Елена Маратканова
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя средней группы «Сказка как средство нравственного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя средней группы
МДОУ «Детский сад №19» Мараткановой Елены Ивановны на 2024 – 2025 уч. год
Актуальность выбранной темы
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке эстетических и эстетических чувств. Сказка — это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Публикация «Индивидуальный план по самообразованию воспитателя средней группы „Сказка как средство нравственного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста. Сопровождается на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых—указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.
Ребёнок 4-5 лет способен сочувствовать, сопереживать. Развитие у ребёнка наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.
Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.
Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особенные причинно-следственные связи и явления делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языку красоту окружающего мира.
Цель работы по теме самообразования : способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.
Задачи:
проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;
подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;
развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;
развивать способность детей различать добро и зло, хорошее от плохого и в сказке, и в жизни, умение делать нравственный выбор
вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека
Ожидаемые результаты:
Усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания, открытость их к доброму, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и к самому себе;
Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;
Сформировано представление о честности, справедливости, доброте, отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;
Развиты чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться придти на помощь в трудную минуту.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы В течение всего периода работы над темой 1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.
2. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996.
3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992.
4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.
5. Торшилова Е. М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.
6. Интернет-ресурсы.
7. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям»Сборник научно-методических статей. Орел 2015г. под редакцией О. В. Бережнова
8. Ильин И. «Духовный мир сказки»
9. Занкевич Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
9. Иванова Э. И. «Расскажи мне сказку».Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г
Анализ изученной литературы.
Работа с детьми В течение всего периода работы над темой Чтение детям книг, нравственные беседы о прочитанном. Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).
Сентябрь Чтение РНС «Репка», «Колобок» «Теремок» с последующей беседой о прочитанном. Рассматривание иллюстраций к этим сказкам
Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).
Октябрь Рисование героев прочитанных сказок, оформление выставки рисунков «Герои русских народных сказок» Выставка рисунков
Ноябрь Театрализованные постановки по русским народным сказкам «Репка», «Колобок» «Теремок» Фото выставка
Декабрь Изучение правил поведения по книге А. Усачёва «Уроки вежливости». Чтение и беседы по книге А. Усачёва «Уроки вежливости».
Январь Чтение произведений о дружбе, беседы по прочитанному. Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).
Февраль Чтение детям и пересказ сказки : «Волк и семеро козлят», с последующей беседой, рассматривание иллюстрации.
Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).
Март Подготовка к проведению досуга. Досуг «Сказочная страна»
Апрель Чтение произведений К. И. Чуковского с последующей беседой Коллективная работа «Герои Чуковского»
Май Викторина по произведениям К. И. Чуковского
Июнь Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»
Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
Организация игр (фото)
Июль Чтение детям сказки : К. И. Чуковский. «Доктор Айболит»
Прослушивание аудиозаписи сказки.
Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).
Август Настольно – печатные игры по мотивам сказок
(разрезные картинки, лото).
Организация игр (фото)
Работа с семьёй
Октябрь Консультация для родителей «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Папка-передвижка в родительском уголке.
Январь Подборка для родителей «Дидактические игры по сказкам» Информационные листы
Май Выставка книжек - малышек Организация выставки
Август Памятки «Что читать дошколятам?» Памятки для родителей
Работа с педагогами
Декабрь Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Май Составление картотеки нравственно-этических бесед для дошкольников