МААМ-картинки

Индивидуальный подход в обучении дошкольников

Абросимова Марина
Индивидуальный подход в обучении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Все мы разные. У всех есть свои предпочтения, занятия, любовь к чему то. И у всех и каждого есть свои особенности: кто-то родился с китью в руках, кто-то бегает быстрее ветра, а кто-то нашел себя в скульптуре. У всех есть способность к чему-либо. Просто ее нужно заметить и индивидуально развивать.

Индивидуальный подход в обучении дошкольников – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.                                                                                                               Условия, которые предъявляет ФГОС к индивидуальной работе в детском саду занимает значительное место и способствует выполнению ряда условий:

Публикация «Индивидуальный подход в обучении дошкольников» размещена в разделах

Материально – технические условия – оснащение группы и помощь родителей.

Психолого – педагогические условия – учет индивидуальных способностей ребенка по восприятию и усвоению информации, а также по психологическим характеристикам личности.

Кадровые условия – взаимодействие воспитателя с другими специалистами.

Требования к развивающей предметно – пространственной среде – все материалы и оборудование должны быть безопасными, полифункциональными, трансформированными, вариативными, функциональными.

 Вопрос об индивидуальном подходе к детям во все времена привлекал к себе внимание многих выдающихся педагогов: как представителей русской, так и зарубежной прогрессивной педагогики. Это Я. А. Каменский, Жан- Жак Руссо, К. Д Ушинский, Н. К. Крупская, А. С Макаренко, В. А. Сухомлинский.                                                                Все они отмечали, что индивидуальный подход имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, уважения его неповторимости, стремления понять его сложный духовный мир, развития его индивидуальных способностей.

Воспитание детей в дошкольном учреждении должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, инициативу, активностьв зависимости от способностей ребенка.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, выражающейся в индивидуальных особенностях.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по – настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс. Поэтому воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность.

Индивидуальный подход направлен на то, чтобы укрепить положительные качества и устранить недостатки. В чем же сущность индивидуального подхода?

Индивидуальный подход - это развивающий принцип обучения и главный принцип педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты подхода к детям :

любовь к детям

знание и понимание детей

основательный теоретический баланс

способность педагога анализировать.

Воспитатель не должен забывать, что ребенок – самоцелен. Но в то же время дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Индивидуальный подход требует от воспитателей большого терпения, умения разобраться в ситуации. Педагог должен анализировать всю образовательную и воспитательную работу: при проведении ОД, в режимных моментах, во время прогулок, в самостоятельной деятельности.

Знание воспитателем возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой, направить каждого в нужное русло. Однако для этого педагог должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.

Одним из главных факторов учебно-воспитательного процесса является учет индивидуально-типологических качеств ребенка (типа темперамента). Тип темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. Как правило, он определяет темп деятельности.

В зависимости от индивидуальности общие возрастные особенности ребенка проявляются по-разному. Каждый ребенок неповторим, нет двух одинаковых характеров. На характер и привычки ребенка влияют условия его жизни, его окружение, особенности воспитания в семье.

Главное в работе педагога не столько научить чему-то ребенка, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться чему то, не потеряв интерес.

Нужно стимулировать, поддерживать, хвалить за маленькие успехи, не преподнося истину.

У детей должно быть право на индивидуальность.

Не стоит путать индивидуальное обучение и индивидуальный подход к обучению. Первый предполагает систему «Педагог -ребёнок», то во втором случае педагог занимается с группой учащихся, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка.

Индивидуальный подход включает несколько  взаимосвязанных этапов:

Изучение особенностей ребенка посредством наблюдения, специальных игр, опросников, тестов, методик.

Анализирования наблюдений.

Постановка целей и задач после анализирования.

Педагогу необходимо вести тетрадь, в которой следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения, для изучения индивидуальных особенностей детей. На каждого ребенка составляется характеристика, в которую входят:

Общие сведения о ребенке.

Данные о физическом состоянии.

Положительные проявления, стремления ребенка.

Особенности умственного развития.

Отношения к коллективу.

Отношение к труду.

Педагогические выводы.

 Воспитатель всегда должен помнить, что нет одного шаблона для успешного обучения детей. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, помочь ему раскрыть его способности и почувствать успех.

У воспитателя появится возможность помогать «слабому», уделять внимание «сильному», работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.

  Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, плохая память, не сможет выполнить многое из традиционных заданий. В этом случае требуется особый подход. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей.

Из вышесказанного следует,что даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется индивидуальный подход.

На практике, к сожалению, в большинстве случаев педагоги замечают чаще всего тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или же тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные же дети остаются, как правило, остаются в стороне.

Учитывать индивидуальное развитие ребёнка особенно важно в старшем дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент успешного обучения в школе.

К индивидуальной работе необходимо привлекать родителей. Для этого можно организовать совместные выставки работ, проведение различных бесед, консультаций, оформление папок – передвижек, анкетирование.

Таким образом, индивидуальный подход - это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирования личности ребенка, пронизывает всю воспитательную и образовательную систему.

Суть индивидуального подхода заключается в том, что педагог оказывает педагогическое воздействие на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни.

Принцип индивидуального подхода должен охватывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов.

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в обучении дошкольниковРоль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольниковИспользование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРИЩЕПКИ). Подготовительный этап. Показываю детям.

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языкуИспользование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языку Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная,.

Из опыта работы «Индивидуальный творческий подход к отдельно взятому ребенку»Из опыта работы «Индивидуальный творческий подход к отдельно взятому ребенку» Индивидуальный творческий подход, к отдельно взятому ребенку в ДОУ, в современной образовательной системе — явление общепринятое. Но, что.

Коммуникативный подход при обучении английской грамматике Коммуникативный подход при обучении английской грамматике Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности,.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям во время НОД» Ученье есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально.

Консультация «Игры и математика при обучении дошкольников английскому языку» Оптимальным возрастом для изучения английского языка является дошкольный возраст. Именно, в этом возрасте внимание детей неустойчиво, они.

Материал из опыта работы «Индивидуальный подход к творчеству наших воспитанников»Материал из опыта работы «Индивидуальный подход к творчеству наших воспитанников» Воспитанниками группы №3 в 2017-2018 учебном году являются 18 человек. Несмотря на то, что это старшая группа, «разброс» возраста детей.

Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

Схема ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут дошкольников во второй младшей группы Если кто не знает, ФИО ребенка не показывается, даже проверяющим. ИОМ у меня проверила аттестационная комиссия и сочла его отличным. Работа.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Индивидуальный подход в обучении дошкольников
Опубликовано: 19 марта 2023 в 10:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный подход в обучении дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Абросимова Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД