Ирина Голынова
Информация для воспитателей на тему «Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП»
▼ Скачать + Заказать документы
Информация для воспитателей на тему «Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП»
По статистике, наибольшее количество происшествий с детьми происходит в часто повторяющихся так называемых ситуациях - «ловушках». В основном это ситуации закрытого обзора (неожиданный для водителя выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор) и перехода проезжей части в неустановленном месте. Но это не значит, что на занятиях необходимо ограничиться разбором только этих двух ситуаций.
Публикация «Информация для воспитателей на тему „Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что они сознательно нарушают ПДД, но и в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребенка на улице, его окликнул друг, он увидел знакомого – и сразу забыл об опасности.
На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, среди которых необходимо выделить особую значимость возрастных особенностей детей. Одна из возрастных особенностей – физиологическая.
- узкий угол зрения: у 6-летнего ребенка угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого человека (рост угла зрения продолжается до 20 лет)
- реакция у ребенка по сравнению с взрослым более замедленная. Ему нужно значительно больше времени, чтобы отреагировать на опасность. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 – 1 с. Ребенку требуется для этого 3-4 с. Ребенок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием.
Еще одна из возрастных особенностей – это психологическая.
Основные психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление и др.) и поведение ребенка дошкольного возраста зачастую носят непроизвольный характер, т. е. спонтанны, зависят от эмоционального состояния, мгновенно возникшего интереса к объекту, поэтому в сложных ситуациях неустойчивы, не всегда поддаются контролю.
Ребенок не осознает ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям для других участников движения и для него лично может привести его поступок.
Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает в данный момент. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к нему, забыв обо всем на свете.
Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успевает обработать информацию и дать правильную команду к действию. Причем готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в два раза чаще. В отличие от взрослых, у детей снижено чувство собственной безопасности.
Часто дети проявляют нетерпение в ожидании возможности перейти через дорогу. Время их терпеливого ожидания зависит от разных факторов - характера, физического состояния, цели и срочности передвижения, адаптации поведения к условиям движения.
Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуется правилами. Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация.
Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно – транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соразмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от них. Они еще не способны предугадать возможные варианты поведения водителя. В экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором – как поступить, - он легко пугается, теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности.
Дети, не усвоившие понятия о скрытых опасностях на дороге, практически ежедневно ставят эксперимент на себе. Многие склонны рассматривать ДТП как некую случайность, несчастный случай. Попадание в ДТП следует рассматривать как следствие совершения конкретных ошибок, опасной самонадеянности, отсутствие предвидения, недостаток опыта, неумение принимать правильные решения. В конечном счете, причина ДТП – незнание Правил дорожного движения и отсутствие необходимых навыков поведения на дороге.
Используемая литература:
1. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Дорожная азбука. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. -М. : изд. дом «Цветной мир», 2013.
2. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн. – М. : ТЦ Сфера, 2014.