Ася Кузьмина
Информация о СЭВ — синдроме эмоционального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые термин «психического выгорания» был описан X. Дж. Фрейденбергером (1974 г.) , который наблюдал большое количество работников социальных профессий, испытывающих эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности. Сейчас этот феномен хорошо изучен, носит название синдрома эмоционального выгорания (далее - СЭВ) и является механизмом психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия.
Рассмотрим причины СЭВ. Психотравмирующие воздействия могут быть внешними и внутренними.
Публикация «Информация о СЭВ — синдроме эмоционального выгорания» размещена в разделах
К внешним относиться сама специфика профессиональной педагогической деятельности, а именно ежедневное наличие большого числа эмоциогенных факторов (высокая эмоциональная загруженность деятельности), например:
• необходимость сопереживания, сочувствия,
• нравственная ответственность за жизнь детей.
В эту категорию так же можно отнести как положительно окрашенные события:
• проведение открытых мероприятий (максимальное задействование потенциала педагога, «положительный» стрессогенный фактор),
• окончание учебного года (в ситуациях завершения стрессогенность всегда повышается).
Так и события, несущие негативный эффект:
• деятельность, на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего результата (дисбаланс «ресурсы-результат»),
• неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе (наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, непродуманные требования и новации администрации).
Все эти ситуации приводят к естественному поиску способов экономии своих психических ресурсов.
К внутренним факторам относятся личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей ролью в различных профессиональных ситуациях, например:
• расхождение во мнениях, взглядах, оценках ситуаций при взаимоотношения с коллегами, администрацией, родителями воспитанников (как неумение выбрать правильный стиль коммуникации или неспособность понять отличную от свой (иную) систему ценностей),
• перегруженность делами (как неумение видеть свои границы или неумение планировать),
• зависимость ощущения «успешности» в профессии педагога от внешней оценки или использование внешних, а не внутренних критериев в принятии решений (как навязчивое стремление к получению одобрения своей деятельности, стремления все сделать только самым лучшим образом; при этом критика сразу же приводит к «упадку сил»).
Далее я рассмотрю СЭВ как трехфакторную модель (С. Маслач, Р. Джексон, 1981г): эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений. В статье "Обзор связи понятий — педагогическая культура, профессиональная деформация, синдром эмоционального выгорания" этого блога было раскрыто, что СЭВ выступает как механизм психологической защиты при несоответствии между требованиями, предъявляемыми к педагогу и его реальными возможностями.
СЭВ, таким образом, позволяет дозировать и экономно расходовать ресурсы. То есть, нарастающему стрессу соответствует симптом расширения сферы экономии эмоций. Чаще всего это ограничение контактов с другими людьми, нежелание общаться. Но может возникать и эмоциональный парадокс - внешнее сдерживание эмоций при высокой эмоциональной загруженности деятельности не только не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает психическое напряжение и усугубляет течение СЭВ.
Более подробно рассмотрим факторы СЭВ:
Эмоциональное истощение: педагог чувствует усталость, снижение энергетического тонуса и работоспособности; возникает чувство безразличия к потребностям других людей. Так же могут беспокоить: более быстрое утомление при ранее хорошо переносимых нагрузках; бессонница; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, гнев) и негативные эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности), чувство бессмысленности деятельности.
Деперсонализация проявляется в деформации отношений - педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется от них, ожидая от взаимодействия самого худшего. Негативные реакции могут проявляться по-разному: нежелание общаться вне рамок рабочей программы (только формальное общение «педагог-воспитанник» в рамках запланированного учебно-воспитательного процесса), склонность унижать, игнорировать просьбы.
Редукция личных достижений (сокращенная профессиональная реализация). Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании (ограничении) собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Таким образом, СЭВ может проявляться многогранно, но важным аспектом выступает удовлетворенность трудом. Если педагог разочарован выбранной профессией (или местом работы), пытается сократить свои обязанности (или упростить решение профессиональных задач); делит детей на «хороших» и «плохих» (отдавая предпочтение первым); в его поступках доминирует властность, жесткость – то это свидетельствует о СЭВ. Педагог с СЭВ эмоционально перегружен, поэтому снижается эффективность его действий не только в работе, но и в повседневной жизни. То есть и другие личностные изменения так же могут указывать на СЭВ, например:
• нарушения сна;
• стремление к уединению (стало гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);
• когнитивные дисфункции (нарушение памяти, внимания, т. к. психика ищет возможности сохранения ресурсов личности от перегрузок).
В связи с вышеизложенным, организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является актуальной задачей современной системы образования. СЭВ, как явление, достаточно простое на начальных стадиях развития (например, утомление, снижение работоспособности), может перейти в ту форму, когда педагог становиться профессионально непригодным, т. к. возникает деперсонализированый защитный эмоционально-волевой антигуманистический подход к работе (например, цинизм, немотивированные агрессивные реакции).
Как правило, педагог объясняет себе свое состояние естественной реакцией на негативные (например, конфликт) или эмоционально заряженные события (например, открытое мероприятие). Но СЭВ, не получив своевременной и должной корректировки, коварно развивается, превращаясь из утомления в конце недели в тяжелую апатию и чувство бессмысленности деятельности. Поэтому важна комплексная система мер по профилактике и коррекции деструктивных новообразований личности педагога, которая будет изложена в следующей записи блога.