Лейсан Рахимова
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальное занятие по автоматизации звука Р .
Цели:
-развитие слухо-речевой памяти;
-автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, в словах предло-жениях.
Задачи:
- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ и синтез;
-учить вставлять пропущенный звук в начало, середину и конец слова;
-Закреплять умение определять место звука Р в слове.
Оборудование:
Зеркало, тетрадь в клетку, карандаш
Ход занятия:
1. Оргмомент. Отгадай загадки:
Загадки:
В реке большая драка:
Поссорились два. (рака)
Круглый бок, желтый бок,
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой (рыба)
Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (редиска)
Зубов много, а ничего не ест. (расческа)
Отгадки этих загадок на какую букву начинаются?
Да, буква Р.
2. Ритмическое задание
Повтори за мной (логопед отстукивает карандашом по парте разный ритмический рисунок):
тра-та, та-та-та;
тра-та-та, та-та;
тра-та-та-та-та, та-та
3. Сообщение темы: сегодня мы отправимся в путешествие и повторим букву и звук Р.
Связь звука и буквы. [/b]
Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.
Пишем букву Р
4. Выделение звука [Р]. Скороговорка:
Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.
5. Артикуляция звука «Р»
При произношении звука Р язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Улыбнитесь!
Потерялась буква Р.
Где?
В трамвае, например.
Или мы ее вчера
Не забрали со двора?
Уронили в гастрономе, не нашли за дверью в доме?
Или спрятали (проверьте)
В распечатанном конверте?
Может, милиционер
Приведет нам букву Р?
Но сказала громко Маша: —
Отыскалась буква наша!
Посмотри, как просто это:
Рыба! Рак! Река! Ракета!
6. Характеристика звука «Р».
Звук «Р»- согласный, глухой, твердый-мягкий.
7. Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
8. Проговаривание звука Р по картинкам в сказке
(все что подчеркнуто это картинки)
Как то на трамвае в страну Радужнаярадуга поехали тигр , верблюд и жираф.
Приехали они и видят перед ними три дерева. На одном дереве растут груши, на другом дереве растут помидоры, а на третьемдереве растут персики. Спрашиваетжираф у верблюда итигра кто что будет? Я помогу вам сорвать фрукты с дерева . Тогда верблюд сказал: «Я очень люблю груши , пожалуйста, сорви мне их». А тигр сказал: «А я люблю помидоры. Сорвал своим друзьям их любимые фрукты, а себе взял персики . После того, как друзья подкрепились, они стали играть в шарики, прыгать наверевке. . Потом друзья сели в трамвай и поехали домой.
9. Упражнения на дыхание.
Развитие продолжительного плавного выдоха «Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
Мимико - артикуляционные упражнения.
Прищуривание глаз. Попеременное закрывание и открывание глаз. «Спи, правый глазок. Просыпайся! Спи, левый глазок. Просыпайся! Спите сразу, оба глаза! Просыпайтесь!»
Упражнение на развитие подвижности нижней челюсти — Рот — это до-мик нашего язычка. Губы — это дверки. Открываются и закрываются дверки домика, в котором живет язычок.
Широко открыть, а затем закрыть рот, плотно сжимая губы.
Упражнения для губ и щек «Улыбка».
— Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянуть губы в улыбке.
«Рупор».
— Представь, что ты капитан. Чтобы тебя услышали матросы, надо взять рупор, он усилит твой голос. Вытянуть губы широкой «трубочкой».
«Строители». Поднимаем ведро с краской (напряжение). Опускаем ведро (расслабление). Держим тяжелый молоток (напряжение). Положили молоток (расслабление).
Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата
«Играем с мячом». Произнесение слоговых сочетаний та-та-та-так, ты-ты-ты-тык, то-то-то-ток (ритмичное постукивание рукой по столу с ударением на последнем слоге).
«Играем в теннис». Произнесение слоговых сочетаний та-ту, та-ту, то-ты, то-ты с ритмичным движением кисти правой руки вперед-назад.
Развитие фонематического восприятия
Уточнение произносительного и слухового образа звука [р].
— Послушай, как рычит злая собака: рррррр. Такой звук ты будешь учиться произносить. У тебя непременно получится, если будешь стараться. Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а ты хлопни в ладошки, если среди них услышишь звук [р].
Развитие фонематического восприятия.
Есть ли звук [р] в словах телевизор, рак, ракета, корабль? Определение позиции звука [р] в словах.
10. Итог: какой мы сегодня звук повторили?
11. Оценка.