Папки-передвижки

Индивидуальная программа самообразования педагога

Юната Трушечкина
Индивидуальная программа самообразования педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Тема самообразования представляет информацию, которая может быть интересна педагогам, применяющим в своей практике современные направления в области экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста. Содержание программы реализуется в таких видах детской деятельности, как игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы, конструирование из природного материала. Экологическое развитие осуществляется в процессе освоения детьми всех образовательных областей.

Основой перспективного и календарного планирования в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, что позволяет организовать освоение ребенком материала во всех образовательных областях.

Содержание плана работы предусматривает использование педагогом разнообразных методов: наглядных (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов); словесных (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов); практических (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе).

Наряду, с традиционными методами программа предусматривает следующие современные методы: метод наглядного моделирования, на занятиях и обобщающих беседах применяются приемы мемотехники- мнемотаблицы и коллажи.

Содержание перспективного плана реализуется в следующих направлениях:

- образовательная деятельность

- совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах

- самостоятельная деятельность детей в центрах детской активности.

- совместная деятельность родителей и детей.

В плане самообразования представлены, конспекты занятий по экологии, правила поведения в природе, педагогический проект.

Исходя из этого, определены цели и задачи работы по данному направлению, описана организация и методы исследования для определения эффективности проведенной работы.

Ресурсное обеспечение:

1) кадровое: воспитатели групп

2) техническое: фотоаппарат, компьютер, экран для просмотра презентаций, видеофильмов

3) информационно-методическое: литература по теме самообразования, информация интернета, инструктаж правила поведения в природе.

4) материалы и оборудование: уголок природы, уголок экспериментирования, книжный уголок, уголок художественного творчества, книги и иллюстрации, фотографии и т. п.

Актуальность

Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходимо, но при этом, ничего не давая ей взамен.

Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что человек перестал «чувствовать» природу и контактировать с ней. Природа стала для человека отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием. Поэтому, напряженная экологическая обстановка требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире, как о среде, которая, предоставляет живым существам разнообразные условия для удовлетворения потребностей, но при этом является средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

Все сказанное выше диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном организации соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства, и где он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подразумевает важность того, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, много видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы.

Краеведческий материал имеет большое значение в плане расширения кругозора дошкольников, развития их интеллектуального потенциала, поскольку именно среда, в которой живут дети и с которой они постоянно общаются, вызывает живой эмоциональный отклик у ребенка и выступает основным источником впечатлений об окружающей действительности. И только на основе прочных, фундаментальных представлений о ближайшем окружении мы можем сформировать у детей систему знаний о мире в целом.

Индивидуальная тема самообразования:

«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Тема самообразования согласована с образовательной программой дошкольного образования МКДОУ №16 «Солнышко».

Реализуется в процессе образовательной деятельности, в совместной деятельности с детьми, в самостоятельной деятельности детей. Данная работа осуществляется в течение всего года, соответствует комплексно-тематическому планированию и не требует дополнительного времени в общем режиме учреждения.

Одним из несомненных достоинств образовательной деятельности по экологическому воспитанию через ознакомление с природой родного края с детьми старшего дошкольного возраста является интеграция предметных образовательных областей и реализуется в таких видах детской деятельности, как игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из природного материала. Экологическое развитие осуществляется в процессе освоения детьми всех образовательных областей. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют.

Цели и задачи

Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности педагога в процессе создания условий для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;

Систематизировать и углубить знания детей о живой и неживой природе;

Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края, формировать представления об экологических проблемах;

Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;

Развивать умение понимать причинно следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ;

Формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека;

Воспитывать этические и эстетические чувства, развитие эмоций средствами природы;

Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста;

Формирование доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на детей – от 5 до 7 лет. Реализуется в течение учебного года в процессе образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с детьми согласно комплексно-тематическому планированию. В соответствии с нормами СанПин продолжительность занятий для детей 5-6 лет составляет 25 минут, 6-7лет – 30 минут.

Этапы реализации программы

№ Этапы Содержание работы Практическая деятельность Сроки

1.

