Абросимова Марина
Индивидуальный подход в обучении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы разные. У всех есть свои предпочтения, занятия, любовь к чему то. И у всех и каждого есть свои особенности: кто-то родился с китью в руках, кто-то бегает быстрее ветра, а кто-то нашел себя в скульптуре. У всех есть способность к чему-либо. Просто ее нужно заметить и индивидуально развивать.
Индивидуальный подход в обучении дошкольников – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Условия, которые предъявляет ФГОС к индивидуальной работе в детском саду занимает значительное место и способствует выполнению ряда условий:
Публикация «Индивидуальный подход в обучении дошкольников» размещена в разделах
Материально – технические условия – оснащение группы и помощь родителей.
Психолого – педагогические условия – учет индивидуальных способностей ребенка по восприятию и усвоению информации, а также по психологическим характеристикам личности.
Кадровые условия – взаимодействие воспитателя с другими специалистами.
Требования к развивающей предметно – пространственной среде – все материалы и оборудование должны быть безопасными, полифункциональными, трансформированными, вариативными, функциональными.
Вопрос об индивидуальном подходе к детям во все времена привлекал к себе внимание многих выдающихся педагогов: как представителей русской, так и зарубежной прогрессивной педагогики. Это Я. А. Каменский, Жан- Жак Руссо, К. Д Ушинский, Н. К. Крупская, А. С Макаренко, В. А. Сухомлинский. Все они отмечали, что индивидуальный подход имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, уважения его неповторимости, стремления понять его сложный духовный мир, развития его индивидуальных способностей.
Воспитание детей в дошкольном учреждении должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, инициативу, активностьв зависимости от способностей ребенка.
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, выражающейся в индивидуальных особенностях.
Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по – настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс. Поэтому воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность.
Индивидуальный подход направлен на то, чтобы укрепить положительные качества и устранить недостатки. В чем же сущность индивидуального подхода?
Индивидуальный подход - это развивающий принцип обучения и главный принцип педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты подхода к детям :
любовь к детям
знание и понимание детей
основательный теоретический баланс
способность педагога анализировать.
Воспитатель не должен забывать, что ребенок – самоцелен. Но в то же время дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.
Индивидуальный подход требует от воспитателей большого терпения, умения разобраться в ситуации. Педагог должен анализировать всю образовательную и воспитательную работу: при проведении ОД, в режимных моментах, во время прогулок, в самостоятельной деятельности.
Знание воспитателем возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой, направить каждого в нужное русло. Однако для этого педагог должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.
Одним из главных факторов учебно-воспитательного процесса является учет индивидуально-типологических качеств ребенка (типа темперамента). Тип темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. Как правило, он определяет темп деятельности.
В зависимости от индивидуальности общие возрастные особенности ребенка проявляются по-разному. Каждый ребенок неповторим, нет двух одинаковых характеров. На характер и привычки ребенка влияют условия его жизни, его окружение, особенности воспитания в семье.
Главное в работе педагога не столько научить чему-то ребенка, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться чему то, не потеряв интерес.
Нужно стимулировать, поддерживать, хвалить за маленькие успехи, не преподнося истину.
У детей должно быть право на индивидуальность.
Не стоит путать индивидуальное обучение и индивидуальный подход к обучению. Первый предполагает систему «Педагог -ребёнок», то во втором случае педагог занимается с группой учащихся, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.
Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка.
Индивидуальный подход включает несколько взаимосвязанных этапов:
Изучение особенностей ребенка посредством наблюдения, специальных игр, опросников, тестов, методик.
Анализирования наблюдений.
Постановка целей и задач после анализирования.
Педагогу необходимо вести тетрадь, в которой следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения, для изучения индивидуальных особенностей детей. На каждого ребенка составляется характеристика, в которую входят:
Общие сведения о ребенке.
Данные о физическом состоянии.
Положительные проявления, стремления ребенка.
Особенности умственного развития.
Отношения к коллективу.
Отношение к труду.
Педагогические выводы.
Воспитатель всегда должен помнить, что нет одного шаблона для успешного обучения детей. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, помочь ему раскрыть его способности и почувствать успех.
У воспитателя появится возможность помогать «слабому», уделять внимание «сильному», работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, плохая память, не сможет выполнить многое из традиционных заданий. В этом случае требуется особый подход. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей.
Из вышесказанного следует,что даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется индивидуальный подход.
На практике, к сожалению, в большинстве случаев педагоги замечают чаще всего тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или же тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные же дети остаются, как правило, остаются в стороне.
Учитывать индивидуальное развитие ребёнка особенно важно в старшем дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент успешного обучения в школе.
К индивидуальной работе необходимо привлекать родителей. Для этого можно организовать совместные выставки работ, проведение различных бесед, консультаций, оформление папок – передвижек, анкетирование.
Таким образом, индивидуальный подход - это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирования личности ребенка, пронизывает всю воспитательную и образовательную систему.
Суть индивидуального подхода заключается в том, что педагог оказывает педагогическое воздействие на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни.
Принцип индивидуального подхода должен охватывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов.