Елена Иваныкина
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ, воспитанника старшей группы
▼ Скачать
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ,
воспитанника старшей группы «Б»
на 2020-2021 учебный год
Образовательная область «Музыка»
Маршрут разработан по программе "Ладушки" И. Каплуновой,
И. Новосколцевой.
Муз. руководитель: Иваныкина Е. В.
Фамилия, имя ребенка : Царев Игорь Геннадьевич
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ, воспитанника старшей группы» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Группа - старшая
Заключение МПК Курской области: Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации
Основное заключение:диагноз врача-психиатра
Заключение специалистов: речевые и поведенческие нарушения
Цель маршрута :развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника, создание комфортных условий для музыкального развития ребенка в коллективе сверстников, помочь ребенку с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности,
Задачи: 1. Создать благоприятное образовательное пространство в ДОО и семье с достаточной степенью возможности музицирования и учетом ФГОС ДО
2. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания про-изведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру.
3. Систематический подбор и совершенствование приемов и методов работы педагога в соответствии с программным содержанием, воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
4. Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному развитию и образованию ребенка.
5. Повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи, а также психоло-го-педагогическую компетенцию родителей, других взрослых в вопросах под-держкии сопровождения способных детей.
6. Создавать условия для формирования чувства ритма через музыкально- рит-мические движения и игру на детских музыкальных инструментах. Предоставляя право выбора и вариативность музыкальной среды.
7. Создавать условия, способствующие ситуации успеха данного воспитанника в коллективе сверстников.
Расписание занятий: вторник – 9.40-9.55;
пятница – 9.00-9.15
Длительность:15 минут.
Основные направления коррекционной работы
Учитывая специфические особенности ребенка, состояние его здоровья, на музыкальных занятиях и в самостоятельной музыкальной деятельности создаются специальные педагогические условия для поддержания его образовательных и творческих интересов. В процессе музыкальных занятий обеспечивается правильное распределение его умственной и физической нагрузок, со-здается радостное, позитивное настроение на участие во всех видах музы-кальной деятельности (слушание, пение, музыкально- ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
В современных условиях педагогам ДО отводится немаловажная роль в коррекции и развитии детей дошкольного возраста. Необходимым условием реализации ФГОС ДО становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, при котором большую роль играет формирование тесного сотрудничества всех его участников.
Согласно Федерального Государственного Образовательного Стандарта образовательные области являются взаимодополняющими, поэтому участие музыкального руководителя предусматривается в той или иной мере при реализации каждой из них.
Принципы и подходы индивидуально – образовательного маршрута :
1. Принцип системности опирается на повторенияусвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т. е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
Принцип доступности предполагает построение обучения
дошкольников на уровне их реальных познавательных и музыкальных возмож-ностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекцион-но-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и воз-растными нормами.
5. Доступность и вариативность в выборе средств для музицирования, атрибутов с учетом особенностей физиологии данного ребенка. Возможность взаимозаменяемости одних заданий на другие с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
6. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие, а также имеет место интегрированный и личностно-ориентированные подходы.
Индивидуальный образовательный маршрут даст детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей.
Развитие музыкальных способностей проходят в рамках индивидуальной работы во взаимодействии со всеми специалистами: воспитателями, психологом, логопедом.
Средствами обучения являются: музыкально-дидактические игры; вокальные упражнения, театрализованные игры, логоритмика, психогимнастика; репертуар, подобранный в соответствии с физическими и психическими особенностями детей; элементы костюмов; фортепиано; музыкальный центр; шумовые инструменты; CDдиски, мультимедийная установка.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности и художественной выразительности. Репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. Имеет место варьирование.
Важную роль играет взаимодействие с родителями дошкольника. Моя задача - осветить для родителей важность занятий музыкой, для их ребенка; оказать им помощь в правильной организации музыкального воспитания в семье. Родители должны понимать основные цели, которые я, как музыкальный руководитель, ставлю перед собой в музыкальном воспитании и образовании их детей.
Только в тесном сотрудничестве с семьей, при создании благоприятного микроклимата во взаимоотношениях музыкального руководителя и родителей можно достичь желаемой цели в развитии дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ максимально позволяет построить работу для их музыкального и творческого развития.
