Виктория Самойлова
Индивидуальный маршрут одарённого ребёнка
▼ Скачать
Индивидуальная карта и маршрутное сопровождение
ребенка дошкольного возраста с признаками одарённости
по художественно - эстетическому развитию (рисование)
Альмухаметова Искандера.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Индивидуальный маршрут одарённого ребёнка» размещена в разделах
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Цель индивидуального образовательного маршрута - помочь одаренному ребенку раскрыться в той или иной области развития.
Самым благоприятным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.
Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др.
В январе к нам в группу пришел мальчик Искандер. Наблюдая за ним, я сразу обратила внимание, мальчик очень активен, любознателен, уверен в себе. Он обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у мальчика богатый словарный запас, ярко выраженная способность к творчеству. Любимым занятием Саши является рисование. У мальчика ярко выражены творческие способности. Она любит рисовать и разукрашивать. Его работы всегда отличаются аккуратностью. Мальчик легко устанавливает контакт с собеседником.
Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с Искандером был составлен индивидуальный образовательный маршрут.
Ф. И. ребенка –Альмухаметов Искандер.
Дата рождения -….
Вид одарнности – художественно- эстетическое (рисование)
Срок реализации индивидуального маршрута – долгосрочный 2019-2021г. г.
Мать -
Отец -
Большую роль в воспитании ребенка играет участие мамы и папы. В семье созданы все условия для полноценного развития ребенка.
Запрос родителей: Интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребенка. Периодичность занятий — 1 раз в неделю в групповой комнате.
Длительность - 20 минут
Группа сопровождения
Родители: мама, папа.
Воспитатели: Самойлова Виктория Владимировна.
Цель разработки индивидуального маршрута: совершенствование художественных навыков, изучение нетрадиционных навыков рисования.
Задачи:
- развивать способности ребенка в области художественного творчества;
- овладение нетрадиционными приемами и технологиями рисования ;
-развивать способности ребенка в области художественного творчества.
- воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».
- Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.
Ожидаемые результаты:
-мальчик овладеет нетрадиционными приемами и технологиями рисования,
- развитие навыков и умений пользоваться разнообразными средствами изображения;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Работа с мальчиком: (Приложение 1)
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- продуктивная деятельность под музыку,
- игры и упражнения под тексты стихотворений;
- наблюдение за природой;
- рассматривание игрушек;
- оформление выставки.
Работа с родителями:
(Приложение 2)
Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных ребенком в детском саду.
- беседы с родителями;
- консультации для родителей;
- оформление уголка для родителей по данной теме;
- выставка работ ребенка.
- совместная творческая деятельность.
Заключение.
Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства
(в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т. ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.
Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у мальчика творческих способностей, фантазии, воображения.
Список литературы.
АвдееваН. И. «Одарённые дети» М. издательский центр «Академия»2008.
Бурменской Г. В. «Одаренные дети». Под редакцией. М., 1991.
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
Ковалькова О. Н. «Одаренность» М. академия,2010.
Лейтес Н. С. «Умственные способности и возраст» М., 1971.
Матюшкин A. M. «Загадки одаренности» М. ,1992 .
Семянникова Ю. П «Выявление и развитие одаренных детей» М. Педагогика.
В. В. Чурсина «Одарённые дети в детском саду и в семье» М. Педагогика. 2006.
Приложение 1.
Индивидуальные занятия по художественно – эстетическому воспитанию (рисование)
с Альмухаметовым Искандером на 2019 уч. год.
Неделя Тема. Цели. Формы и методы работы.
Январь.
1.
Мониторинг
- Выявить, что ребенок больше любит рисовать и выявить технику рисования. - Наблюдение за мальчиком во время занятий по ИЗО и в самостоятельной деятельности.
2.
3. «Елочка»
(рисование ладошками).
- Совершенствовать умения рисовать в данной технике.
- Развивать композиционные умения.
-Воспитывать аккуратность.
- Рассматривание картин различными ёлками.
- Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка»
4. «Снеговик»
(рисование ватными палочками).
- Совершенствовать умения рисования в данной технике. - Рассматривание снеговика.
-Чтение сказки Т. Домаренок «Снеговик из леса»
Февраль.
5. «Падает снежок»
(метод «тычки»)
- Учить рисованию технике «тычки».
- Прививать любовь к художественному творчеству. - Наблюдение за падающим снегом.
- Чтение стихов о снеге.
6. «Снегирь»
(рисование ладошкой) - Продолжать развитие у детей художественно-творческих способностей по средствам нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошкой.
- Развивать восприятие, воображение и память.
- Воспитывать бережное отношение к птицам. - Рассматривание картины «Птицы на кормушке»
-Загадки о птицах.
7.
«Рябина»
(рисование пальчиками)
-Учить рисовать пальчиками ягодки рябины.
- Воспитывать бережное отношение к птицам. - Рассматривание картины «Веточка рябины»
8. «Кораблик для папы»
(рисование ладошкой)
- Продолжать учить детей рисовать с помощью ладошки.
- Воспитывать у детей чувство патриотизма, желание делать подарки близким людям. - Беседа о Дне защитника Отечества.
