наталья кулик
Интеллект-карты как средство развития мышления и речи дошкольников
Интеллект-карты как средство развития мышления и речи дошкольников
В современных условиях процесс обучения – это не просто передача знаний, умений и навыков, а совместный поиск и сотворчество взрослого и детей, при котором дети учатся планировать, рассуждать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.
Образовательное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Публикация «Интеллект-карты как средство развития мышления и речи дошкольников» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Ментальные карты Тони Бьюзена
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Таким требованиям отвечает метод использования интеллект – карт, данная технология соответствует современным тенденциям развития образования. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление.
Метод «интеллект — карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума». Интеллектуальная карта имеет разные названия: «интеллект-карта», «карта ума», «карта разума», «карта памяти», «ментальная карта» и др. В мир дошкольных технологий, интеллект — карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. Это уникальный метод запоминания информации.
Интеллектуальная карта – это графический способ представления информации на большом листе бумаги, составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек).
В процессе работы с применением интеллектуальных карт дети учатся не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают средства, позволяющие самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей с применением интеллектуальных карт опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня.
Преимущества метода интеллект-карт :
• Наглядность. Вся проблема (идея) с её многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
• Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
• Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект карте, легко запоминается.
• Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.
• Своевременность. Интеллект-карта наводит на мысли о новых, более современных идеях, позволяет эффективно и результативно решать проблемы по мере их поступления или прогнозировать их.
• Креативность.
• Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Интеллект - карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно: группой, командой, семьёй и по разным темам и поводам. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые нюансы в информации.
Выбор данной технологии обусловлен моим интересом к применению интеллект-карт в работе с дошкольниками. Меня волновал вопрос, как сделать этот метод доступным для детей дошкольного возраста, интегрировать его элементы в их повседневную жизнь и образовательную программу. Однако, прежде всего, необходимо обучить детей основам создания интеллект-карт.
Важно помнить, что интеллект-карта должна соответствовать определенным критериям, чтобы не превратиться просто в текст с иллюстрациями. Ключевым моментом является адаптация содержания и формата интеллект-карты к возрастным особенностям и способностям детей, чтобы она была максимально понятной и увлекательной для них.
Правила составления интеллект-карт :
• Используем лист формата А4 (и более).
• Расположение листа - горизонтальное.
• Цвет бумаги – белый.
• От центрального образа рисуем «отростки» первого уровня, которые и будут раскрывать главную идею.
• Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких «веточек», они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями.
• «Наводим красоту» : подрисовываем картинки, используем разные цвета.
• Линии смысловых и логических связей изображаются в виде ветвей: чем ближе линия к центральному образу - тем она толще.
• За счет стрелок показываем значимость, последовательность и связи одного блока информации с другой, а также указываем взаимосвязи.
Стиль карты необходимо вырабатывать свой собственный. Они могут быть нестандартными и с юмором. Главное, чтоб интеллект- карта нравилась самому автору.
Готовая интеллект-карта в дальнейшем может быть использована следующим образом:
• Карта может помещаться в родительском уголке для обозрения, чтобы привлечь внимание родителей и активизировать их деятельность в решении совместных воспитательно-образовательных задач.
• Так же карту используем для актуализации имеющихся у детей знаний в ходе занятий или свободной деятельности.
• Интеллект-карту можно использовать при составлении и защите детско- родительского проекта на определенную тему.
• Самостоятельно составленную ребенком карту можно предложить поместить в его личное портфолио.
• Изготовленные «семейные» или «командные» интеллект-карты могут принять участие в выставках или конкурсах на лучшую карту.
В работе с детьми дошкольного возраста интеллект - карты находят применение в нескольких ключевых областях образовательной деятельности:
Во-первых, они помогают закрепить и систематизировать полученные знания. Создание обобщающих интеллект-карт по пройденным темам способствует развитию у детей навыков выделения основного смысла.
Во-вторых, использование интеллект-карт стимулирует развитие связной речи. Составление рассказов на основе этих карт позволяет детям последовательно выражать свои мысли, делая речь более четкой и разнообразной, а ответы на вопросы – более полными.
В-третьих, интеллект- карты помогают в организации информации. После изучения темы или объекта создаются интеллект-карты, которые развивают аналитические и синтетические способности, а также обогащают активный и пассивный словарный запас.
В-четвертых, они применяются для рефлексии, позволяя подводить итоги занятия и эмоционально осмысливать свои действия.
Применение интеллект-карт в рамках образовательной деятельности позволило выявить ряд позитивных изменений в развитии детей старшего дошкольного возраста.
В частности, наблюдалось значительное увеличение количества и разнообразия задаваемых вопросов, включая гипотетические, причинно-следственные, уточняющие и классифицирующие.
Процесс создания интеллект-карт стимулировал активное участие всех детей в обсуждении, позволяя им формулировать собственные идеи и аргументировать свою позицию.
Кроме того, отмечался возросший интерес и позитивное отношение к познавательным занятиям.
В заключение можно сделать вывод: применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников в целом способствует речевому, познавательному развитию ребенка. Методика действительно оказывается очень эффективной для детей, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, грамматического строя речи и планирующей функции речи.
Литература:
1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып. 7/12.
2. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск,2008.
3. Жукова Н. С., Преодоление общего недоразвития речи /Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. – Москва «Просвещение» ,1990.
4. Колчина Н. И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н. И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016. - №10.
5. Попик С. Г. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием интеллектуальных карт [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб: Свое издательство, 2016. — С. 63- 65.