1 этап

Диагностический

Самообразование педагога по теме - изучение специальной литературы;

- разработка плана по самообразованию: определение цели, задач, содержание, прогнозирование результата.

- составление перспективного плана для работы с детьми Сентябрь

2022

Работа с родителями, - консультации для родителей, индивидуальные беседы;

- проведение диагностики уровня знаний, умений и навыков детей по разделу

«Экологическое воспитание: мир природы и ребенок»

- инструктажи «Правила безопасности во время работы в уголке природы», «Правила безопасности во время работы в уголке экспериментирования», «Правила безопасности во время работы в уголке изобразительной деятельности»,

- знакомство с правилами поведения в природе

-совместная деятельность с детьми по плану Октябрь 2022 года года

Достигнутый результат: подобрана методическая литература, составлен план работы с детьми, проведен мониторинг детей. Дети познакомились с правилами поведения в природе и уголках совместной и самостоятельной деятельности. Мониторинг показал, что у 69% детей навык умений и навыков детей по разделу «Экологическое воспитание: мир природы и ребенок» находится в стадии формирования, у 31% детей навык сформирован знаний, умений и навыков детей по разделу «Экологическое воспитание: мир природы и ребенок»

Проблемы: нет разработанного полного мониторинга по экологическому воспитанию.

Рекомендации: При подборе методической литературы и наглядных пособий учитывать возрастные особенности детей, особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; ясность композиции.

2 2 этап

Практический

Реализация системы работы по экологическому воспитанию детей через ознакомление с природой родного края - проведение занятий для дошкольников;

- взаимодействие с родителями (совместные мероприятия, открытые занятия);

- разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей; С ноября 2022 года по апрель 2024года

Достигнутый результат: перспективный план реализован, пополнилась предметно развивающая среда макетом «Ладожское озеро», «Река Свирь», созданы альбомы «Красная книга Ленинградской области» и т. д. Дети с большим интересом включились в процесс изучения нового и одновременно так хорошо им знакомого. Родители приняли активное участие в выставках, конкурсах, акциях: «Кормушка для пичужки», «Птицы Ленинградской области», и т. д. получили рекомендации по чтению художественной литературы для детей. Был реализован педагогический проект «Ладожское озеро- богатство нашего края». Дети активно участвовали в интернет конкурсах.

Проблемы: Проработка каждой темы требует тщательной подготовки со стороны воспитателя. Существующий материал требует переработки на местный компонент (родного края). В связи с возрастом детей нет возможности провести экскурсии и наблюдения на объектах.

Рекомендации: Активно привлекать родителей к совместной деятельности с детьми по теме экологического воспитания.

3 3 этап

Обобщающий

Выявление эффективности части реализованной программы

проведение мониторинга

- выступление с представлением педагогического проекта «Ладожское озеро- богатство нашего края».

на итоговом педагогическом совете

- показ открытого занятия для коллег детского сада и педагогов районного методического объединения «Ладожское озеро- богатство нашего края», «Лес- наше богатство», «Река Свирь»

- взаимодействие с родителями (совместные мероприятия, открытые занятия)

- разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей;

Май

2024г.

Достигнутый результат: Знания детей о живой и неживой природе систематизированы; расширен кругозор детей на основе знакомства с природой родного края, сформированы представления об экологических проблемах. У детей сформированы представления о ценности природы и правилах поведения в ней. Дети понимают причинно следственные связи, взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; имеют представление о многообразие живых организмов и их сообществ. Мониторинг педагогического процесса знаний, умений и навыков детей по разделу «Экологическое воспитание: мир природы и ребенок» в конце года показал, что у 0% детей навык находится в стадии формирования, у 100% детей навык сформирован в возрастной норме.

На данном этапе проблем не выявлено

Рекомендации: подбор тем с учетом интересов детей

4 4 этап

Внедренческий Использование опыта, полученного в процессе самообразования

Распространение опыта Публикация конспектов занятий на международном образовательном портале Маам: «Ладожское озеро- богатство нашего края», «Лес- наше богатство», «Река Свирь- наше богатство», педагогический проект «Ладожское озеро- богатство нашего края»

Участие в Форуме педагогических идей и инновационных практик Май 2024

Достигнутый результат: реализация программы самообразования позволила мне повысить педагогическую компетентность в вопросах Экологического воспитания через ознакомление с природой родного края. Имеются публикации на педагогическом портале Маам.

