Екатерина Фомина
Индивидуальная программа семейного чтения для ребенка с ОВЗ в соответствии со структурой дефекта
Девочка, 6 лет, диагноз «ОНР 1 уровня. Моторная алалия». По характеру девочка добрая, не капризничает. Преобладающее настроение – нейтральное. Улыбка появляется на лице редко, мимолетна. Воспитывается в полной семье, но папа работает в другом городе. Мама проводит с ребенком все время. Но не имея специального образования, не может обеспечить ребенку необходимую развивающую речевую среду. Навыки самообслуживания сформированы на элементарном уровне, девочка сама моет руки, но не вытирает полотенцем, одевается и раздевается с помощью взрослого, столовые приборы держит неправильно.
Публикация «Индивидуальная программа семейного чтения для ребенка с ОВЗ в соответствии со структурой дефекта» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Постоянно укладывает куклу спать и гуляет с ней. Моторно неловка. Задания выполняет по шаговой инструкции взрослого и вместе со взрослым. Проявляет интерес к выполняемому заданию, но справляется с выполнением заданий и упражнений только при индивидуальном подходе взрослого. Темп работоспособности низкий, что связано с рассеянным вниманием и очень быстрой утомляемостью. Вызывает затруднение классификация предметов по главному признаку, не выстраивает причинно-следственные связи. Чаще всего, у девочки получается справиться с заданиями, которые не требуют рассуждения или не предполагают ответов. Материал осваивает маленькими порциями и медленно.
Пассивный словарь значительно шире активного. Хорошее понимание обращенной к ней речи не только на бытовом уровне, но и на специально организованных занятиях. Имеющиеся в активном словаре слова: односложные (дай, где, на, двусложные (мама, тетя, пока, осень). Использует существительные и глаголы в форме инфинитива. Речь непонятна: голос тихий, неэмоциональный. Речь смазана.
Часто нуждается в поддержке и похвале со стороны взрослого.
Задачи коррекционного образования.
В области социально-коммуникативного развития: - закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место; Воспитывать культурно-гигиенические навыки (умение пользоваться расчёской, мыть руки и т. д.); совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно вешать вещи; формировать сюжетно-ролевую игру.
В области познавательного развития: учить считать до 5, пользуясь правильными приёмами, соотносить каждое числительное только с одним предметом; формировать представления о порядковом счёте («Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?»).
В области речевого развития: формирование активного словаря (посуда, профессии) доступного пониманию и восприятию; формирование фразовой речи; пересказывать и составлять рассказы по картине и по серии из двух картин.
В области художественно-эстетического развития: закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомимику (зайка весёлый, грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.).
В области физического развития: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Произведения детской литературы и фольклора для решения поставленных коррекционно-развивающих задач.
1)К. И. Чуковский «Федорино горе»
Социально-коммуникативное развитие: закрепление навыков бережного отношения к вещам, обучение использовать их по назначению, ставить на место.
Формы работы: Сюжетно – ролевая игра, беседа.
Познавательное развитие - формирование представлений о порядковом счёте. Формы работы: Интегрированное занятие, дидактическая игра.
Речевое развитие - формирование активного словаря (изучение посуды). Формы работы :Интегрированное занятие, дидактическая и сюжетно-ролевая игра, рассматривание иллюстраций, экскурсия в столовую.
Художественно-эстетическое развитие - развитие эмоционально-образного исполнения сценок, используя мимику и пантомимику (заплакали блюдца, испугалась коза и т. д.).
Формы работы: Сюжетно-ролевая игра, беседа.
Физическое развитие - развитие и совершенствование двигательных умений и навыков детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности (бег, прыжки, подскоки).
Формы работы : игра.
Методические рекомендации: данное произведение научит ребенка бережно относиться к вещам, познакомит с посудой.
Во время прочтения, необходимо осветить такие вопросы, как: Почему от бабушки Федоры сбежала мебель и посуда? Почему посуда и мебель решили вернуться домой? Что нужно посоветовать бабушке Федоре, чтобы такого больше не произошло?
2)К. И. Чуковский «Мойдодыр»
Социально-коммуникативное развитие - Воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие умения самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно вешать вещи.
Формы работы:Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра.
Познавательное развитие - Изучение предметов личной гигиены.
Формы работы: игра.
Речевое развитие - формирование активного словаря (предметы личной гигиены) доступного пониманию и восприятию.
Формы работы:Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, интегрированное занятие, экскурсия в ванную комнату.
Художественно-эстетическое развитие - развитие эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (затрещали щетки, умывальник подбежал танцуя) и сценок, используя мимику и пантомимику. Формы работы:Сюжетно-ролевая игра, экскурсия в ванную комнату.
Физическое развитие - развитие и совершенствование двигательных умений и навыков детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Формы работы: игра.
Методические рекомендации: произведение К. И. Чуковского «Мойдодыр» напоминает ребенку о необходимости следить за своей опрятностью, опрятностью дома и всего окружающего мира. Учит ребенка опрятности. Помогает взрослым решить эту проблему со своими детьми (с меньшими назиданиями и потерями, без обид и ссор).
Во время прочтения нужно осветить такие вопросы, как :Как ты думаешь, убежали бы от мальчика его одежда, тетрадки, самовар, если бы он умывался каждый день? Почему нужно умываться каждый день?
3) Пётр Вакс «Сказка о непослушной одежде».