Коррекционная деятельность музыкального руководителя осуществляется через НОД, праздники, развлечения, аудиальное развитие, музыкотерапию, различные виды фантазирования, режимные моменты - согласно возрастным и коррекционным потребностям воспитанника.
Планируемые результаты освоения образовательного маршрута :
наличие повышенного интереса к вокальному искусству; стремление к вокаль-но-творческому самовыражению (пение соло, участие в концертах);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и за-канчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова — артикулировать при исполнении);
участие в конкурсах и концертах, уметь двигаться под музыку; умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);
выразительно передавать эмоции через песни, попевки, инсценировки, музы-кальные игры;
умение музицировать, подыгрывать себе на инструменте удобным способом.
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Дата Вид деятель-ности Задачи Содержание Результат
Сен-тябрь
Диагностиче-ское обследо-вание
Музыкальное занятие
Исследование общих му-зыкальных способно-стей ребенка :
1. Эмоциональная отзыв-чивость на музыку.
2. Познавательные музы-кальные способно-сти - сенсорные (ме-лодический, тембровый и динамические компонен-ты музыкального слуха и чувство ритма) и интел-лектуальные способности;
3. Музыкальная память.
1. Играть на ложках (за-мена на бубен, в связи с особенностями физиоло-гического строения ре-бенка, четко выполняя ритмический рисунок музыкального произве-дения.
2. Выполнять Упражне-ние» Лошадка» Поталов-ского.
Начинать и заканчивать движение с началом и концом музыки.
3. Дидактическая игра: «Большой и маленький колокольчик» - на разви-тие тембрового слуха.
4. Повышать интерес к пению, солировать. 1. Движение.
2. Чувство ритма.
3. Слушание му-зыки
1. Движение
2. Чувство ритма.
3. Слушание му-зыки
4. Пение.
1. Р. н. попевка по выбору муз. ру-ководителя( «Динь-дон», «Скок-поскок, и. т. д.)
2. Поталовский «Лошадка»
3. Дидактическая игра: «Большой и маленький коло-кольчик»
Игра «С погре-мушками»
4. Слушание и подпевание
Ок-тябрь
Но-ябрь
Де-кабрь
Ян-варь
Фев-раль
Март
Ап-рель
Май
Самостоятель-ная музыкаль-ная деятель-ность
Музыкальное занятие
Самостоятель-ная музыкаль-ная деятель-ность
Музыкальное занятие
Самостоятель-ная музыкаль-ная деятель-ность.
Участие в до-сугах, концер-тах.
Музыкальное занятие
Совместная музыкальная деятельность
Участие в до-сугах, концер-тах.
Музыкальное занятие
Самостоятель-ная музыкаль-ная деятель-ность
Музыкальное занятие
Самостоятель-ная и совмест-ная деятель-ность музы-кальная дея-тельность
Музыкальное занятие
Участие в праздниках, досугах, кон-цертах.
Самостоятель-ная музыкаль-ная деятель-ность
Музыкальное занятие
Совместная музыкальная деятельность
Музыкальное занятие
Самостоятель-ная музыкаль-ная деятель-ность
Контроль-но-итоговый этап
1. Формирование музы-кальных способностей посредством музыкаль-но-дидактической иг-ры на развитие ритмиче-ского восприятия (у взрослого большая мат-решка у ребенка малень-кая). Ребенок повторяет ритмический рисунок за взрослым
2. Побуждать ребенка выполнять творческие за-дания.
3. Выполнять психогим-настические упражнения на:
- расслабление и напря-жение мышц.
-отображение положи-тельных черт характера.
1. Различать 2-х частную музыку. Играть на бубне применяя приемы ритми-ческого постукивания бубном по колену
2. Развивать образные движения. Слуховое вни-мание. Слышать смену музыки и двигаться в со-ответствии с ней.
3. Валеологическое рас-певание: «Доброе утро» (сб. Оздоровительная ра-бота в ДОУ) стр. 51
Создавать у ребенка по-зитивный настрой, бодрое настроение.
4. Повышать интерес к пению. Петь полным го-лосом, четко проговаривая слова.
1. Формирование музы-кальных способностей посредством музыкаль-но-дидактической иг-ры на развитие тембро-вого и динамического слуха.
