Наргиза Багаутдинова
Индивидуальный план развития профессиональной компетентности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №151 комбинированного вида»
Ново – Савиновского района г. Казани
Индивидуальный план развития профессиональной компетентности по методической теме:
«Использование дидактических игр и упражнений в обучении детей основам математики»
на 2021 – 2026 год обучения.
Публикация «Индивидуальный план развития профессиональной компетентности» размещена в разделах
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Используя разнообразные дидактические игры, благодаря обучающей задаче, ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания.
В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления. Особое значение имеют дидактические игры при формировании представлений о пространственных отношениях, форме, величине. Большая часть программных задач из этих разделов решается с помощью дидактических игр.
Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка – дошкольник.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель:
1. совершенствовать профессиональную деятельность и повысить профессиональную компетентность по данной теме.
2. организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.
2. Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей.
3. Формировать приемы логического мышления (сравнение, обобщения, классификации).
4. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
5. Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
Этапы разработки:
I этап – аналитический
Цель: Провести анализ ситуации по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики». Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.
II этап - диагностический
Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим представлением детей, наметить пути коррекционной поддержки.
III этап - организационный
Цель: разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми.
IV этап - коррекционный
Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.
V этап- итоговый, диагностический
Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей:
1. Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
2. Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;
3. Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;
4. Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д. ;
5. Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
Организационно – просветительская работа с педагогами
Цель: повысить общую и педагогическую культуру педагогического коллектива, распространить опыт работы среди педагогов, обеспечить атмосферу творчества.
Раздел плана Форма работы Сроки
Подготовительный этап
Знакомство с теоретическими знаниями о математических играх для детей дошкольного возраста. Изучение литературы, отбор игр, подбор материала, консультаций. Октябрь 2021 – Февраль 2022 г.
Основной этап 1. Консультации для педагогов:
- Ознакомление воспитателей по с перспективным планированием по 3м направлениям: 1) с детьми; 2) с родителями; 3) с педагогами.
- «Значение математических игр в работе с дошкольниками»
- «Давайте поиграем в математику».
2. Выступление на Республиканских семинарах. Мастер класс «Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
3. - Подборка игр для детей 5-6 лет
- Подборка игр для детей 6-7 лет.
4. Семинары – практикумы для воспитателей «Математика в режимных моментах».
5. Выставка математических игр.
Март 2022 –
Март 2025 г.
Заключительный этап Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Апрель – сентябрь 2025 г.
Организационно – просветительская работа с детьми
Цель: формировать элементарные математические представления через дидактические игры. Развить интеллектуальные способности.
Раздел плана Форма работы Сроки
Подготовительный этап Изучение литературы по данной теме.
Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
Закрепление и уточнение полученных представлений через работу с наглядными материалами, беседы с детьми. Октябрь 2021 – Февраль 2022 г.
Основной этап 1. Дидактическая игра «Геометрическое лото». Беседа «Как люди научились считать».
2. Дидактическая игра «Счетные палочки, или составь из палочек».
3. Дидактические игры на закрепление:
- формы,
-цвета,
-величины.
4. Дидактические игры и упражнения на закрепление умения ориентироваться в:
- пространстве;
-во времени.
5. Закрепление изученного материала. Март 2022 –
Март 2025 г.
Заключительный этап Подведение итогов. Обобщение опыта работы по теме самообразования. Апрель – сентябрь 2025 г.
Организационно – просветительская работа с родителями
Цель: выявить запросы родителей по организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми, обогащать родительский опыт новыми интеллектуальными играми, оказание консультативной помощи о роли математических игр в дошкольном возрасте, знакомство родителей с математическими играми, привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями.
Раздел плана Форма работы Сроки
Подготовительный этап Знакомство с теоретическими знаниями о математических играх для детей дошкольного возраста.
Индивидуальная консультативная работа с родителями. Октябрь 2021 – Февраль 2022 г.
Основной этап 1. Консультация для родителей «Веселая математика дома».
2. Анкетирование «Математика для развития Вашего ребенка». (Выявление знаний родителей о важности математического обучения; сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями).
3. Родительское собрание. Мастер-класс «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений».
4. Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками совместно с ребенком.
Конкурс «Лучшая математическая игра своими руками». Март 2022 –
Март 2025 г.
Заключительный этап Подведение итогов. Обобщение опыта работы по теме самообразования. Апрель – сентябрь 2025 г.