Социально-коммуникативное развитие - совершенствование умения самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно вешать вещи.
Формы работы:Мастер класс «Учимся сворачивать футболку», беседа.
Познавательное развитие - Изучение предметов одежды; обучение застегивать одежду на молнию, пуговицы; завязывание узлов.
Формы работы:игра
Методические рекомендации: данное произведение научит ребенка бережно относиться к вещам. Во время прочтения данного произведения, нужно обсудить с ребенком, как правильно складывать одежду.
4)Марк А. «Посчитаем пальчики».
Познавательное развитие - учимся считать до 5.
Формы работы: Игра, разминка.
Методические рекомендации: После прочтения стихотворения, посчитайте с ребенком пальчики на другой руке. Спросите, понравилось ли ему считать. Если нет, то почему. Если да, то выучите наизусть стихотворение, как игру, и повторяйте по несколько раз в день. Так ребенок быстрее запомнит счет до 5.
5) Потешка «Раз, два, три, четыре, пять»
Физическое развитие - развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Формы работы: Игра, эстафеты.
Методические рекомендации: Перед тем как провести разминку, прочитайте внимательно потешку, спросите ребенка, все ли он понял. Что нужно делать ручками и ножками во время разминки. Пусть ребенок сам придумает движения, которые будет делать во время чтения потешки.
6) Раннева Е. «Ира любит рисовать»
Социально-коммуникативное развитие - Закрепляем навыки бережного отношения к вещам, учим использовать их по назначению.
Формы работы: Игра, беседа.
Познавательное развитие - Учим ребенка, где можно рисовать красками, а где нельзя.
Формы работы: беседа.
Речевое развитие - Повторение знакомых слов.
Формы работы: Чтение стихотворения.
Художественно-эстетическое развитие -Учимся рисовать красками, держать кисть в руке.
Формы работы: Занятие по рисованию.
Методические рекомендации: Обсудите с ребенком, где можно рисовать красками, что для этого нужно рабочее место. Обсудите вопросы: Что Иринка сделала неправильно? Почему мама восклицает «Ах!», ей очень нравятся цветы на блузке?
7)Стихотворение «Вот какие пальчики!»
Социально-коммуникативное развитие -Обучение сюжетно-ролевой игре; воспитание культурно-гигиенических навыков.
Формы работы: Игра, беседа.
Познавательное развитие - Закрепляем счет от 1 до 5.
Формы работы: Пальчиковая гимнастика.
Методические рекомендации: После прочтения рассказа, обсудите с ребенком такие темы: какие дела были у твоих пальчиков сегодня; сколько раз ты мыл руки; чем можно мыть руки.
8) Рассказ А. Н. Толстого «Зима».
Социально-коммуникативное развитие -Учимся пересказывать текст. Формы работы: Пересказ по картинкам, беседа.
Познавательное развитие -Как зимуют птицы и животные.
Формы работы: Беседа, просмотр мультфильма.
Речевое развитие- Расширяем активный словарь.
Формы работы: Пересказ, заучивание новых слов.
Методические рекомендации: Посмотрите дополнительно фильм о том, как зимуют животные. Спросите ребенка, в какие игры можно играть зимой. Чем мы можем помочь животным зимой.
9)М. Пляцковский «Все могу я сосчитать»
Познавательное развитие- Знакомство с исчисляемыми и неисчисляемыми предметами.
Формы работы: Закрепляем навыки счета до 5;Игра.
Методические рекомендации: Покажите ребенку на примере, что можно посчитать, а что нет.
10)Стихотворение с движениями «Солнышко»
Речевое развитие -формирование фразовой речи.
Формы работы: Игра «доскажи слово».
Физическое развитие - Развитие физических навыков.
Формы работы: игра.
Методические рекомендации: Повторяйте данное стихотворение по несколько раз в день, чтобы ребенок постепенно договаривал не одно слово, а фразу. После того как ребенок выучит все стихотворение, переходите к другому.
Формы обратной связи
Анкета.
Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.
Ваши Ф. И. О. ___
Ф. И. ребёнка ___
1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?
• несколько книжных полок;
• книжный шкаф;
• стеллажи с книгами;
• другое.
2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
• да;
• нет.
3. Часто ли вы читаете ребенку книги?
• каждый день;
• каждый вечер перед сном;
• когда попросит;
• иногда.
4. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете?
• периодическую литературу (журналы, газеты,
• познавательную литературу,
• художественную литературу,
• нет
5. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?
• сказки;
• стихи;
• литературу о природе;
• энциклопедии, книги познавательного содержания;
• нет определенных предпочтений.
6. Как вы выбираете книгу для чтения малышу?
• по просьбе ребенка;
• случайно;
• другое
7. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?
• мать;
• отец;
• другие члены семьи (указать кто) ___
• все вместе
8. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
• да;
• нет;
• иногда.
9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
• да;
• нет;
• не знаю.
10. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?
• в дошкольном возрасте;
• в школе;
• затрудняюсь ответить.
11. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?
• да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;
• когда как;
• нет, книгу ничто не заменит.
12. Что даёт современному ребёнку чтение книг?
• способствует интеллектуальному развитию ребёнка;
• способствует познанию мира;
• развивает память, мышление;
• совместное общение со взрослым;
Автор: учитель-дефектолог Захаркина Е. А.
«Копирование без указания источника запрещено»