ИРИНА МУРАШОВА
Индивидуальный план работы по самообразованию «ТРИЗ технология как система развития креативной личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Титульный лист
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Тема: «ТРИЗ технология как система развития
криативной личности ребенка»
Ф. И. О. педагога: Мурашова Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
1. Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста.
2. Образование: высшее.
3. Стаж работы : 11 лет.
Публикация «Индивидуальный план работы по самообразованию „ТРИЗ технология как система развития креативной личности ребенка“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
4. Тема самообразования : «ТРИЗ технология как система развития криативной личности ребенка»
5. Курсы повышения квалификации, дата: «Развитие коммуникативной компетентности педагогов при взаимодействии с социальными партнерами в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 2015 год
6. Дата начала работы над темой 2013год
7. Предполагаемая дата окончания работы 2019 год
-2-
Тема: «ТРИЗ технология как система развития криативной личности ребенка»
Цель исследования – Решая тризовских задач, совершенствовать навыки творческого мышления, расширять кругозор, развивать познавательные способности, дошкольников.
Объект исследования – процесс развития творческого мышления способностей детей дошкольного возраста, развитие криативной личности
Предмет исследования – решение тризовских задач как средство развития навыков творческого мышления.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2. подобрать игры для детей
4. Провести опытно - экспериментальную работу, подтверждающую влияние ТРИЗ технологий на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Методы исследования :
• анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы;
• изучение и обобщение педагогического опыта;
• беседа;
• наблюдение;
• изучение детских творческих работ;
• анкетирование;
• педагогический эксперимент;
• методы математической статистики.
Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследований
Практические выходы:
1. Открытый просмотр ООД.
Тема: «Путешествие по материкам» : «Путешествие в Африку»-2016уч. год, «Путешествие в Россию»-2017уч. год
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.
Тема: «Правильная модель поведения в современном мире по средствам ТРИЗ системы»
3. Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема: «Опытно экспериментальная работа по определению роли ТРИЗ технология как система развития криативной личности ребенка»;
4. Оформление папки-передвижки.
Тема: «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки.
5. Выставка работ.
Тема: «Будущее это Мы»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «ТРИЗ технология дома и в детском саду, «Составление описательных рассказов при помощи признаков»»;
7. Проект. Тема: «Записка в будущее» Творческий проект
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Вывод:
Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.
Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.
ООД по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия – и рождается Действие, в котором все участвуют на равных основаниях.
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.
Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.
Теория решения изобретательских задач используется в дошкольной педагогике почти два десятилетия. Методика развивается, трансформируется в различные формы подачи материала. Отмечается достаточно устойчивый характер овладения такими основными понятиями, как формулировка и разрешение противоречий, нахождение и использование ресурсов, стремление к идеальному конечному результату и др.
К счастью, детям не свойственны стереотипы мышления взрослых. Решая тризовские задачи, дошкольники не только совершенствуют навыки творческого мышления, но и расширяют свой кругозор, развивают свои познавательные способности.
Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.
Используемая литература:
1. Альтов Г. С. И тут появился изобретатель. - М. : Детская литература, 1984 г. - 243 с.
2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.
3. Гуткович И. Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с.
4. Мурашковска И. Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". -Рига 1994 г.
5. Нестеренко А. А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.
6. Поддъяков Н. Н., Сохин Ф. А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г.
7. Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. сост. Н. И. Ардашева, И. Я. Гуткович, Т. А. Сидорчук, О. Н. Тарасова. -Ульяновск, 1995г. -67с.
8. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М. : Просвещение, 1990 г.
9. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998.
10. Самойлова О. Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с.
11. Сидорчук Т. А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г. - 52с.
12. Сидорчук Т. А., Мушарапова Л. А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа : традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр. 75-77.
13. Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998. -64 с.
16. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.