вера гагарина
Информационная безопасность мультипликационных фильмов как условие позитивной социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная безопасность мультипликационных фильмов как условие позитивной социализации детей дошкольного возраста
Говоря о развитии системы условий, обеспечивающих позитивную социализацию детей дошкольного возраста, в аспекте информационной безопасности, следует уделить особое внимание той информационной среде, внутри которой живет и развивается ребенок соответственно своему возрасту. И здесь особое внимание следует уделить мультипликационной информационной среде.
Публикация «Информационная безопасность мультипликационных фильмов как условие позитивной социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кино, фильм, кинофильмы, кинотеатры
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Формирование информационной среды подрастающего поколения должно предусматривать не только ограничения, но и ориентацию на желательные, лучшие образцы информационной продукции. В этой связи педагоги и родители должны не только ограничивать и защищать детей от вредной информации, но и ориентировать детей на позитивный контент, т. е. рекомендовать то, что действительно нужно и полезно для детей дошкольного возраста.
Просмотр мультипликационных фильмов в настоящее время стал обыденным и ежедневным занятием детей, начиная с раннего возраста. Все чаще и чаще ребенок-дошкольник проводит свое свободное время перед экраном телевизора. Именно мультфильм стал для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, отношений между людьми и норм их поведения. Просмотр мультфильмов среди детей дошкольного возраста носит тотальный характер: их смотрят дома, показывают в кинотеатрах, в Интернете, продают на дисках, ребята приносят полюбившихся своих героев в детские сады, они становятся темой для обсуждения в группе сверстников, сюжетом игры. Таким образом, мультфильмы становятся агентами социализации детей дошкольников.
Следует отметить, что маленькие дети особо чувствительны к любому виду информационной продукции. Они не просто воспринимают ту или иную информацию, они формируются и развиваются в атмосфере определенной детской субкультуры, созданной взрослыми. В этот период закладываются базовые представления о мире, первичные эстетические и этические инстанции, общие установки, складывается отношение к себе и другим людям. Любые впечатления, в особенности художественные, оказывают определенное влияние на становление основ личности ребёнка. Впечатления, полученные ребенком, всегда отражаются на его развитии и мировоззрении: они либо способствуют развитию, либо тормозят или деформируют его. При этом под развитием подразумевается не усвоение знаний, а активизация внутренней жизни ребенка – стимуляции его сознания и самосознания, сопереживания, воображения, интереса, эмоций. Информационные продукты для детей, к которым, прежде всего, относятся мультфильмы, при правильном выборе могут стать эффективным средством разностороннего развития и воспитания ребенка и процессов его позитивной социализации. В то же время, мультфильмы, при их чрезмерном и неадекватном потреблении, могут нести определенный риск развитию детей дошкольного возраста.
Современные дети начинают смотреть мультфильмы с самого раннего возраста, порой, не достигнув еще и одного года в развитии. При этом малыши смотрят те фильмы, которые по своему содержанию и художественным характеристикам совершенно не соответствуют интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Вопрос о соответствии мультфильма возрасту ребенка взрослыми задается, к сожалению, очень редко. В настоящее время существует достаточно много серьезных оснований, которые едины в одном: долгий просмотр мультфильмов детьми, начиная с раннего возраста (с 1 года, негативно влияет на формирование личности ребенка.
Во-первых, экранное восприятие блокирует развитие сенсорных систем, парализует волю ребенка, тормозит физическое и психическое его развитие. Во-вторых, дети познают себя, мир вокруг, смысл окружающей действительности через общение со взрослыми, сверстниками, через свои практические действия с предметами, через игру. Выполнить эту задачу через экран не представляется возможным. В-третьих, важно, что в процессе взаимодействия ребенок получает свой собственный, а не «чей-то» опыт. Это самостоятельный, активный метод изучения мира. Рассматривая натуральный объект, предмет, картинку ребенок свободен – он может смотреть, может отвернуться, приблизиться или удалиться, спросить, исправить. Экранная стимуляция парализует собственную активность детей, не дает возможности ощутить и прожить свой опыт.
В этой связи особенно важна оценка информационной продукции, которая предъявляется детям, а также защита от вредного влияния негативной информации, представленная в мультипликационных фильмах. Но помимо ограждения детей от дурного влияния, для формирования информационного пространства важно осуществлять и другой подход к оценке информационных продуктов для детей, а именно, выявление тех произведений, которые обладают высокой психолого-педагогической ценностью, т. е. могут стать средством воспитания и эффективного развития, позитивной социализации для детей в определенном возрасте. Особенно актуальной такая оценка является для детей дошкольного возраста. В этот период в силу его особой открытости миру и сензитивности, художественное впечатление оказывает серьезное влияние на становление основ личности ребенка. Кроме того, этот период особенного интенсивного психического развития, когда каждый год отличается специфическими особенностями восприятия, мышления, самосознания и пр. Поэтому выявление лучших образцов анимационной продукции могут быть рекомендованы родителям и педагогам в качестве ресурса позитивной социализации детей.