Мина Шамсиева
Индивидуальный подход в формировании детского коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования гуманных доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно с дошкольного возраста закладываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому ребенку.
Воспитание ребенка в коллективе – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка и раскрытие его внутреннего богатства. При формировании детского коллектива, воспитании у ребенка чувства коллективизма и дружбы особенно важен индивидуальный подход. Но для того чтобы не только иметь достаточно полную картину особенностей поведения, необходимо выяснить, какое место занимает ребенок в коллективе сверстников.
Публикация «Индивидуальный подход в формировании детского коллектива» размещена в разделах
В работе мы используем несколько методик, которые позволяют выявить такие особенности поведения. Очень важную роль мы отводим наблюдению за поведением ребенка, используем методику социометрии. Эмоциональное и практически – действенное отношения выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики межличностных отношений. Вместе с тем педагогическая диагностика помогает выявить определенные тенденции в развитии отношений ребенка к сверстникам и к самому себе.
Особое внимание привлекают случаи игнорирования сверстников, страх перед ними, враждебное отношение к ним. Использование применяемых нами методик для диагностики способствует своевременному выявлению этих тенденций, а также детей, представляющих своеобразную «группу риска» в развитии проблемных форм межличностных отношений.
Все методики используются в комплексе (не менее 3 – 4 методик, так как ни одна методика в отдельности не может дать достаточно полной и надежной информации. Необходимое условие проведения всех диагностических процедур – это доверительное и доброжелательное отношение между ребенком и взрослым. Без такого доверия нельзя рассчитывать на получение достоверных данных.
Диагностическое обследование проводится в естественной и привычной для дошкольника форме игры или беседы : ребенок ни в коем случае не должен чувствовать, что его изучают или обследуют.
В дошкольном возрасте сфера межличностных отношений находится в процессе интенсивного становления, поэтому давать однозначное и окончательное заключение об индивидуальных особенностях детей не допустимо, и мы этого не делаем.
В практике своей работы мы используем простую проективную методику «Беседа о друге» - она осуществляется не только в графической, но и в вербальной форме. Отвечая на вопрос взрослого о других детях, ребенок открывает особенности своего восприятия других и отношения к ним. В ходе беседы взрослый спрашивает ребенка о том, с кем из детей он дружит, а с кем нет. Затем просит охарактеризовать каждого из названных ребят: «Что ты можешь о нем рассказать? Какой он?» При анализе выделяем два типа отзыва – высказывания.
1 тип – высказывания о друге: добрый он или злой, красивый или нет, смелый или трусливый и т. п., а также указания на его конкретные способности и действия (хорошо поет, громко кричит, красиво танцует).
2 тип – высказывания об отношениях друга к себе: «Он мне помогает (не помогает, обижает, защищает, дружит со мной» и т. п.
При обработке результатов подсчитываем процентное соотношение высказываний 1 и 2 типов. Если в описании ребенка преобладают высказывания 2 типа, в которых доминирует местоимение «я» («меня», «мною», можно говорить, что ребенок воспринимает не сверстника как такового, а его отношение к нему. Это свидетельствует о восприятии другого как носителя определенного оценочного отношения к себе, то есть через призму собственных качеств и характеристик.
Преобладание высказываний 1 типа свидетельствует о внимании к сверстнику, о восприятии другого как самоценной, независимой личности. Следует подчеркнуть, что способность видеть и воспринимать другого человека, а не себя в нем (которая определяется в этой методике, является, пожалуй, самым важным аспектом нормального развития межличностных отношений.
Итак, мы выявили детей, с которыми необходимо проводить индивидуальную работу, и эта работа проводится в неразрывной связи с педагогом – психологом.
При проведении индивидуальной работы мы учитываем определенные условия: работа по своей форме и содержанию должен быть интересной, а по времени проведения – недлительной, чтобы данная работа удовлетворяла личные потребности, желания и интересы ребенка.
В группе созданы определенные условия для проведения индивидуальной работы по формированию детского коллектива : подобраны игровой, иллюстративный материалы для детей, книги детских авторов по нравственной тематике, методическая литература для проведения данной работы.
Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное, толерантное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание содействие.
Исходя из этих положений мы разработали и используем в практике систему индивидуальных коррекционных игр и упражнений для детей. Программа включает 7 этапов:
I этап – «общение без слов» : игры с использованием мимики, выражения глаз, лица и т. д.
II этап – «внимание друг к другу». Его цель – формирование способностей видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Используем игры «Разговор сквозь стекло», «Общий круг».
III этап – «согласованность движений» : игры «Лепим скульптуру», «Составь фигуры» и другие, где дети учатся согласовывать свои движения с движениями сверстников при выполнении каких – либо заданий.
IV этап – «общие переживания» : игры, направленные на переживание общих эмоциональных состояний – как положительных, так и отрицательных. Эти упражнения (например, игра «Злой дракон») объединяют детей, порождают чувство близости, общности, желание поддержать друг друга.
V этап – «взаимопомощь в игре» : игры, требующие проявлений сопереживания, взаимопомощи, дающие детям возможность помочь и поддержать сверстников (например, игра «Живые куклы»).
VI этап – «Добрые слова и пожелания». Задача данного этапа – научить ребенка видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, высказывая ему свои пожелания, дети не только доставляют товарищу удовольствие, но и радуются вместе с ним («Добрые волшебники», «Конкурс хвастунов»).
VII этап – заключительный, на котором проводим игры – занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения. Дети должны делится со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности («Мастер и подмастерье», «Закончи рисунок» и т. д.).
Как было сказано выше, процесс формирования нравственных чувств индивидуален, и естественно, данная система предусматривает индивидуальный подход к детям – это и индивидуальные беседы воспитателя с детьми на этические темы, и чтение, рассказывание детям этических ситуаций, и другие приемы работы, которые подбираются индивидуально в зависимости от уровня сформированности нравственных качеств.
В работе мы учитываем и то, что каждая детская деятельность отличается специфическими особенностями, которые создают возможность для наиболее успешной реализации той или иной задачи. Например, в игре – это формирование положительных взаимоотношений, нравственных чувств; В труде – воспитание трудолюбия, уважение к людям труда, организованности, ответственности, чувства долга; на занятиях и во время бесед – формирование представлений о явлениях общественной жизни, патриотических чувствах.
Перечисленные формы работы способствуют индивидуальному развитию нравственных чувств у детей, они применяются с целью повышения уровня нравственных представлений и суждений, обогащают и направляют поведение ребенка, его поступки, отношение ко взрослым и детям.