Галина Макеева
Организация игровой деятельности по познавательному развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, а не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного возраста.
Поэтому перед нами, педагогами дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности- игры.
Публикация «Организация игровой деятельности по познавательному развитию детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.
Реализовывая годовую задачу в своей возрастной группе нами была поставлена цель
Цель: Раскрытие интеллектуально – познавательного потенциала ребенка через игровую деятельность.
Задачи:
-Формировать потребности к способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
-Направлять любознательность ребенка на получение результата через игровые действия.
-Отбирать способы решения поставленной задачи, добиваться результата и анализировать его.
В работе с детьми образовательный процесс мы строили так, чтобы он был направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Мы выделили основные формы взаимодействия,
способствующие познавательному развитию :
вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
использование дидактических игр;
применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
В нашей группе созданы условия для полноценного развития детей, имеется методическая и художественная литература, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал. В группе пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и самостоятельной деятельности. Выделено пространство для самостоятельной деятельности и игровой. Для игр имеется соответствующее игровое оборудование.
Я считаю, что эффективным методом познавательного развития дошкольников относится дидактическая игра. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребёнка. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Поэтому совместно с детьми изготавливаем своими руками дидактические игры из подручных материалов, вторсырья и т. п.
В работе использую дидактические игры по ФЭМП: «Считай дальше», «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Назови соседей», «Найди столько же», «В какой руке сколько?», «Считай – не ошибись», «Назови соседей», «Назови пропущенное слово», «Лови, бросай, дни недели называй!», «Тик – так», «Назови предмет», «Разделим и угостим друг друга» и т. д.
Дидактические игры по приобщению к социокультурным ценностям: «Назови одним словом», «Где это можно купить», «Мир тканей», «Из чего сделано?», «Путешествие по городу», «Магазин игрушек».
Дидактические игры по ознакомлению с миром природы: «Кто лишний?», «Где спрятался зайчик?», «Кто, где живет», «Птицы (звери, рыбы, «Природа и человек», «Воздух, земля, вода», «Назови три предмета», «Что лишнее?», «Когда это бывает?», «Какое время года?». «Назови одним словом».
Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры особое внимание обращаем на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п.
Также использую в своей работе другие виды игровой деятельности, где дети проявляют свою активность, взаимопомощь, интерес. Сюжетно ролевые игры такие как: «Парикмахерская», «Больница», «Строители», «Гости», «День рождения», «Улица», «Путешествие с героями любимых книг», «Магазин», «Почта», «Школа», «Библиотека», «Ателье» и т. д.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Темы игр разнообразны. Благодаря этому дети смогут пережить в игре то, что переживают взрослые люди в повседневной жизни. Таким образом, дети постепенно вживаются в социум, узнают правила поведения и общения в современном мире.
Также в своей работе часто использую в разных режимных моментах разнообразные подвижные игры. Активна роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно
действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.
В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,
мышление, воображение, формируются социальные качества, честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществе. Имеются картотеки подвижных игр.
Играем с детьми в театральные игры. Ребёнку предоставляем возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта, поэта. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому театрализованной деятельности стараюсь уделять должное значение и всем видам детского театра, что помогает формировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Для театральных игр в группе имеются разные виды театров.
В работе с родителями по познавательному развитию использую традиционные и нетрадиционные формы работы. Родители помогают обновлять предметно-развивающую среду - создают своими руками интересные атрибуты, которые дети используют в играх, на занятиях, в исследовательской деятельности, на прогулке. Консультируем родителей, о том, как можно применять подручные материалы дома для развития игровых способностей ребенка.
Таким образом, игра является эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе игровой деятельности. Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки. Игра - это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится
Планируем в дальнейшей деятельности продолжать активно изучать все методические новинки, новые педагогические технологии, обновлять картотеки игр, применять современные методы в работе с детьми для познавательной деятельности.