Плис Татьяна
Индивидуально образовательный маршрут ребенка-дошкольника с признаками одаренности
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Темочки:
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с одаренными детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Как правило среди дошкольников одного возраста выделяются дети, которые:
• На занятиях все легко и быстро схватывают.
• Знают много о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются.
• Быстро запоминают услышанное или прочитанное.
• Решают сложные задачи требующие умственных усилий.
• Задают много вопросов.
• Оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения.
Это типичные черты одаренных детей.
Существуют разнообразные виды одаренности, которые могут проявиться в дошкольном возрасте.
• Творческая одаренность (художественная, музыкальная, литературная, артистическая).
• Психомоторная одаренность (спортивная, хореографическая).
• Коммуникативная одаренность (лидерская, социально – личностная).
• Интеллектуальная одаренность (область какой-то науки).
Комплексный подход при выявлении одаренных детей.
• Метод наблюдения.
• Диагностика.
• Оценивание способностей ребенка педагогом и родителями.
• Организация различных творческих конкурсов.
Основная задача для развития одаренности ребенка в детском саду в том, чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свои индивидуальные способности. В связи с тем, что потребность и возможность одаренных дошкольников весьма отличается от таковых сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным индивидуально образовательным маршрутам.
Индивидуально образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении. Основная цель составления индивидуально образовательного маршрута – это создание в детском саду условий способствующих социализации дошкольника, его социально – личностного развития, которая неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, физического и других видов развития личности ребенка.
Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:
• Определить уровень развития ребенка (в т. ч. его качества и способности);
• Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и задачи и пути к их достижению.
• Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
• Приемы, формы работы с ребенком;
• Предусмотреть участие родителей;
• Определить ожидаемый результат успехов воспитанника.
Индивидуально образовательный маршрут ребенка-дошкольника с признаками одаренности.
Ф. И. О. :___
Дата рождения:___
Группа:___
Сроки прохождения маршрута :___
Раздел основной образовательной программы :___
Вид одаренности :___
Как проявляется:___
Цель:___
Задачи:___
Специалист Используемые методы и приемы Работа с родителями Ожидаемые результаты
Педагог сопровождение ___ ___
Ф. И. О. Подпись
Ознакомлен ___ ___
Ф. И. О. (родителя) Подпись
Индивидуально образовательный маршрут ребенка-дошкольника с признаками одаренности.
Ф. И. О. :___
Дата рождения:___
Группа:___
Сроки прохождения маршрута :___
Раздел основной образовательной программы : художественно эстетическое развитие.
Вид одаренности : творческая (музыкальная).
Как проявляется: развито умение понимать и воспроизводить мелодию, хорошее чувство ритма, музыкальный слух, музыкальная память.
Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи: совершенствовать музыкально творческую деятельность, музыкальную фантазию, развивать музыкальный слух, побуждать активный интерес к музыки.
Специалист Используемые методы и приемы Работа с родителями Ожидаемые результаты
1. Музыкально дидактические игры.
2. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.
3. Организация праздников, музыкальных досугов, развлечений.
4. Беседы, индивидуальные занятия и т. д. 1. Посещение театров, концертов, просмотр творческих сайтов для детей.
2. Прослушивание музыкальных произведений разных жанров.
3. Проведение мастер классов.
4. Анкетирование 1. Создана предметно-развивающая среда по музыкальному развитию.
2. Участие в музыкальных конкурсах.
3. Легко запоминает мелодию и ритм.
Педагог сопровождение ___ ___
Ф. И. О. Подпись
Ознакомлен ___ ___
Ф. И. О. (родителя) Подпись
Индивидуально образовательный маршрут ребенка-дошкольника с признаками одаренности.
Ф. И. О. :___
Дата рождения:___
Группа:___
Сроки прохождения маршрута :___
Раздел основной образовательной программ : художественно – эстетическое развитие. Вид одаренности : творческая (художественная). Как проявляется: проявление фантазии в творческих художественных работах, высокое качество и разнообразие работ (рисунки, поделки) в соответствии с возрастом. Цель: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности. Задачи: формировать глубокие знания, умения и навыки в области рисунка, композиции, способствовать развитию образного мышления, развивать интерес к освоению новых техник изобразительного искусства.
Специалист Используемые методы и приемы Работа с родителями Ожидаемые результаты
1. Рассматривание репродукций картин.
2. Дидактические игры, упражнения.
3. Создание коллажей, панно.
4. Творческие выставки.
5. Презентации.
6. Проектная деятельность. 1. Приобретение наглядных пособий, альбомов по изобразительной деятельности. 2. Посещение выставок, музеев.
3. Запись в кружки.
4. Консультация, рекомендации.
5. Анкетирование 1. Владеет глубокими знаниями в области художественной деятельности.
2. Привит интерес к освоению новых техник.
3. Развито образное мышление.
