Евгения Сюткина
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития
Логопедическое заключение: ОНР III уровня, ЗПР
п/п Основные направления логокоррекционной работы Виды занятий
1 Развитие артикуляционной моторики:
— артикуляционные упражнения;
— самомассаж языка, губ
- Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;
- Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;
Публикация «Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
- Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.
- Развивать мышечную силу и подвижность губ.
- Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность.
- Способствовать растяжке подъязычной связки.
- Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
- Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.
- Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить удерживать язык распластанным, широким.
- Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.
- Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе.
- Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка. Индивидуальные
2 Формирование правильного звукопроизношения:
ч, щ ш, ж л, ль Индивидуальные
3 Развитие фонематических процессов
- Дифференциация неречевых звуков.
- Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.
- Формирование умения подбирать слова на заданный звук.
- Формирование умения выделять слова из предложения.
- Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.
-Формирование умения различать слоги со сходными звуками.
- Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно.
- Закрепление навыка определения позиции звука в слове.
- Закрепление навыка выделения первого звука в слове.
- Закрепление навыка определения последнего звука в слове.
- Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.
- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.
- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.
- Формирование умения выделять предложения из текста.
- Формирование умения выделять слова из предложения. Индивидуальные, групповые
4 Уточнение, обогащение словаря по темам:
- человек, части тела
- овощи
- фрукты
- грибы;
- деревья
- одежда, обувь, головные уборы
- семья
- посуда,
- продукты питания
- мой город
- дом, мебель
- животные (дикие, домашние, севера и жарких стран)
- детеныши животных и птиц
- птицы (перелетные, зимующие, домашние)
- транспорт, правила дорожного движения
- профессии
- времена года
- Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива,
вопросительного и повелительного наклонения глаголов.
- Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.
- Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь, количество (мало, много, ничего, оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо, ощущения (тепло, холодно, вкусно и т. д.).
- Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов.
- Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года)
- Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы. Групповые
5 Работа над слоговой структурой
- Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)
- Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова
- Работа над двухсложными словами без стечения согласных
- Работа над трёхсложными словами без стечения согласных
- Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок
- Формирование умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.
- Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений Индивидуальные
6 Совершенствование грамматического строя речи:
- развитие понимания устной речи
- употребление имен существительных в косвенных падежах единственного числа;
- согласование имен числительных с именами существительными;
- согласование сущ с прилагательными в роде, числе и падеже.
- образование относительных и притяжательных прилагательных
- согласование сущ с притяжательными местоимениями
- образование сущ во множественном числе
- образование антонимов
- образование уменьшительно-ласкательных форм
- практическое усвоение образования глаголов с помощью
приставок (приставочные глаголы)
- изменение форм глагола
- употребление в речи предлогов
-распространение предложений путем введения однородных членов
- употребление в речи несклоняемых существительных Индивидуальные, групповые
7 Развитие связной речи :
- Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
- Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, по моделям, схемам
- Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.
- закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов –описаний, пересказов Групповые, индивидуальные
8 Совершенствование психологической базы речи:
- расширение объема зрительной и слуховой памяти;
- развитие вербального мышления
- развитие логического мышления
- Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам)
- Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»
- Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок Групповые, индивидуальные
9 Развитие мелкой моторики.
- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).
- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).
- Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно.
- Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений. (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т. д.).
- Формирование графо-моторных навыков.
- Формирование различного вида захвата.
Индивидуальные
Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.