Елена Николаева
Индивидуальный маршрут развития ребёнка с ОВЗ на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный маршрут развития ребёнка с ОВЗ на 2019–2020 учебный год
МБДОУ №. г.. , старшая логопедическая группа №.
Основание: заключение ПМПК г.. № ___от ___
ФИО, год рождения ребёнка
Логопедическое заключение
Цель Создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.
Публикация «Индивидуальный маршрут развития ребёнка с ОВЗ на учебный год» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие артикуляционной моторики.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Коррекция звукопроизношения.
Формирование слоговой структуры слова.
Формирование лексико-грамматических категорий.
Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков.
Срок реализации 1 год
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент:
- Форма обучения очная, групповая.
- Работа в общем режиме.
- Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
- Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
- Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальный учебный план :
Усиление образовательных областей: «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена в:
- развитии игровых умений и навыков;
- поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию
диалогического общения в совместных играх и занятиях;
- формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.
Базовая образовательная область Образовательная нагрузка в неделю
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическая культура
помещение
на улице
1 / 25 мин.
1 / 25 мин.
Образовательная область "Речевое развитие"
Развитие речи 1 / 25 мин.
Чтение художественной литературы Ежедневно
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование 1 / 25 мин.
Лепка 1 / 25 мин
Аппликация/ Ручной труд/ Конструирование 1 / 25 мин.
Музыка 2 / 25 мин.
Социально – коммуникативное развитие
детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов,
в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.
Индивидуальные занятия
Учитель - логопед 2/15 мин.
Воспитатель 1/ 15 мин.
Логопедическая ритмика 1 / 25 мин.
Распределение обязанностей педагогов и специалистов
в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка
Воспитатели группы
Планируют работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
-постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;
-закрепление произношения поставленных логопедом звуков;
-закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыка слогового чтения);
-обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы;
-упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
-развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
-формирование связной речи.
Учитель-логопед
Диагностическая работа:
- своевременное выявление детей с ОВЗ;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ФФНР;
- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- системный контроль за уровнем и динамикой речевого развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает :
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речи ребёнка;
- коррекцию и развитие высших психических функций.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми-логопатами;
- консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ФФНР;
- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
-различные формы просветительской деятельности (индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, мастер-классы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, открытые мероприятия, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ФФНР, их родителям (законным представителям, педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.
Музыкальный руководитель На занятиях реализуются в основном традиционные задачи. Ребёнок учится слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь, обучается музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах.
Образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных и обогащается коррекционно-развивающими заданиями, направленными на развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавности движений, их координации и др.)
Формы организации коррекционно – развивающей деятельности :
диагностика актуального уровня развития ребенка;
образование и развитие ребенка по программам дошкольного образования;
проведение образовательной деятельности в малых подгруппах;
консультирование родителей.
Инструктор по физической
культуре Содержание физкультурно-оздоровительной деятельности реализуется через несколько направлений:
- Работа с детьми
- Взаимодействие с педагогами ДОУ
- Взаимодействие с родителями
- Создание предметно-развивающей среды
В рамках каждого из направлений используются разнообразные формы работы.
Основная задача образовательной области по физической культуре - стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
В процессе физического воспитания, наряду с образовательными и оздоровительными задачами, решаются специальные коррекционные:
- развитие речи посредством движения;
- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;
- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
- управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.
- совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.
Содержание коррекционно-развивающей работы
1. Развитие мотивации речевого общения и понимания обращённой речи. Развитие внимания к слову, к более точному пониманию его значения.
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь.
Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым.
Стимулирование речевой деятельности.
Выполнение действий по инструкции педагога.
Формирование вербальных и невербальных способов общения.
2. Развитие общей и мелкой моторики. Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.
Логоритмические упражнения под музыку.
Освоение различных движений пальцев рук, сопровождая пальчиковые упражнения стихотворными текстами.
Развитие графо-моторного навыка.
3. Развитие мимики и эмоций. Формирование мимических поз: радость, удивление, печаль, обида. Нормализация мышечного тонуса.
4. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания. Развитие подвижности артикуляционного аппарата:
-упражнения для щёк, губ, челюстей,;
-артикуляционные упражнения для языка (статические и динамические);
Развитие речевого дыхания и голоса:
-формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке.
-выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции;
-нормализация просодической системы речи.
5. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. Узнавание неречевых звуков. Развитие слухового внимания, памяти.
Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.
Формирование представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
Формирование умения различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.
Формирование навыка выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий.
Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
6. Коррекция звукопроизношения. Приложение 1. Индивидуальный план логопедических занятий.
7. Формирование слоговой структуры слова. Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
8. Формирование лексико-грамматических категорий. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм.
Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не по-вторяя структуры вопроса.
Уточнение и улучшение имеющегося словаря существительных, глаголов, прилагательных, наречий.
Увеличение активного и пассивного словаря по темам.
Учить группировать предметы по признакам их соотнесённости и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
Обучение разным способам словообразования.
Работа над словоизменением.
Составление предложений по предметной и сюжетной картинке без предлогов, с предлогами,
опорным словам.
9. Развитие связной речи и формирование
коммуникативных навыков. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Поддерживает диалогическую форму речи.
Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.
Составление рассказов-описаний по схеме, плану, а затем и загадок-описаний о предметах и объектах по образцу.
Составление рассказа по сюжетной картинке.
Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
Совершенствовать умение «озвучивать» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
Ожидаемый результат:
-Ребёнок адаптирован к социуму.
-Освоение ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ.
-Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме.
-Без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.
-Не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.
-Пассивный словарь соответствует возрастной норме.
-Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту.
-Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме.
-Использует различные формы словоизменения;
-Использует в речи предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками.
-Правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными.
-Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных.
-Безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке. Не допускает ошибок при назывании действий, изображённых на картинках.
-Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме:
без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки.
Заключение и рекомендации
Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.