Марина Аксакова
Индивидуальный подход к детям в процессе организации игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный подход к детям
в процессе руководства игровой деятельностью
В процессе игровой деятельности дошкольники занимают определенное статусное положение, в соответствии с которой протекает их игровая активность.
Выделяют следующие статусы детей:
Предпочитаемые («звезды»)
не имеют трудностей в общении с детьми своего возраста,
самооценка таких детей высокая, или может быть завышенной.
Темочки:
дошкольник предпочитаемым даже при наличии у него проблем в общении со сверстниками, что обусловлено, следующим: наличием у ребенка игрушек или вещей, которые интересны другим детям; и наличием у ребенка определенных умений, которыми не обладают другие члены группы.
Принимаемые
Им свойственна эмоциональная неустойчивость,
высокий индекс тревожности и
трудности в общении.
Пренебрегаемые
трудности в общении,
проявляется высокий индекс тревожности,
самооценка может быть высокая, завышенная или низкая.
У таких детей часто наблюдается низкая работоспособность, повышенная утомляемость и неуверенность в себе.
Отрицаемые и Игнорируемые
Отверженные дети сверстникам не интересны для общения и игр.
не стремятся стать активными участниками различных бесед и других совместных действий со своими сверстниками.
Они часто имеют низкую самооценку и трудности в общении, которые не могут самостоятельно преодолеть,
могут проявлять негативизм, физическую и косвенную агрессию к своим сверстникам в играх и других видах деятельности.
Дети, которые приобретают статус «отверженного»:
недостаточная сформированность игровых навыков сочетается с незнанием положительных способов сотрудничества, так как он постоянно вмешивается в игры, мешает их проведению, невольно разрушает созданные детьми постройки, следовательно и уровень его игровой активности невысок.
при неадекватном владении им способами сотрудничества, встречающимися, с одной стороны, у излишне подвижных, не умеющих управлять своим поведением детей, хотя и владеющих игровыми навыками и положительными способами сотрудничества.
это медлительные дети, не умеющие развивать необходимый в игре динамизм действий, вследствие чего сверстники в буквальном смысле слова убегают от них, несмотря на умение таких детей играть и доброжелательное отношение к партнерам. [19, с. 141]
Лишенные возможности полноправно участвовать в играх (дети имеющий статус «отверженных» в группе, такие дети не могут удовлетворить и собственную острую потребность в совместной игре, что приводит в конце концов к глубокому психологическому конфликту со сверстниками.
Осознание неблагополучия в игре, в столь важном для дошкольника "деле", вызывает у него глубокие переживания, которые приобретают особенно острый характер в связи с высокой эмоциональностью данного возраста, стремлением получить признание и одобрение своих достоинств. И не получив его, ребенок всячески стремится защититься от остроконфликтной травмирующей ситуации, все более замыкаясь в себе, постепенно отходя от сверстников. Однако отношение к ним остается по-прежнему доброжелательным. Понимание собственного неуспеха в игре длительное время не меняет личностного отношения ребенка к детям.
его переживания все более обобщаются, углубляются и обостряются. В результате действия сверстников приобретают в его глазах негативную окраску, представляясь все более несправедливыми, и вызывают у ребенка напряженное аффективное состояние, находящее выход в открытом эмоциональном протесте, в отрицательных поведенческих реакциях (повышенной обидчивости, упрямстве, недоверчивости, грубости, озлобленности, вплоть до элементов агрессии).
Таким образом, становится очевидной необходимость исследовать личность ребенка в группе, в той конкретной группе, в которую она включена на данном возрастном этапе развития, в опосредованных деятельностью межличностных отношениях детей, в частности в игре. Очевидной становится необходимость изучения этих отношений. Именно через эту плоскость отношений ребенок наиболее тесно соприкасается с миром переживаний, ибо без эмоционального "тепла" межличностных отношений, без чьей-либо привязанности в группе он не может быть эмоционально удовлетворен.
Для иследования статуса детей в группе сверстников использовалась методика «Два дома».
Рекомендации, способствующие повышению социометрического статуса отверженных детей и коррекции неблагоприятных эмоционально-личностных особенностей в психическом развитии:
Профилактическую и коррекционную работу можно разделить на два этапа.
На первом этапе коррекционной работы следует улучшить эмоционально-психологический климат группы, чтобы каждый ребенок в группе сверстников не чувствовал себя «изолированным», не нужным.
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
- избегать слишком критических замечаний в адрес ребенка при других детях;
- следует отрицательно оценивать не ребенка, а конкретные его действия, сохраняя при этом доброжелательный фон, не сердясь, не раздражаясь.
- быть внимательным к застенчивым и замкнутым детям, а также к детям, активно демонстрирующим свое лидерство перед своими сверстниками.
На втором этапе необходимо наладить взаимоотношения ребенка со сверстниками, повысить социометрический статус «непопулярных» дошкольников. Для налаживания взаимоотношений со сверстниками важное значение имеет игровая деятельность.
Использование режиссерских игр способствует улучшению взаимоотношений между детьми. Играя, дети учатся принимать замыслы товарищей по группе, обсуждать принятые роли, строить увлекательный игровой сюжет.
настольно-печатные игры («лото», «домино», «маршрутные»). Именно в играх парами дети учатся способам игрового сотрудничества: соблюдению очередности, вежливому обращению друг к другу по имени, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, координировать высказывания с партнером.
Большие возможности в формировании навыков общения в группе сверстников заключаются в игре с правилами. Основными ее характеристиками являются состязательные отношения между участниками, наличие реального результата - выигрыша, предметно обозначающего окончание деятельности, повторяемость неизменных по форме конов (что дает возможность проигравшему отыграться в следующем коне). Все это также способствует формированию межличностных отношений среди детей в группе детского сада.
Отклонения в формировании личности ребенка, могут проявляться в стремлении ребенка к уединению. Воспитатель должен направить внимание ребенка на внутренние переживания. Эффективным приемом будет использование комментариев всего происходящего, это поможет ребенку откликнуться на игровые действия других детей. Далее ребенку можно предложить самому стать комментатором игр, совместной деятельности детей, конфликтов. Таким образом, ребенок приобретает опыт коммуникативной деятельности.
Воспитатель должен обращать внимание на агрессивных детей и их поведение (частые вспышки гнева). Ребенка нужно упражнять в применении этически ценных норм поведения, научить использовать различные приемы разрешения конфликтов.
Если ребенок находится в положении лидера, то он может затмевать других детей, таких детей нужно ставить на незначительные роли. А «изолированных» детей на более ведущие роли.
Популярность ребенка в группе зависит от успеха, которого он добивается в совместной игровой деятельности. Если обеспечить в игре успех малоактивным детям, не пользующимся популярностью, то это может привести к изменению их социометрического статуса и стать эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.
Необходимо использовать естественно возникающие игровые ситуации и специально создавать таковые для познания эмоциональных состояний людей (радости, восторга, грусти, печали, спокойствия, гнева, тревожности, их нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности.
Чтобы развить стремление предвидеть и чувствовать эмоциональное состояние сверстников в определенных ситуациях (когда кого-либо из детей не приняли в игру, дали самую неинтересную роль, наименее привлекательную игрушку; когда кто-то из детей дал поиграть сверстнику машинку, принесенную из дома, и тотчас же отобрал и т. д., важно обучить ребенка пониманию связи между поведением людей и их эмоциональным состоянием, пониманию такой модели рассуждений: «Можно так сделать — будет хорошо другому и радостно мне»; «Этого делать нельзя, потому что огорчится другой человек и будет неприятно мне»