Татьяна Костюченко
Консультация «Индивидуальный подход на занятиях изобразительной деятельности в логопедической группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд особенностей, которые обнаруживаются в деятельности. Некоторые индивидуальные особенности проявляются у разных детей прямо противоположным образом. Так, дети различаются по темпу деятельности : одни работают быстро, другие – медленно. Имеются различия и во включении детей в деятельность : одни дети сильно спешат, часто начинают выполнять работу, не дослушав объяснение, что приводит к ошибкам; другие отстают с включением – им требуется дополнительное побуждение к деятельности.
Публикация «Консультация „Индивидуальный подход на занятиях изобразительной деятельности в логопедической группе“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Темочки
Индивидуальный подход к детям осуществляется с учётом их особенностей. Регулируя с помощью речи действия детей, можно решать одновременно изобразительные, коррекционные и коррекционно-воспитательные задачи.
Решение этих задач обеспечивает большое количество повторений простых образцов речи, что создаёт благоприятные условия и для развития речи детей, и для овладения изобразительными навыками.
Учитывая индивидуальные особенности детей, на занятиях изобразительной деятельностью речь взрослого можно использовать как средство побуждения к деятельности одних детей и средство торможения по отношению к другим.
Развивая регулирующую функцию речи, можно воспитывать отсроченность включения в деятельность у импульсивных детей.
В ходе занятия изобразительной деятельностью с помощью комментирующей речи можно регулировать и темп деятельности : у одних детей ускорять, у других замедлять его.
Индивидуальный подход предусматривает также особую форму и последовательность обращения взрослого к детям.
Сначала в обращении следует называть детей, которые правильно выполняют движение. Способность к подражанию побуждает к правильному выполнению и тех, кто ещё не овладел действием. Речь взрослого показывает, к чему надо стремиться.
Затем следует назвать тех, кто ещё недостаточно уверенно выполняет требуемое движение. Но это нельзя делать в форме замечания: иначе подражание может привести к противоположному результату.
Индивидуальный подход осуществляется также с учётом речевых возможностей детей, уровня их изобразительных навыков, с учётом особенностей деятельности детей и их общительности. В группе с общим недоразвитием речи могут быть смелые, находчивые дети и робкие, застенчивые – к ним нужен разный подход. В связи с этим необходимо предусматривать, кого из детей для какой цели надо привлечь первым, а кого – последним.
Индивидуальный подход строится с учётом ещё одной особенности детей данного возраста. Ребёнок обращение взрослого ко всем детям не относит к себе лично, поэтому надо постепенно развивать это умение. С этой целью в процессе занятия изобразительной деятельностью у детей нужно развивать восприятие, как общих обращений, так и индивидуальных (персональное обращение к конкретному ребёнку с называнием его имени). Осуществлять это целесообразно в такой последовательности: сначала использовать обращение ко всем детям – это приучает их прислушиваться к речи взрослых; затем выделить персонально каждого ребёнка (или несколько детей) и закончить обращением снова ко всем детям.
Реакции детей на комментирующую речь взрослого
В начале обучения почти все дети не реагируют на речь взрослых, не прислушиваются к речи, комментирующей их действия. Поэтому с первых дней пребывания в специальной группе необходимо формировать у ребёнка умение вслушиваться в речь взрослых.
Это умение развивается постепенно. Сначала ребёнок выделяет в потоке речи своё имя, затем – то, что относится именно к нему, и, наконец, начинает руководствоваться обращением взрослого ко всем детям.
Для развития реакций детей на речь взрослого очень важно положительно оценить действия каждого ребёнка, поддержать его внимание подходящей репликой, сказать именно о нём, упомянув при этом его имя. Надо поощрять каждого ребёнка, не пропустив никого.
Т. о., исходя из вышесказанного, взаимосвязь в работе педагогов группы компенсирующего назначения, а именно учителя-логопеда и воспитателя по изобразительной деятельности, позволяет значительно быстрее исправить речевые недостатки.