2. Побуждать ребенка выполнять творческое за-дание на развитие песен-ного творчества.
3. Выполнять психогим-настические упражнения на:
- выражение внимания, интереса и сосредоточен-ности;
- выразительность жеста;
1. Играть на погремушке, четко выполняя ритмиче-ский рисунок 2-х частной музыки.
2. Выразительно переда-вать образ кошки мими-кой лица. Выполнять та-нец на стуле.
3. Выполнять образ ко-та. Реагировать на окон-чании музыки соответ-ствующими действиями.
4. Активно участвовать в игре: «Здравствуй осень золотая». Создавать условия для развития диалогового пения. Разу-чивания диалогов
«Две тетери»- петь ака-пелло
5. Определять характер музыкального произве-дения, побуждать выска-зываться о нем. Разучи-вание песни.
1. Формирование музы-кальных способностей посредством музыкаль-но-дидактической иг-ры на развитие звуковы-сотного восприятия на развитие тембрового слу-ха игра: «Большой и ма-ленький колокольчик». «Веселая лесенка»
2. Побуждать ребенка в свободной деятельности исполнять знакомые пес-ни.
3. Выполнять психогим-настические упражнения на:
- расслабление мышц;
- выражение удовольствия и радости;
Ребенок участвовал в празднике, посвященном осени в группе солистов, исполняющих песню: «Осень в золотой косын-ке»
Сл. и муз. Бобковой (жур-нал «Колокольчик» 2005г№34).
1. Повышать интерес к пению, на проигрыш вы-полнять ритмическую игру на бубне.
2. Вокальные упражнения. Артикуляционная гимна-стика для мышц мягкого неба и глотки (сб. «Оздо-ровительная работа в ДОУ») стр. 51). Жаба Квака.
3. Закреплять текс песни «маленькой елочке» Вме-сте начинать и заканчи-вать пение Четко произ-носить слова.
Выполнять образы зна-комых зверей. Эмоцио-нально отзываться на музыку.
1. Формирование музы-кальных способностей посредством музыкаль-но-дидактической иг-ры на развитие ритмиче-ского слуха.
2. Побуждать ребенка выполнять творческие за-дания (изобразить на бубне, как бежит мышка, идет медведь, шагают ре-бята»
3. Выполнять психогим-настические упражнения на:
- выражение удовольствия и радости;
-выражение страдания и печали.
Ребенок участвовал в празднике, посвященном осени в группе солистов, исполняющих песню: «Маленькой елочке»
1. Различать 2-х частную музыку, выполняя танце-вальные движения, уме-ние двигаться с атрибу-тами (ложками) - замена на маракас.
2. Валеологическое
распевание:«Доброе утро»(сб. «Оздорови-тельная работа в ДОУ») стр. 51.
3. Петь песню с вырази-тельно исполняемыми жестами.
4. Развивать сноровку, внимание и быстроту ре-акции.
Повторение знакомых игр.
1. Формирование музы-кальных способностей посредством музыкаль-но-дидактической иг-ры на развитие звуко-высотного слуха.
2. Побуждать ребенка выполнять творческие за-дания.
3. Выполнять психогим-настические упражнения на:
- выразительность жеста;
-развитие памяти.
1. Выполнять ритмиче-ский рисунок хлопками (замена притопами)
2. Выполнять ритмиче-ский рисунок палочкой по металлофону.
3. Валеологическое упражнение «Доброе утро, улыбнись скорее»
сб. «Оздоровительная ра-бота в ДОУ»
4. Развивать внимание, умение высказаться по содержанию песни.
«Наша Армия сильна» муз. Чичкова. Разучива-ние отдельно мелодии.
5. Повторение знакомых танцев и игр.
1. Формирование музы-кальных способностей посредством музыкаль-но-дидактической иг-ры на развитие тембро-вого и динамического слуха.
2. Побуждать ребенка выполнять творческое за-дание на развитие музы-кальной памяти и внима-ния.
3. Выполнять психогим-настические упражнения на:
- расслабление мышц;
-выражение удивления.
1. Различать 2-х частную музыку, выполняя игру на погремушке.
2. Эмоционально откли-каться на музыку весело-го, бодрого характера.
3. Расширять словарь де-тей новыми словами (ку-зовок, созовем и. т. д.)
