оксана анпилова
Индивидуально-дифференцированный подход к физическому воспитанию и развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги! Как вы знаете не по наслышке - Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин:
Как вы знаете не по наслышке - Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин:
Публикация «Индивидуально-дифференцированный подход к физическому воспитанию и развитию дошкольников» размещена в разделах
Одним из основных условий совершенствования физического развития детей, по моему мнению, является изучение их индивидуальных особенностей в разных видах двигательной активности и осуществление на этой основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода. Мониторинг состояния здоровья и физического развития дошкольников в нашем детском саду проводит медицинский работник, с целью распределения детей по группам здоровья с учетом имеющегося диагноза. Выявлением уровня физической подготовленности детей занимается физинструктор т. е. я. Затем вместе, мы формируем списки различных групп детей это: ЧБД, и дети с нарушением осанки и плоскостопием. Все это проводится, для того чтобы, разработать индивидуальный коррекционный маршрут по сохранению и укреплению здоровья каждого дошкольника. С этими детьми я провожу коррекционные и профилактические мероприятия с учетом индивидуальных особенностей каждого нуждающегося ребенка. Занятия проходят в спортивном зале два раза в неделю. За каждым ребенком оздоровительной группы ведется наблюдение. В специально разработанную таблицу заносятся дефекты опорно-двигательного аппарата и некоторые умения и навыки, которые ребенок должен выполнять и улучшать качество выполнения в течение учебного периода. Изменение диагноза или улучшение физических навыков дает возможность выяснить эффективность работы и определить дальнейшие задачи (карта)
В группе с ЧДБ я использую:
•Щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы по физическому воспитанию (ограничиваю или исключаю упражнения, выполняемые в быстром темпе);
упражнения, направленные на развитие дыхательных мышц (надувание шариков, выдох в воду через трубочку и др.);
общеукрепляющие и дыхательные упражнения (с озвученным выдохом и др.);
•оздоровительные игры;
•самомассаж биологически активных точек (БАТ)
В группе с нарушением опорно-двигательного аппарата я использую не только традиционную оздоровительную гимнастику, но и ряд нетрадиционных методик, среди которых:
-коррекционно-развивающий комплекс (в качестве здоровьесберегающих технологий, с целью укрепления опорно-двигательного аппарата, формирования правильной осанки и постановки правильного дыхания, в этом учебном году разработаны новые комплексы;
оздоровительный час, с включением творческого подхода, с целью укрепления организма, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущение свободы и радости (с использованием музыки разных темпов) – это и:
- театр прикосновений, алфавит телодвижений - обеспечивающие комфортные условия, индивидуальные качества, физическое и психическое здоровье ребенка;
- веселая зарядка в стихах, загадках, на тренажерах – вовлечение детей в активную деятельность, направленные на развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств детей;
- физио-гигиенические технологии в форме конкурсов, занятий по валеологии, которые помогают решить задачу осознанного отношения к здоровью и жизни; - закаливание. Это целая система мероприятий, направленных на защиту и приспособления организма к колебаниям внешней среды.
- горизонтальный балет или пластик-шоу – новый стиль работы, оказывающий колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие, где используются элементы акробатики, хореографии, ритмики, художественной гимнастики, аэробики.
- фитбол, т. е. гимнастика на больших мячах – это и коррекция осанки, и улучшение координации движений, и укрепление мышечного корсета;
Нарушением опорно – двигательного аппарата также является плоскостопие – это деформация стопы. Стопа –фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отразиться на осанке ребенка. С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, так же проводится индивидуальная работа. Основное и самое верное средство - специальная гимнастика, укрепляющая мыщцы стопы и голеностопного сустава. В сотрудничестве с массажистом достигается хороший эффект у детей этой группы при сочетании гимнастики с массажем голени и стопы.
Помимо проведения, комплексов по профилактике и коррекции плоскостопия, дополнительно с этими детьми я провожу степ – аэробику – это система упражнений (в основном это ходьба, вызывающая активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающая обменные процессы, и конечно же, укрепление мышц ног. Подготовительная часть – это разогрев организма, подготовка к физ. нагрузке, заключительная часть – упражнение на дыхание и расслабление.
Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, велосипеды, специальные тренажеры).
Второе мое направление это работа с одаренными детьми, которые выявляются, при анализе результатов той же диагностики физической подготовленности. Для этих детей составлены специальные планы. В этих планах предусмотрено проведение групповых и индивидуальных занятий, содействующих, физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении.
Спортивные игры, такие как бадминтон, городки, школа мяча, волейбол, хоккей – любимое занятие группы одаренных детей. Они также с огромным удовольствием посещают секцию под названием: «Школа мяча», организованную в нашем детском саду и работающую по разработанной нами программе. Наши дети уже показывают хорошие результаты, но я уверенна, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не дала бы полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей.
Поэтому я, воспитатели и родители тесно взаимодействуем друг с другом. Я стараюсь регулярно знакомить родителей с результатами диагностик, предоставляю консультации, в «открытые дни» для родителей провожу занятия в спортивном зале, на стадионе. Наши родители с удовольствием принимают самое активное участие в спортивных досугах и праздниках.
Каждый ребенок, находясь в спортивном зале, пребывает в постоянной активности, у него большой интерес к физической культуре, благодаря созданным условиям – это и единая форма, и разнообразные тренажеры и пособия, и желание поиска эффективных средств совершенствования двигательной сферы, беря во внимание интерес и развитие каждого ребенка. Физкультурно-оздоровительная работа в нашем центре является приоритетной формой сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Внедрение инновационных технологий с учетом индивидуальных особенностей ребенка, использование разнообразных форм и средств физического воспитания при оптимальной двигательной активности улучшил динамику развития дошкольников (диаграмма).
Таким образом, дифференцированный подход к детям в зависимости от их индивидуальных возможностей является одним из условий оптимизации воспитательно-образовательного процесса на занятиях физической культуры в детском саду.
В перспективе планирую продолжать развиваться в том же направлении и активно реализовать нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ, так как нетрадиционные занятия увлекают детей своим разнообразием и доступностью.