Леся Васильева
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Индивидуальный план самообразования на 2019–2020 год
Индивидуальный план самообразования на 2019- 2020 год.
Васильева Леся Леонидовна. Воспитатель.
Работа над темой
1. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
2. Работа над темой начата – сентябрь 2019г
3. Окончание – май 2020г
4. Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей
младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук
детей дошкольного возраста.
Задачи:
Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса.
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Совершенствовать предметно-пространственную, развивающую среду группы.
5. Основные вопросы, намеченные для изучения.
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
6. Актуальность темы
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В. А. Сухомлинский.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования, а так же после проведенной диагностики, были выявлены проблемы с речью у многих детей.
Актуальность моей работы заключается в целенаправленной и систематической работе по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствующей формированию интеллектуальных способностей, развитию речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположение в пространстве. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО СОМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Раздел Содержание работы Сроки выполнения Ожидаемый результат
Изучение
Методической литературы 1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. :
«Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и
упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом
«Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на
развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
7. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь – Санкт –
Петербург, 2013.
8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
9. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
10. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием
нестандартного оборудования. СПБ, Детство – Пресс, 2013. Сентябрь 2019г
Май 2020г Получение необходимых знаний и умений.
Пополнение РППС
Работа с детьми 1. Игра «Шнуровка», «Мозаика». 2. Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».
3. Игры с прищепками.
4. Работа с пластилином «Тучка и дождик».
5. Расстегивание и застёгивание пуговиц, молний, кнопок, липучек.
6."Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа бумаги. Сентябрь
1. Разучивание пальчиковой игры «Осень», «Замок». Повторение «Сорока -белобока», «Ладушки».
2. Работа с пластилином: «Грибок».
3. Игра «Золушка» рассортировать фасоль и горох.
4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
5. Упражнение «Шагаем пальчиками» : «Муравьишка».
6. Упражнение с массажным мячиком «Ёжик».
7. Рисование пальчиками «Ёжик». Октябрь
1. Разучивание пальчиковой игры «Киска», «Лапки - царапки». Повторение
«Осень», «Замок».
2. Учить детей одевать и раздевать кукол.
3. Пальчиковые игры «Листопад», «Апельсин».
4. Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».
5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
6. Работа с пластилином: «Яблочки», «Кленовый лист».
7. Упражнение «Шагаем пальчиками» : «Кот и бабочка».
8. Игры с мозаикой.
Ноябрь
1. Разучивание пальчиковой игры «В Гости к гномику». Повторение
«Киска», «Замок».
2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки. (по образцу).
3. Пальчиковый театр: «Колобок»
4. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
5. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
6. "Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить
комочки ваты.
7. Строим дом из кубиков
8. Работа с пластилином: «Снежный ком».
9. Игра с прищепками «Ёлочка».
10. Упражнение «Шагаем пальчиками» : «Помоги улиткам добраться до
грибочков». Декабрь
1. Разучивание пальчиковой игры «Ежик», «Кисонька». Повторение «Шарик»,
«Ладушки», «Дом на поляне».
2. "Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну
3. Пальчиковая гимнастика «Снежок».
4. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.
5. Настольные игры «Забей шарик в ворота», «Мозаика».
6. Пальчиковый театр: «Веселая перчатка».
7. Работа с пластилином: «Снеговик», «Снежинка».
8. Работа со шнуровкой.
9. Игра с крупой.
10. Упражнение «Шагаем пальчиками» : «Гусеничка». Январь
1. Разучивание пальчиковой игры «Пирог». Закрепление пальчиковых игр
«Ежик», «Кисонька».
2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
3. Пальчиковые игры «Коза», «Цветочек», «Помощники».
4. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
5. Работа с пластилином: «Самолёт».
6. Штриховка «Коврик».
7. Игры с пуговицами.
8. Дидактическая игра «Спрячь в ладошке», «Где же, где же наши ручки».
9. Игры с прищепками «Солнышко», «Цветочки».
10. Упражнение «Шагаем пальчиками» : «Котик».
Февраль
1. Разучивание пальчиковой игры «Спокойного сна», «Гномик». Повторение
знакомых игр.
2. Упражнение «Шагаем пальчиками» : «Мед и медвежонок».
3. Пальчиковая игра «Мы платочки постираем», «Как живешь?».
4. Штриховка «Солнышко».
5. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор».
6. Игры со шнуровкой.
7. «Подарки от мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и арбуза.
8. Игры с пуговицами «Разложи по цвету».
9. Игра "Сложи картинку" из 4 частей. Март
1. Разучивание пальчиковой игры «Гуси», «Кошки-мышки». Повторение
«Замок», «Спокойного сна!».
2. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
3. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
4. Игра «Чудесный мешочек» - овощи и фрукты.
5. Игра «Нарви молодой травки для кроликов» - мелко порвать зелёную бумагу.
6. Упражнение «Ступеньки» Апрель
1. Разучивание пальчиковых игр «Теремок», «Моя семья».
2. "Красивый одуванчик" - втыкание половинок ватных палочек в
пластилиновый комочек.
3. Упражнения с массажными мячиками "Ласковый еж", «Орех».
4. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.
5. Настольные игры «Мозаика», «Пазлы».
6. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку.
7. Игра «Найди вторую половинку» - разрезные картинки.
8. Рисование на песке, рассыпанном тонким слоем на подносе.
9. Заключительное наблюдение за детьми.
Май
Взаимодействие с семьей воспитанников Консультации «О необходимости развитие мелкой моторики» и подборка игр для дома.
Участие родителей в создании развивающей среды
Совместный конкурс для родителей и детей из бросового материала «Новогодняя елочная игрушка»
Мастер-класс для родителей «Использование нестандартного оборудование для развитие детей дошкольного возраста»
Повышение компетентности родителей по данной проблеме.
Работа с педагогами
Трансляция опыта Мастер-класс «Использование нестандартного оборудование для развитие детей дошкольного возраста»
Презентация
Консультация для родителей
Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».
«Ум ребенка – в пальчиках»
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).
Моя семья
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!
(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)
Капуста
Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим (щепотками)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)
И в кадушку кладем. (имитация складывания в кадушку)
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.
Игры с пуговицами
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.
Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
Игры с сыпучими материалами
1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи". Или:
«Мы тесто месили,
Мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим
И сколько не мнем,
Комочки опять и опять достаем.
2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:
«Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Вот как мы умеем: топ- топ- топ».
3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).
5. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.
Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.
Игры с прищепками
1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.
3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.
Можно сопровождать работу проговариванием стишка:
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку».
Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.
Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры – шнуровки
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.