Запоминать слова, чисто интонировать песню. В песне «Наша армия» во-время начинать и закан-чивать пение, правильно пропевать слова во 2 куп-лете.
4. Развивать координацию речи и движения. Чувствовать изменение темпа, меняяскорость движения.
1. Создавать условия для проявления творческих способностей в выборе инструментов и подыг-рывание во время испол-нения песни (инструмен-ты на выбор ребен-ка-бубен, маракас.
1. Различать музыку 2-х частного характера, вы-полнять игру на бубне (или инструмент по вы-бору) на первую часть музыки, на вторую часть музыки ритмично при-топывать ногой сидя на стуле.
2. Создавать радостное настроение, желание тан-цевать с другом. Эмоцио-нально откликаться на музыку веселого, бодрого характера. Слышать смену частей. Меняя движения.
3. Приобщать к активному пению.
4. Развивать танцеваль-ные, изобразительные движения, пантомиму.
1. Формирование музы-кальных способностей посредством музыкаль-но-дидактической иг-ры на развитие звуко-высотного слуха.
2. Побуждать ребенка выполнять творческое за-дание на развитие твор-ческого движения и пан-томимы. Чередовать напряжение и расслабле-ние мышц тела.
1. знакомить с песнями о Донском крае. Четко проговаривать слова, развивать словарный за-пас. Воспитывать береж-ное отношение к природе.
2. Запомнить ритмиче-скую формулу (ТА-ТА, ти-ти-ТА, подыгрывать на бубне.
3. Создавать радостное настроение. Развивать выразительные движения и коммуникативные навыки.
4. Танцы по выбору ре-бенка
5. Формирование музы-кальных способностей посредством музыкаль-но-дидактической иг-ры на развитие памяти и слуха.
6. Побуждать ребенка выполнять творческое за-дание на воображение.
7. Выполнять психогим-настические упражнения на:
- расслабление мышц;
-выражение удовольствия и радости.
Оценка динамики изме-нений общих музыкаль-ных способностей
р. н. п. «Две тете-ри».
1. «В гости к нам пришли матрешки "
2.» Музыка с ро-дителями»
3. упражнение: «Кукла деревян-ная, кукла тря-пичная».
1. «Пляска с при-топами» Укр. нар. мел.
2. Игра «Домики» (пр. Гармония ср. гр)
3. Распевание «Доброе утро»
4. Слушание и пение р. н. п. «Две тетери»
«Осень в золотой косынке» Сл. и муз. Бобковой (журнал. Коло-кольчик 2005г№34).
1. «Музыкальное лото по памяти»
2.» Музыкальный паровоз»
3. «Музыка с родителями»
1. Танец «Друж-ные тройки» И. Штрауса
2. Игра «Кот и мыши». Т. Ломовой
3. Хороводная игра: «Здрав-ствуй, Осень зо-лотая»
4. р. н. м. «Две те-тери»
5. «Осень в золо-той косынке»
Сл. ,муз. Бобковой
(журнал «Коло-кольчик»
2005г№34).
1. «Веселая ле-сенка»
2.«Большой и маленький коло-кольчик»
3. Кукла тряпич-ная, кукла дере-вянная.
4. «Радостное об-лачко»
5.«Осень в золо-той косынке»
1. Танец «Потан-цуй со мной дру-жок». Анг. нар. песня
2. Песня-хоровод: «Звери на елке» (ну-ка елочка светлей заблести огнями). «Ма-ленькой елочке»
3. Игра «Снег пушистый нагре-баем»
1. "Какой ин-струмент лиш-ний».
2. «В гости к нам пришли матреш-ки»
3. «Игра на раз-витие тембрового слуха»
4. Кукла тряпич-ная, кукла дере-вянная.
«Радостное об-лачко»
1. Пляска: Тук-тук перестук»
2. Валеологиче-ское распевание: «Доброе утро»(сб. Оздоровительная работа в ДОУ) стр. 51.
3. «Снеговик- почтовик» (ав-торская разра-ботка», «Ма-ленькой елочке.» Красева.
4. «Игра со снеж-ками». Рус. нар. мел; «Шел козел по лесу». Рус. нар. песня – игра.
