людмила шакирова
Информационная карта экологического мини-проекта «Вот они какие, веточки лесные» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта экологического мини- проекта
«Вот они какие, веточки лесные»
Автор воспитатель МАДОУ №42 «Черёмушки» г. Южно-Сахалинск
Участники проекта : воспитатели, дети 2 младшей группы (4 года) и их родители.
Тип проекта: краткосрочный с 25.03 по 5.04, познавательно-исследовательский, творческий.
Поставленная перед детьми проблема: выяснить живые ли веточки и какие условия необходимы для роста и развития растений.
Публикация «Информационная карта экологического мини-проекта „Вот они какие, веточки лесные“ для второй младшей группы» размещена в разделах
- Дикие животные. Проекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Цели: показать влияние воды, тепла и света на рост листьев на веточках от разных деревьев; развивать и формировать творческие изобразительные способности у детей; привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской и творческой деятельности.
Задачи: расширить представления и знание детей о разных деревьях (берёза, тополь, рябина и ива) внешний вид, строение, сходства и отличия; помочь установить причинно-следственные связи ; с помощью опытов установить, что растения живые т. к они растут, дышат и пьют, научить делать выводы; формировать умение сравнивать разные веточки, описывать их, закрепить умение находить и называть берёзу, рябину, тополь и иву, называть части деревьев (ствол, корни, ветки, крона, листья, почки, семена); научить изображать веточки от разных деревьев в разных видах продуктивной деятельности; развивать связную речь, активизировать и расширять словарь детей; учить детей бережно относиться ко всему живому; радоваться результатам своего труда.
Актуальность проекта: Дети в младшем возрасте ещё недостаточной степени имеют представления о растениях, условиях их роста и развития. Их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Для возникновения этой деятельности мы решили создать необходимые условия, которые подвели бы детей к освоению чего-то нового и результат воплотился бы в практике.
Ожидаемый результат :
. Дети получат знания о том, что зимой растения спят, что они живые, так как растут, дышат и пьют.
. Усвоят значение причинно-следственных связей.
. Научатся описывать, сравнивать, наблюдать, делать выводы.
. Приобретут новый опыт исследовательской деятельности.
. Расширят свой кругозор и мыслительную деятельность.
. Выяснят, какие деревья просыпаются и цветут первыми.
. Примут участие в создании самостоятельных и, совместных с родителями, творческих работ для коллективной выставки «Вот они какие, веточки лесные».
. Научатся бережно относиться к природе.
Продукт проекта: Создание альбома с зафиксированными этапами роста и развития наблюдаемых веточек, проведённых опытов; выставка детских творческих работ по продуктивной деятельности «Вот они какие, веточки лесные» и поделок из природного и бросового материала.
Участие родителей воспитанников:
1 Заранее познакомить родителей с предстоящим проектом, его темой и целями.
2 Поместить в приёмной, на стенде, план реализации проекта, совместной деятельности и стихи для заучивания с детьми.
3 Предложить принять участие в подготовке выставки – сделать дома с детьми поделки (весенние распустившиеся или цветущие веточки из природного или бросового материала). А так же,во время совместных с детьми прогулок по парку, понаблюдать за берёзой, тополем, рябиной и ивой (вербой, за кустарниками, закрепить их названия, отличия и сходства.
4 Дома, с детьми, повторять выученные в группе стихи о весне и веточках деревьев.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный.
. Беседа о разнообразии деревьев, рассматривание, сравнение, закрепление названий. Беседа о том, что деревья спят зимой. Найти поломанные веточки. выразить свои переживания. Спросить у детей как нам помочь веточкам. Подвести ответы детей к тому, чтобы они предложили внести веточку в группу и поставить в воду.
. Предложить детям выяснить живые веточки или нет, и что будет если их внести в тёплое помещение и поставить на свет в воду.
. Для сравнения и эксперимента одну веточку убрать в тёмный шкаф без тепла и света.
. Ознакомить родителей с планом проведения предстоящего проекта.
2 этап – исследовательский, практический и творческий.
В группе проводится экспериментальные опыты для выяснения, как дышат и пьют веточки и как снег превращается в воду (смотри приложение)
Исследуем веточки от разных деревьев, сравниваем их, ставим в воду.
Алгоритм исследования объекта природы:
. Посмотреть.
. Потрогать.
. Понюхать.
. Рассказать.