Педагог сопровождение ___ ___
Ф. И. О. Подпись
Ознакомлен ___ ___
Ф. И. О. (родителя) Подпись
Индивидуально образовательный маршрут ребенка-дошкольника с признаками одаренности.
Ф. И. О. :___
Дата рождения:___
Группа:___
Сроки прохождения маршрута :___
Раздел основной образовательной программы : физическое развитие. Вид одаренности : психомоторная (спортивная). Как проявляется: высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные. Цель: развитие двигательных способностей, сохранение природных физических задатков ребенка. Задачи: побуждать к физической активности, инициативе и самостоятельности в двигательной деятельности, прививать интерес к физической культуре и спорту.
Специалист Используемые методы и приемы Работа с родителями Ожидаемые результаты
1. Проведение спортивных эстафет, турниров.
2. Подвижные спортивные игры.
3. Подбор индивидуальных комплексов упражнений.
4. Практические задания – тренинги.
5. Инструктаж.
6. Презентации. 1. Анкетирование.
2. Изготовление папок передвижек, буклетов.
3. Обмен опытом.
4. Запись в спортивные секции.
5. День открытых дверей. 1. Опережает своих сверстников в развитии двигательных навыков.
2. Занимается в спортивной секции.
3. Обладает физической выносливостью.
Педагог сопровождение ___ ___
Ф. И. О. Подпись
Ознакомлен ___ ___
Ф. И. О. (родителя) Подпись
Индивидуально образовательный маршрут ребенка-дошкольника с признаками одаренности.
Ф. И. О. :___
Дата рождения:___
Группа:___
Сроки прохождения маршрута :___
Раздел основной образовательной программы : речевое развитие. Вид одаренности : творческая (литературная). Как проявляется: хорошая речевая фантазия, умеет составлять рассказы, сказки, загадки, легкое запоминание стихов. Цель: создание необходимых условий для реализации интереса ребенка в словесном творчестве. Задачи: содействовать проявлению активности, самостоятельности и выразительности в речи, развивать интерес к театрализованной игре через активное вовлечение в игровые действия.
Специалист Используемые методы и приемы Работа с родителями Ожидаемые результаты
1. Поэтические и литературные гостиные.
2. Викторины.
3. Игры импровизации, драматизации.
4. Речевые игры.
5. Чтение художественной литературы. 1. Анкетирование.
2. Посещение спектаклей.
3. Педагогические гостиные.
4. День открытых дверей.
5. Презентации. 1. Развито чувство рифмы, четкость изложения, завершенность высказывания.
2. Умеет фантазировать, драматизировать, передавать чувства и эмоциональные переживания.
Педагог сопровождение ___ ___
Ф. И. О Подпись
Ознакомлен ___ ___
Ф. И. О. (родителя) Подпись
Индивидуально образовательный маршрут ребенка-дошкольника с признаками одаренности.
Ф. И. О. :___
Дата рождения:___
Группа:___
Сроки прохождения маршрута :___
Раздел основной образовательной программы : художественное – эстетическое развитие. Вид одаренности : психомоторная (хореографическая). Как проявляется: развито чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать и придумывать движения, хорошая двигательная память. Цель: создание условий для самовыражения и самореализации в хореографии. Задачи: сформировать систему знаний, умений, навыков по хореографии, познакомить с различными видами хореографии,
Специалист Используемые методы и приемы Работа с родителями Ожидаемые результаты
1. Игры этюды.
2. Творческая мастерская.
3. Презентация.
4. Игровые обучающие ситуации.
5. Беседы, практические занятия. 1. Анкетирование.
2. Семинары, практикумы.
3. Музыкально театрализованные представления.
4. Консультации, рекомендации. 1. Постановка сольного танца.
2. Знает методику выполнения проученных элементов хореографии.
3. Владеет разнообразными направлениями хореографии.
Педагог сопровождение ___ ___
Ф. И. О. Подпись
Ознакомлен ___ ___
Ф. И. О. (родителя) Подпись
Индивидуально образовательный маршрут ребенка-дошкольника с признаками одаренности.
Ф. И. О. :___
Дата рождения:___
Группа:___
Сроки прохождения маршрута :___
Раздел основной образовательной программы : познавательное развитие. Вид одаренности : интеллектуальная (математическая). Как проявляется: проявляет большой интерес к математическим операциям, математическим отношениям, развиты навыки логического мышления. Цель: создание условий для математического развития ребенка. Задачи: формировать умение осуществлять перенос полученных знаний в практическую деятельность, создавать условия для поддержания интереса в работе с числами, знаками, измерениями.
Специалист Используемые методы и приемы Работа с родителями Ожидаемые результаты
1. Решение проблемных ситуаций.
2. Моделирование.
3. Проведение дидактических игр, викторин.
4. Исследовательская деятельность.
5. Мозговой штурм.
6. Составление и решение кроссвордов и т. д.
