробушки и автомобиль», «Совушка»,«Воробьи и собачка», «Зимующие и перелетные птицы» (с мячом)
Пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело», «Прилетайте, птички», «Кормушка», «Сорока», «Птички прилетали», «Дятел».
Чтение художественной литературы: В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», О. Григорьева «Синица», Воронкова «Птичьи кормушки», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонов «Зимние гости», Горький «Воробьишко», В. Бианки: «Синичкин календарь», «Холодно, в лесу голодно», С. Михалков «Птичья столовая», А. Яшин «Покормите птиц зимой», А. Барто «Скачет шустрая синичка».
Отгадывание загадок по теме.
Чтение поговорок, пословиц.
Чтение и беседа по содержанию рассказа «Появились синички» (автор Г. Скребицкий, В. Чаплина)
Составление рассказа о синице по серии сюжетных картин
Рассматривание плаката
Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок, тематических альбомов «Зимующие птицы».
ИКТ Презентация «Синичкин день».
Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой», Н. Маслова «Синица»
НОД Конструирование из бумаги «Синичка»
Экскурсия по площадкам детского сада "Наблюдения за птицами".
НОД Музыка Прослушивание аудиозаписи голосов птиц.
Словесная игра «Угадай по описанию»,«Назови ласково»
Настольно-печатные игры «Собери картинку», «Четвертый лишний»
Дидактические игры «Загадки и отгадки», «Один-много», «Кто как голос подаёт»
Обучающие игры «Чей голосок?», «Любимое лакомство», «Угадай, кто это?»
Игра на внимание «Какой птички не стало?».
Анализ:
-- дети: имеют представление о всероссийском празднике «Синичкин день», о зимующих птицах. Они понимают, что птицам легче перенести суровую зиму, когда человек заботится о них; умеют, совместно с родителями изготовить кормушку; знают, как и каким кормом подкармливать птиц; умеют наблюдать, анализировать собственную деятельность; проявляют заботу и ответственность по отношению к окружающему миру.
-- родители: проявили большой интерес к жизни детей в детском саду, стали активными участниками проекта.
-- педагоги: взаимодействие между воспитателем и родителями осуществлялось на уровне партнерства.