В течении первой надели наблюдаем за происходящими изменениями. Трогаем, нюхаем почки отмечаем, что изменилось. Выясняем, от каких деревьев эти веточки. Сравниваем внешний вид,строение деревьев, отмечаем сходства и различия, закрепляем их названия. Воспитатель делает зарисовки и фотографии, фиксируя все изменения в их развитии. В течении 2х недель и ведутся наблюдения. Проверяем состояние веточки, которая находится в тёмном шкафу. Обращаем внимание детей на каком дереве раньше всех пробудились почки и почему. Делаем вывод о том, почему на веточках помещённых в группу уже распустились листочки, а на деревьях на улице нет. В течении двух недель проводится продуктивная, творческая деятельность детей на занятиях по ИЗО. (смотри приложение) Подготавливаются работы для организации выставки.
Просматриваются познавательные фильмы о пробуждении веточек, строении почек, пробуждении растений.
Заучиваем стихи «Почки» В. Эмрита и «Тополиная веточка» Н. Яковлевой.
Наблюдения на прогулке:
. Обращаем внимание детей на отличия и сходства всех деревьев,закрепляем названия и знакомим с их строением (ствол, ветки, корни крона, почки,оставшиеся семена)
. Сравниваем строение деревьев и кустарников.
. Обращаем внимание на то, что снег быстрее всего тает вокруг деревьев и кустов. Объяснить почему, и что это значит.
. Проводятся наблюдения за лужами на асфальте с утра и во второй половине дня. Делаем вывод куда исчезает вода и кто её впитывает (пьёт)
. Рассматриваем и трогаем почки на деревьях и кустарниках. Сравниваем их состояние с теми. что занесли в группу.
. Проводится дидактическая игра»1,2,3, - к берёзе беги»- закрепить умение находить и называть берёзу, тополь, рябину и иву.
Разучиваются дидактические игры :
«Составь картинку»- составление изображений из отдельных деталей разных деревьев и кустов, закрепление знаний о строении дерева и кустарник, закрепление названий, активизация словаря: ствол, корни, ветки, почки, листочки.
«Найди такое же» -находить среди разных деревьев, на картинках, такое же как на образце, находить такой же листочек как у воспитателя.
«Где зайка» - находить и называть дерево, под которым спрятался зайчик.
«Чьи детки» - находить и называть дерево по листочку.
«1,2,3, - к берёзе беги» (рябине, иве, тополю)-закреплять названия деревьев и умение находить и различать их.
«Четвёртый лишний» - учить детей группировать и классифицировать растения по общим признакам.
«Что сначала. что потом»- раскладывать картинки от начала зарождения растений до цветения, развитие мышления.
Малоподвижные игры: (смотри приложение)
«Весенняя берёза», «Изобрази растение», «Как раскрываются почки», «Вырастим деревце»- развивать умение детей выразительно передавать пробуждение весенних деревьев, почек в пластике движений.
3 этап – заключительный.
Подведение итогов в конце второй недели проекта. Повтор и закрепление всех полученных знаний. Делаем вывод, устанавливая причинно-следственные связи: растение –свет- тепло- вода – жизнь и рост. Выучить поговорку: «Солнце, воздух и вода для растений всех – друзья». Рассказываем стихи о пробуждении почек. Ещё раз просматриваем познавательные фильмы для малышей о пробуждении растений весной.
Оформляем выставку детских, самостоятельных и совместных с родителями, творческих работ «Вот они какие, веточки лесные». На стенде : рисунки распустившихся почек берёзы, вербы; аппликация веточек вербы, с использованием ватных комочков; лепка барельефом веточки вербы в вазе и поделки. сделанные дома с родителями (разные веточки из бросового и природного материала). Оформив выставку,любуемся красотой и разнообразием веточек.
Обратить внимание детей на красоту и нежность живых веточек. Рассмотреть появившиеся корешки на тополиных веточках. Предложить, как только растает снег, посадить веточки в землю.
Даём обещание любить, беречь и охранять природу.
Совместная деятельность воспитателей и детей во время НОД и во 2й половине дня.
Понедельник 25.03 Художественно-эстетическая деятельность
Лепка. Тема: Барельеф «Веточка вербы в вазе»
Вторник 26.03 Познание. Мир природы.
Тема : «Деревья и кустарники на нашем участке»
Конспект в приложении.
2 пол. дня: Опытно-экспериментальная деятельность
с детьми «Выяснить живые ли веточки» проведение
опытов которые помогут показать, что веточки пьют
дышат и растут (конспект в приложении)
Среда 27.03 Речевое развитие. Развитие связной речи
«Рассматривание иллюстраций с изображением
весеннего леса» 2 часть занятия –заучивание
стихотворения В. Эмрита «Почки»
2пол. дня- Рассматриваем наблюдаемые веточки,
воспитатель делает зарисовки и фотографии ; делаем
выводы о произошедших изменениях.
