Юлия Петренко
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции произношения звука [р] в слогах и словах. «Приключения рыбака».
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции
произношения звука [р] в слогах и словах.
Тема: Приключения рыбака. Автоматизация звука [р] в слогах и словах.
Цель: автоматизация звука [р] в слогах и словах.
Задачи :
Коррекционно-образовательные :
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции произношения звука [р] в слогах и словах, „Приключения рыбака“,» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Рыболовство, рыбак
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
уточнение артикуляции звука [р] и закрепление правильной артикуляции в изолированном произношении, в слогах и словах.
Коррекционно-развивающие :
развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания; глазодвигательных функций; развитие мелкой моторики рук; дикции; повышение познавательной активности и работоспособности ребенка.
Коррекционно-воспитательные :
воспитывать любознательность, творческое воображение, навыки самоконтроля, организованность в работе.
Оборудование: предметные, сюжетные картинки; профиль артикуляции; индивидуальные карточки.
Литература: Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука (р)», Издательство «Гном», 2007.
Конфетка. Приложение к журналу «Логопед». Чистоговорки в картинках. Сахарова И. И. Издательство «Сфера», 2008.
Предварительная работа: специальный комплекс артикуляционных упражнений для правильного произношения звука (р); постановка звука (р); изолированное произнесение звука (р); введение звука в слоги.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуй! Давай поздороваемся с гостями.
- Сегодня я расскажу удивительную историю, которая произошла с моим другом. Отгадай, кто он?
Кто у речки, на песке, дремлет с удочкой в руке?
Он вам всем давно знаком, он зовется … (рыбаком).
- Правильно, мой друг-рыбак. Назови первый звук в слове “ рыбак”.
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука (р) в слогах и словах. И начнем с разминки.
3. Основная часть.
1) Артикуляционная гимнастика.
- Однажды рыбак встал пораньше, попил чаю с вареньем (упр. “Вкусное варенье”) и пошел в лес за ветками для костра. Слышит, дятел стучит (упр. “Дятел”).
- Как дятел стучит? (д-д-д). Я буду рассказывать тебе стихотворение про дятла, а ты после каждой стихотворной строчки добавляй «д-д-д».
Я по дереву стучу - д-д-д.
Червячка добыть хочу -д-д-д.
Хоть и скрылся под корой – д-д-д.
Все равно ты будешь мой -д-д-д.
- Дятел с дерева на дерево перелетает и постукивает - как будто зовет рыбака за собой. Вышел рыбак на поляну, огляделся и ахнул: грибов там видимо-невидимо (упр. “Грибок”). А на шляпке гриба листочек прилип. Давай его сдуем (упр. «Сдуй листок с гриба»).
2) Закрепление изолированного произношения звука (р).
- Вдруг рыбак услышал шум в кустах. Огляделся и увидел… Отгадай, кого?
Этот зверь на кошку похож.
Он - сильный хищник и очень пригож!
Шерсти такой не бывает у кошки.
На рыжем фоне - черные полоски.
- Правильно, в кустах сидел тигр. Тигр увидел человека и грозно зарычал: “р-р-р”. Как рычал тигр?
- А теперь проверь, правильно ли “работали” губы, зубы, язык?
Перед ребенком выкладываю профиль артикуляции.
- Расскажи, что делают губы? Зубы? Язык?
- Произнеси звук (р) ещё раз.
3) Автоматизация звука (р) в слогах.
А) – Хочешь узнать, что случилось с моим другом после того, как он встретил тигра? Мой знакомый решил успокоить тигра и крикнул: «РА-РО-РУ-РЫ». Тигр развернулся и скрылся в лесу. Рыбак подумал : “Он, наверное, решил, что я тоже умею рычать. Ведь я произнёс слоги со звуком (Р).” Какие слоги со звуком (Р) произнёс мой знакомый? Давай произнесем эти слоги с разной интонацией (грустно, весело, строго).
Б) – Навстречу к рыбаку из леса вышли ребятишки из соседней деревни. Они веселились и стали рассказывать рыбаку чистоговорки, которые они сочинили. Вот какие…
Ра-ра-ра – высокая гора
Ро-ро-ро – у Тани новое ведро
Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору
Ры-ры-ры – у нас воздушные шары
Ребенок повторяет чистоговорку по опорной схеме.
4) Автоматизация звука (Р) в словах.
Рыбак спросил у детей, где находится река? Дети дали рыболову карту. Пойдем вслед за ним.
А) Игра «Лабиринт». Цель: развитие фонематического восприятия
/На листе в виде лабиринта расположены картинки, многие из которых содержат в названии звук (р)/. Шагать мы можем только по квадратам, где изображены предметы, в названиях которых есть звук (р).
Б) Игра «Мостик через речку». Цель: развитие зрительного внимания; автоматизация звука (р) в начале слова.
Дошел рыбак до речки и видит сломанный мостик. Давай поможем рыбаку выстроить мостик через речку.
- Посмотри на картинки, назовите слова со звуком (р) и запомни их. А теперь выкладывая бревнышки, называй картинки, которые ты запомнил.
5) Работа по индивидуальным карточкам. Цель: развитие зрительного внимания.
Посмотри, какой улов у рыбака. Найдите двух абсолютно одинаковых рыбок.
6) Д/и «Рыбалка» (пластмассовые разноцветные рыбки, удочки с магнитами-крючками). Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук и глазомера; развитие умения согласовывать числительные с именами существительными
- А ты, хочешь поймать рыбу? Вот водоём. Вот удочка. Будем ловить и считать. (Одна рыба, две рыбы).
7) Фонематическая игра «Рыбки». Цель: развитие фонематического восприятия, формирование умения образовывать родственные слова.
Назвать недостающее по смыслу слово, однокоренное слову РЫБА.
Логопед читает текст стихотворения.
Плавники у нас росли бы, мы бы плавали, как … (рыбы)
Я б хвостом махала гибким и резвилась, словно … (рыбка)
Вот с крючка срывает крошки очень мелкая … (рыбешка)
- Эх, сорвался мой улов! – Рассердился … (рыболов)
- Рыба не клюет никак, видно я плохой … (рыбак)
От обиды чуть не плачет, но весь день сидит, … (рыбачит)
Рыбаку ужасно жалко, что не удалась … (рыбалка)
Вспомнить все слова, которые были названы (рыбы, рыбка, рыбешка, рыболов, рыбак, рыбачит, рыбалка).
3. Итог занятия.
Вот такая история произошла с моим другом. Рыбак сидел у костра и вспоминал удивительную встречу в лесу. Какой звук мы повторяли?
Дома выложи из палочек рыбку по образцу и выучи стихотворение.
Рыбки.
В банке чистая вода,
Пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть,
Плавать, хвостиком вилять,
Крошки хлеба подбирать.