1. "Узнай песенку по 2-м звукам"
2. «Музыкальные загадки.
3. «Музыка с родителями»
1. Р. н. попевка по выбору муз. руководителя( «Динь-дон», «Скок-поскок, и. т. д.)
3. Валеологиче-ское упражнение «Доброе утро, улыбнись скорее»
4. Развивать вни-мание, умение высказаться по содерджанию песни.
«
Армия сильна» муз. Чичкова.
Разучивание от-дельно
мелодии
5.»Игра «Доми-ки»
1. "Громко - тихо"
2. «Раскрась свой инструмент и назови его». «Ритмические карточки»
3. Упражнение.
Отряхни капельки дождя
1. Танец «Друж-ные тройки» И. Штрауса
2. Валеологиче-ское распевание: «Доброе утро»(сб. Оздоровительная работа в ДОУ) стр. 51.
3. рнп «По ма-линку в сад пой-дем»
4. р. н. игра: «Ка-русель»,
песня Чичкова «Наша армия сильна»».
1. сольное испол-нение(3 человека) Песни «По ма-линку в сад пой-дем»,на праздни-ке, посвященному 8 марта. 2. исполнение танца «Давай дружить»
3. р. н. п. «По ма-линку в сад пой-дем»
1. Хоровод «Све-тит месяц». Рус. нар. мел.
2. танец: «Давай дружить».
3. Р. н. п. «По ма-линку в сад пой-дем»
4. игровой-коммуникативный танец: «С добрым утром»
1. «Птичка и птенчики»»
2. «Лесенка»
3. этюд: «Мяч надувается», «Мяч спускается»
1. Хоровод «: Ой, весна тебя зовем, раскрасавица. Ты казачкам казакам очень нравишь-ся!»
2. Упр. на развитие ритма на бубне или другие ин-струменты удоб-ные для испол-нения ребенком
(удочка, рогатка и. т. д.)
3. танец: «С доб-рым утром»
4. «.Тук-тук пе-рестук», «Давай дружить!». 2 «Шел козел по лесу».
5. «Ритмические рисунки».
6.«Угадай, какой инструмент игра-ет»
7. «Музыка с ма-мой»
1. Слушание му-зыки.
2. Пение
3. Музыкаль-но-ритмические движения.
4. Игра на детских музыкальных ин-струментах.
Динамика состояния ребенка :
Состояние на начало учебного года: познавательно- музыкальный интерес не-устойчив, малоактивен, стремление к самостоятельному выполнению заданий не выражено. Задания выполняет с помощью педагога.
Ребенок зажат, стесняется танцевать в коллективе сверстников (связано с особенностями строения организма) отказывается брать инструменты. Но имеет достаточно хорошие певческие данные_- звуковысотный слух. Наличие гипер-тонуса мышц. С трудом расслабляется.
Результативность занятий (на конец учебного года) имеет высокий уровень знаний, самостоятельно выполняет задание. Действует планомерно, помнит о выполнении задания на протяжении всей деятельности. Проявляет активный интерес, направлен на самостоятельность. Ребенок стал более раскрепощенным, вступает в контакт сверстником. С удовольствием играет в коллективные игры, исполняет любимые танцы. Исполняет танцы и упражнения с предметами ком-пенсируя движения другой рукой. Подыгрывает на инструментах по своему вы-бору.
Работа с родителями
Дата Форма работы Тема
Октябрь Консультация «Музыкальное воспитание в детском саду»
Ноябрь Консультация «Музыкотерапия»
Декабрь Консультация «Классическая музыка и ре-бенок, ее оздоравливающий эффект».
Январь Индивидуальное
занятие «Музыка на кухне»
Февраль Консультация «Влияние музыкальной сказки на психику ребенка»
Март Памятка «Пойте ребенку колыбель-ные песни»
Апрель Консультация Перечень музыкальных произведений для слуша-ния музыки дома.
Май Беседа Результаты диагностических обследования за учебный год.
В результате систематической, целенаправленной работы музыкальная деятель-ность позволяет компенсировать недостатки в развитии детей с ОВЗ, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, влияет на их эмоциональ-но-личностную сферу, которая во многом определяет психофизиологическое состояние ребенка, формирует его мировоззрение, способствует успешной социализации в дальнейшей жизни.