Четверг 28.03 Просмотр познавательного фильма
для малышей «Как распускаются почки»,»Весеннее
пробуждение растений»
2 пол. дня – Дидактические игры: «Чьи детки»
«Живая – неживая»(объекты природы,
«Составь изображение», «Чьи детки», «Что сначала,
что потом», «Четвёртый лишний»
Пятница 29.03 Художественно-эстетическая деятельность
Рисование красками «Веточки вербы в вазе»
(с использованием крупных ватных палочек)
Понедельник 1.04 Художественно-эстетическая деятельность
Аппликация «Верба» (с использованием ватных комоч
ков)
2 пол. дня – Разучиваем стихотворение Н. Яковлевой
«Тополиная веточка» и закрепление ст. «Почки»Эмрита
Вторник 2.04 Зарисовка и фотограф, воспитателем всех изменений
в развитии веточек и обсуждение с детьми, сравне
ние с веточками, помещёнными в тёмный шкаф.
Вывод.
2 пол. дня – Опытно-экспериментальная деятельность
«Как снег стал водой», «Куда исчезла вода в банке»
Среда 3.04 Речевое развитие. Развитие связной речи
«Рассматривание и сравнение веточек от разных
деревьев»(ива, берёза, тополь, рябина)
2час. занятия дид. игра: «С какого дерева веточка»
Четверг 4.04 Познание. Мир природы. Подведение итогов проекта
(смотри в информационной карте проекта)
Пятница 5.04 Художественно-эстетическая деятельность.
Рисование «Распустившиеся веточки берёзы»(краски)
2 пол. дня – Организация и оформление выставки
«Вот они какие, веточки лесные».
Игры малой подвижности.
«Весенняя берёза»
Берёза, в белом сарафане - ходим по кругу.
Весною водит хоровод.
Звенит серёжками так нежно - потряхиваем кистями рук
И птичек в гости всех зовёт. - взмахи руками.
Раскроет свои руки-ветки, - поднять руки вверх,
Опустит ветки-пальцы вниз - пальцы опустить вниз.
Подставит солнышку все почки, - соединяем ладони рук.
Чтоб лучик на ветвях повис. – покружиться вокруг себя.
Цель игры – развивать умение выразительно передавать пробуждение весенней берёзы в пластике движений.
«Как раскрываются почки»
Воспитатель: Солнышко пригревает - руки в стороны паль
Снежок быстро тает - цы раскрыты.
В землю он идёт водой - руки опустить
Это знаем мы с тобой. - повернуться к соседу
А на ветках, в почках
Тихо спят листочки - ладони плотно соед.
Деревца воды напьются
Почки сразу же проснуться -ладони медленно
разжимаем
Будут быстро набухать
Будет дерево дышать
Вмиг появятся листочки – пальцы раздвинуть
И осыплются все почки
Вырастим деревцо
Воспитатель просит детей представить,что - они маленькие семена. Дует ветер, семена летят, кружатся и падают на землю и спят. Но вот пришла весна, растаял снег, ушёл водичкой в землю и разбудил семена. Стали они расти. Сначала тоненький побег, потом ствол. Дерево растёт всё выше и выше, появляются веточки, а потом и лисья.
Дети должны выразить в пластике движений все эти превращения.
Дидактические игры:
«Четвёртый лишний»
Цель – находить и называть лишнее изображение, группировать по общим признакам деревья, кусты, цветы.
Ход – Воспитатель показывает карточки на которых изображены 3 дерева и один куст. Дети должны назвать, что здесь лишнее и почему.
«Живая –неживая»
Цель – учить детей различать объекты живой и неживой природы.
Ход – Рассматриваем изображения разных объектов природы. Дети должны к условному символу () разложить те, которые относятся к живой природе, а к ()
неживой природе.
«Составь изображение»
Цель – закрепить знание детей о строении деревьев и кустов
Ход- детям предлагаются части деревьев и кустов : стволы, ветки, корни, листики (от берёзы, рябины и тополя)
Дети должны собрать берёзу, куст, рябину, тополь.
«Где зайка»
Цель – Находить и называть деревья, кусты, под которыми спрятался игрушечный зайчик.
Можно в группе использовать изображённые на бумаге деревья и кусты.
«Что сначала, что потом»
Цель- Раскладывать по порядку иллюстрации с изображением семян, лежащих в земле, тучи с дождевыми каплями, появившийся из под земли росток, стебель, маленькое деревце с почками, деревце побольше с распустившимися листочками, деревце с цветками, и оно же с ягодками (рябина