- Рассматривание иллюстраций, открыток с Днём защитника Отечества.
Март
9. «Весенние цветы для мамы».
(рисование ладошкой)
-Закреплять умение рисовать техникой «ладошкой»
- Развивать образное воображение, цветовое восприятие, творчество
- Воспитывать желание сделать приятное маме - Рассматривание иллюстраций весенних цветов.
- Заучивание стихов о маме, 8 Марта.
10. «Мимоза для бабушки»
(рисование ватными палочками)
- Упражнять в рисовании поролоном.
-Учить наносить отпечатки у основания стебля.
- Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции.
-Рассматривание веточки мимозы.
- Чтение стихов о бабушке.
11. «Пушистая верба»
(рисование ватными палочками)
- Упражнять в передаче изгибов ветки, маленьких веточек
- Техникой «рисование тампоном» оформить вербу
- Развивать мелкую моторику руки - Рассматривание веточки вербы, спросить детей, чем она отличается от других веток.
- Д/и «С какого дерева лист?»
12. «Пришла весна, бегут ручьи»
(рисование кистью)
- Продолжать учить детей отражать в рисунке красоту весенней природы.
- Рисовать с помощью нетрадиционной техники рисования.
- Закреплять приёмы работы с кистью. - Рассматривание картины «Бегут ручьи»
-Заучивание закличек о весне.
Апрель.
13. «Ракета»
(рисование свечой)
- Учить детей технике «рисование свечой»
- Упражнять в аккуратном закрашивании рисунка гуашевыми красками. - Познакомить ребенка со свечой; рассказать, что это очень волшебный материал для рисования
- Беседа о свече.
14. «Букет сирени»
(рисование пальчиком)
- Закреплять у детей умение выбирать технику для выполнения рисунка
- Развивать мелкую моторику
- Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. - Рассматривание ветки сирени, обследование: цвет, запах, размер
- Чтение художественной литературы.
15 «Одуванчики»
(рисование ватными палочками)
- Упражнять в рисовании тампоном, пальчиками, мазками
- Создавать картину весеннего луга.
- Воспитывать интерес к рисованию. - Д/игра «Узнай цветок»
- Придумывание рассказа «Что рассказал одуванчик?
16. «Дерево»
(рисование пальчиком)
- Учить рисовать дерево, передавая изгибы, строение, размер, ветви
- Упражнять в рисовании кистью и гуашью
3. Развивать моторику кисти рук -Наблюдение на прогулке за деревьями: рассматривание ствола, веток, изгибов, листьев
- Д/игра «Сравни деревья»
Май.
17. «Салют»
(рисование) - Учить рисовать методом «тычка».
- Закреплять умение правильно держать кисть.
-Закреплять представления о цвете.
-Прививать аккуратность при работе с краской.
- Воспитывать интерес к рисованию.
- Беседа о празднике День Победы.
- Рассматривание иллюстраций с салютом.
18. «Рисование по замыслу» Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. - Беседа «Что ты хочешь нарисовать?»
19. Мониторинг.
Выявить уровень изобразительного творчества у мальчика.
20.
В результате планомерной и систематической работы с ребенком, способности в художественно-эстетической сфере:
закрепились навыки держать кисть правильно;
повысился познавательный интерес к рисованию;
активизировалась мыслительная деятельность ребенка;
желание к самостоятельной работе;
использованию различных техник рисования.
Эти достижения помогут в дальнейшем развитию познавательного интереса к изобразительному искусству.
Приложение 2.
Работа с родителями ребенка с признаками одаренности Альмухометова Искандера.
П/н. Мероприятия.
Месяц. Ответственные.
1. Консультация: «Одарённый малыш или
как развить в ребёнке талант»
Январь. Педагог группы
Самойлова В. В.
2. Консультация: «Учим держать карандаш правильно»
3. Беседа с родителями Искандера на тему: «Организация уголка творчества дома».
Февраль.
Педагог группы
Самойлова В. В.
4. Мастер класс для родителей: «Рисуем ладошками»
5. Буклеты для родителей: «Каждый ребенок талантлив» Март.
Педагог группы
Самойлова В. В.
6. Папка передвижка «Рисуем дома»
7. Консультация для родителей:
«Как способствовать возникновению у детей
интереса к рисованию» Апрель.
Педагог группы
Самойлова В. В.
8. Персональная выставка ребенка и родителей в группе «Рисуем вместе» Май. Педагог группы
Самойлова В. В.
Родители Искандера.
Рекомендации родителям.
1. Организовать индивидуальную консультацию для родителей по теме «Художественно-эстетическое воспитание в семье».
2. Рекомендовать приобретение альбомов, кистей разного размера, гуаши и акварели с большим выбором цветовой гаммы, а также наглядных альбомов по рисованию различных росписей, животных, птиц, насекомых для поддержания стойкого интереса к художественно-эстетическому развитию.
4. Создание дома с ребенком альбома «Нетрадиционных методик рисования». Закрепление усвоенных техник, рисование в домашних условиях.
5. Участие в конкурсах художественной направленности ДОУ, различных сайтах.