1. Анкетирование.
2. Практические рекомендации.
3. Запись в кружки.
4. Педагогические гостиные.
5. Родительские собрания.
6. Презентации. 1. С легкостью выполняет простейшие операции на сложение, вычитание и т. д.
2. Развита способность к анализу и синтезу в работе с заданиями на логику.
3. Сформированы математические представления.
Педагог сопровождение ___ ___
Ф. И. О. Подпись
Ознакомлен ___ ___
Ф. И. О. (родителя) Подпись
Индивидуально образовательный маршрут ребенка-дошкольника с признаками одаренности.
Ф. И. О. :___
Дата рождения:___
Группа:___
Сроки прохождения маршрута :___
Раздел основной образовательной программы : речевое развитие. Вид одаренности : творческая (артистическая). Как проявляется: умение вживаться в роль, держаться на публике; желание подражать вымышленным или реальным персонажам; двигательная речевая память. Цель: развитие ребенка с артистическими способностями. Задачи: развивать творческое воображение, мышление, коммуникативные способностями.
Специалист Используемые методы и приемы Работа с родителями Ожидаемые результаты
1. Игры и упражнения с разыгрыванием ситуаций.
2. Этюды направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами.
3. Театрализованные игры. 1. Музыкально театрализованные представления.
2. Педагогические гостиные.
3. Практические советы.
4. Квест игра.
5. Деловая игра. 1. Легко входит в роль какого либо персонажа.
2. Выступает перед аудиторией.
3. Пластичен и обладает способностью передавать образы средствами двигательной активностью.
Педагог сопровождение ___ ___
Ф. И. О. Подпись
Ознакомлен ___ ___
Ф. И. О. (родителя) Подпись
Индивидуально образовательный маршрут ребенка-дошкольника с признаками одаренности.
Ф. И. О. :___
Дата рождения:___
Группа:___
Сроки прохождения маршрута :___
Раздел основной образовательной программы : социально – коммуникативное развитие. Вид одаренности : коммуникативная (лидерская). Как проявляется: умение организовать сверстников на общее дело, игру; проявляет настойчивость в достижении цели; умение добиваться успеха. Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации лидерских способностей. Задачи: учить ребенка понимать себя и умению “быть в мире c собой”, развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, ориентируясь на метод сопереживания.
Специалист Используемые методы и приемы Работа с родителями Ожидаемые результаты
1. Игровые обучающие ситуации.
2. Релаксационные упражнения.
3. Ситуативные беседы.
4. Моделирование и анализ заданных ситуаций. 1. Мини конкурсы.
2. Родительские собрания.
3. Квест игра.
4. Семейные клубы.
5. Обмен опытом. 1. Высокие организаторские способности среди сверстников.
2. Обладает инициативностью.
3. Повысился социометрический статус в группе сверстников.
Педагог сопровождение ___ ___
Ф. И. О Подпись
Ознакомлен ___ ___
Ф. И. О. (родителя) Подпись
Индивидуально образовательный маршрут ребенка-дошкольника с признаками одаренности.
Ф. И. О. :___
Дата рождения:___
Группа:___
Сроки прохождения маршрута :___
Раздел основной образовательной программы : социально – коммуникативное развитие. Вид одаренности : коммуникативная (социально – личностная). Как проявляется: умение понимать партнера, чувствовать его эмоциональное состояние; умение предупреждать и улаживать конфликты. Цель: формирование межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Задачи: развивать умение решать спорные вопросы и конфликты без помощи взрослого, развивать самоконтроль в ходе эмоционального общения со сверстниками.
Специалист Используемые методы и приемы Работа с родителями Ожидаемые результаты
1. Игровые задания.
2. Беседы на этические темы.
3. Решение проблемных ситуаций.
4. Чтение литературных произведений с последующим обсуждением поступков героев. 1. Анкетирование.
2. Деловая игра.
3. Консультации, собеседования, обмен опытом.
4. Мастер классы.
5. Родительские собрания. 1. Легко и уверенно общается с детьми и взрослыми.
2. Конструктивно разрешает возникшие конфликтные ситуации.
3. Повысился уровень коммутативной компетентности.
Педагог сопровождение ___ ___
Ф. И. О. Подпись
Ознакомлен ___ ___
Ф. И. О. (родителя) Подпись
Диагностический инструментарий для выявления одаренности дошкольника.
Воспитатель
• Методика определения склонностей ребенка.
• Карты интересов А. Савенков.
• Методика экспертных оценок по определению одаренного ребенка А. А. Лосева.
Педагог - психолог
• Тест А. Бине – Т. Симона.
• Цветные матрицы Дж. Равин.
• Краткий тест творческого мышления (фигурная форма П. Торренс).
• Графическая методика «Кактус»
Родители
• Карта одаренности А. Савенков.
• Анкета Ф. Татл., Л. Беккер.