Екатерина Бондаренко
Индивидуальная работа по дифференциации звуков [Л] — [В]
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, которые чаще всего нарушаются у детей, имеющих нарушения речи.
Публикация «Индивидуальная работа по дифференциации звуков [Л] — [В]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
В процессе развития дифференциации звуков предлагаются задания на имитацию слогов, например при дифференциации Л-В: ла-ва-ла, ва-ла-ла и т. д. Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова, отличающиеся фонетически сходными звуками (воск – лоск).
Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа:
- предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков,
- этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:
1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука с необходимо обратить внимание на его произнесение: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука форма языка напоминает седло, а выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Сравнивается звучание звука с работой мотора самолёта.
2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Например, логопед называет слоги, включающие заданный звук и не имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши, если в слоге слышится заданный звук.
3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. Изучаемый звук необходимо связать с соответствующей буквой. Впервые буква вводится только после узнавания звука в различном звуковом окружении. В этом случае буква связывается не только с изолированно произнесенным звуком, но и с фонемой, которая обобщает различные варианты данного звука, зависящей от положения его в слове. Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно произнесенного звука, что может служить дополнительной трудностью при овладении слитным чтением слогов и слов, а также правильным воспроизведением структуры слова на письме.
4. Для определения звука в слове можно предложить детям следующие задания: поднять букву на заданный звук; отобрать картинки, в названии которых имеется заданный звук; подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук; придумать слова на заданный звук.
5. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.
6. Выделение слова с данным звуком из предложения.
По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.
На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа – различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза.
Цель работы: способствовать развитию фонематического слуха, формирование навыка дифференциации звуков на слух.
Задачи работы:
Коррекционно-образовательные задачи: учить детей дифференцировать звуки «Л», «В» как в устной речи, так и в визуальном обозначении; упражнять в отчетливом произношении звуков (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, скороговорках, поговорках, текстах); упражнять в назывании слогов и слов, в которых слышаться дифференцируемые звуки; учить вычленять из фразы слова, в которых есть тот или иной звуки, отчетливо их произносить. Способствовать развитию навыка анализа и синтеза слов, упражнять в составлении графической схемы слова.
Коррекционно-развивающие задачи: продолжать формировать фонематический слух и восприятие; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи: способствовать формированию учебно-организационных умений и навыков, учебно-интеллектуальных навыков, учебно-информационных умений и навыков, учебно-коммуникативных умений и навыков.
С конспектами индивидуальной работы можно ознакомиться на официальном сайте педагога, перейдя по ссылке: Конспекты индивидуальной работы по дифференциации звуков Л-В
*Только для индивидуального пользования