Людмила Николаевна Сосницкая
Индивидуальное занятие «В гостях у язычка»
▼ Скачать + Заказать документы
План- конспект индивидуальной логопедической
образовательной деятельности
Тема: «В гостях у язычка»
Цель: закрепление умений правильно выполнять движения и артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения звуков.
Задачи:
1. Развивать мышцы речевого аппарата;
2. Закрепить артикуляционные уклады, необходимые для автоматизации звуков заучивание новой артикуляционной гимнастики;
3. Закрепить умения дифференцировать звуки -с-ш-;
4. Уточнить и расширить словарь по теме «Как устроен человек»;
5. Закрепить умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и выполнять звуко – слоговой анализ слова;
6. Развивать слуховое внимание и память;
7. Развивать речевое дыхания;
8. Формировать положительную мотивацию на занятии; воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: Плоскостной макет речевого аппарата изготовлен из бумаги зеркало, пенопластовый шарик, предметные картинки, магнитная доска.
Ход организованной образовательной деятельности
I. Организационный этап.
1. Сюрпризный момент.
На доске вывешены картинка: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка.
Логопед: Как ты думаешь почему здесь находятся эта картинка?
Ребёнок: Мы будем о ней говорить.
Логопед: Посмотри кто это?
Ребёнок: Это бабушка, дедушка, мальчик, девочка, папа и мама.
Логопед: Как одним словом сказать о них, кто они?
Ребёнок: Люди, семья.
Логопед: Люди — это когда много, а когда один как называют?
Ребёнок: Человек.
Логопед: Хорошо молодец. А скажи пожалуйста, как один человек с другим между собой общаются, при помощи чего?
Ребёнок: Рта, зубов и языка.
Логопед: Да, мы общаемся между собой словами, которые произносим при помощи языка. И я предлагаю тебе сегодня поиграть и позаниматься, и освоить что-то новое, чтобы тебе было легче общаться с твоими друзьями и другими людьми.
На доске появляется язычок
Логопед: Ой, а это кто?
Ребёнок: Это Рот и Язычок.
Логопед: Да. Правильно это весёлый язычок. Он предлагает сделать вместе с ним артикуляционную гимнастику
Ребёнок:
2. Знакомство с язычком
Логопед: Упражнение выполняется совместно с ребёнком и логопедом. Артикуляционная гимнастика.
Всем привет! Я Язычок!
Это дом, живу я в нем.
Открывайте шире дверь Широко открыть рот
Заходите в гости.
В моем доме две стены Надуть щеки
На стене висят часы. Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо- влево.
Есть окошко
Широко открыть рот и удерживать его в таком положении
Потолок
Максимально открыть рот. Проводить широким языком по небу вперед-назад.
Вот любимые игрушки
Две зеленые лягушки Широко улыбаться, растягивать губы
Вот слоненок тянет хобот.
Хочет он ребят потрогать. Губки вытягивать вперед
Есть лошадка, посмотри.
Сядь верхом и поскачи.
Рот открыть, улыбнуться, медленно щелкать языком, присасывая его к небу
Посмотрите это кошка
Спинку выгнула немножко.
Рот открыть, спрятать язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка
Есть гармошка
Присосать широкий язык к небу, губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот, губу.
И лопатка
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу
А теперь пошли гулять
Сядем на качели
Покатались вверх и вниз
Вот оно веселье.
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы
Позже в прятки поиграли
Приоткрыть рот. Оттягивать язык вглубь рта
Дальше мячик погоняли
Использовать пенопластовый шарик, дети дуют на «мяч», пытаясь «забить гол», в ворота (между кубиками)
Все устали, нагулялись
И пора нам отдохнуть.
Логопед: мы с тобой немного посидим и послушаем что нам скажет язычок
Язычок: рассказывает, что у него есть маленький брат и когда он говорит то все слова, меняются. Язычок предлагает тоже попробовать так менять слова.
3. Дидактическая игра «Назови ласково»
Язычок: Представь, что у человека крошечные части тела. Я буду их называю, а ты будешь называть их ласково.
голова — нос — руки —
спина — рот — пальцы —
грудь— язык — ногти —
живот — зубы— пятки—
затылок — глаза—
Логопед: Молодец ты хорошо знаешь названия частей тела. А теперь язычок предлагает немного размяться и проверить знаешь ли ты где какая из этих частей тела располагается.
Логопед и ребёнок встают и проигрывают задание
4. Дидактическая игра «Послушай и покажи»
Логопед: Слушай стихотворение, и показывай те части тела, которые я назову.
У тебя есть пальцы, ногти,
Руки есть, запястья, локти,
Ноги, шея, плечи, грудь,
И животик не забудь.
Есть колени, лоб, спина,
Голова — она одна.
Есть два уха, две щеки,
Брови, скулы и виски.
Подбородок есть и губы,
Глазки, нос, язык и зубы.
Логопед: вот мы немного размялись. А язычок приготовил для нас уже следующее задание. Он хочет узнать, как хорошо мы умеем думать. И умеем ли мы слушать те -звуки- которые он произносит.
5. Игра «Найди слово».
должны назвать часть тела, в названии которой есть звук Ш (шея, уши, звук С (спина, нос) и т. д. Определить место заданного звука в слове.
Прописываем место звука в слове в схеме на доске.
Логопед: Молодец! Язычку так понравилось, как мы делаем разбор что он решил добавить пару слов, но, чтобы узнать их нужно отгадать загадки.
6. Отгадайте загадки
1. Ими всё мы слушать можем,
Слух у нас отличный!
Но подслушивать негоже,
Это не прилично. (Уши)
2. Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
Логопед: вот мы и узнали слова с которыми язычок предлагает
сделать Звука - слоговой анализ
7. Звука - слоговой анализ слов уши, нос
Итог:
Спасибо язычку.
Сжимаем и разжимаем пальцы в кулак.
Красиво, четко, правильно
Я говорить хочу.
Все пальчики, начиная с указательного,
Делают колечки с большим. И прощаемся с нашими гостями язычком и человечками. Убираем из поля зрения язычок и семью.
Логопед: Как ты считаешь мы достигли тог чего хотели? Теперь тебе будет легче общаться?
Ребёнок: Да, легче.
Мы порадовали Язычок?
Ребёнок: Да, порадовали.
Какое из заданий вызвало у тебя затруднение?
Ребёнок: Ответ ребёнка
Что нового и интересного ты сегодня узнала?