Проблемы: отсутствие очных конкурсов для воспитанников экологической направленности

Рекомендации: продолжить работу в данном направлении и в других возрастных группах

Перспективное планирование программы «Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомлении с природой родного края»

2022-2023 учебный год

Месяц

Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Подбор, изучение и анализ методической литературы по теме. Мониторинг.

Октябрь Осень. Изменения в природе.

Цель: Формировать умения замечать сезонные изменения, определять характер погоды.

«Как заполнять календарь»

«Сбор листьев с деревьев и кустарников для засушивания»

Составление гербария

Цель: создание пособия «Деревья и кустарники нашего города»

Рекомендации для чтения художественной литературы дома: рассказы В. Бианки «Прощальная песенка», «Готовятся к зиме».

Консультация для родителей «Задачи экологического воспитания ребенка в семье»

Ноябрь

«Птицы Ленинградской области»

Цель. Способствовать обобщению имеющихся представлений у детей о птицах, обитающих в области.

Дидактические игры «Узнай птицу по силуэту», «Птицы нашего края».

Составление рассказов по опорным схемам:

«Кто живет в лесу?»

Рисование «Такие разные птицы» - расширять знания детей о птицах, учить рисовать птиц поэтапно, используя схему.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц» Привлечь родителей к участию в акции «Кормушка для пичужки».

Выставка рисунков «Птицы Ленинградской области»

Ноябрь

«Животные Ленинградской области»

Цель. Уточнять, расширять и обобщать знания о животных.

Дидактические игры: «Животные нашего края»

Разгадывание загадок о животных родного края.

Как зимуют дикие животные Цель: Формировать представление о том, как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимних условиях Просмотр видео «Жизнь леса».

Цель. Учить видеть и понимать красоту живой

природы родного края. Консультация:

«Прививаем детям любовь к родному краю»

Декабрь

Беседы на темы «Хвойные деревья», «Где растения любят жить?», «Путешествие растений».

Цель: уточнение представлений о хвойных деревьях, воспитание бережного отношения к ним.

Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Нижне–Свирского заповедника, растениях занесенных в Красную книгу.

Экскурсия по территории детского сада.

Цикл наблюдений за елью, растущей на территории детского сада

Чтение сказки С. Михалкова «Елочка» Рассматривание деревьев и кустарников во время прогулки

Участие в выставке «Елочка красавица, ты в лесу живи!»

Январь

Водоемы. Реки и озера. Зима

Рассматривание фотографий и иллюстраций рек, озер Ленинградской области.

Экскурсия на «Свирь»

Начало чтения книги В. Бианки «Синичкин календарь» Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком»

Февраль

«Ладожское озеро богатство нашего края»

Составления рассказов о рыбах.

Рассматривание иллюстраций о Ладожском озере, о рыбах, ладожской нерпе.

Экспериментирование с водой

Наблюдение за рыбами в аквариуме

Цель: расширение представлений о водных обитателях, их приспособленности к жизни в воде. Организация фотовыставки «Я на Ладоге»

Март

Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели. Беседа: «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи». Дидактические игры «Сравни и найди», «Бывает – не бывает». Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Весна», Ф. Тютчев «Весенние воды» Рассматривание картин И. Левитана «Март», И. Грабарь «Февральская лазурь».

Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада. Обобщающая беседа с использованием схем, моделей. «Строим гнёзда». Дидактическая игра «Попрыгунчики-воробышки» Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домики», И. Поленов «Синичкины кладовки»

Апрель

«Простые и ценные камни в природе»

Цель: Развивать у детей интерес к камням, сенсорное ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности (крепкий, гладкий, неровный, тяжелый и др.) Выставка «Коллекция камней»

Май

Беседы на темы: «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека», «Забавные истории о добрых животных», «Домашние животные».

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Художественное творчество: рисование «Пушистое животное»; «Мой любимый домашний питомец»,

Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях Ленинградской области

Загадывание загадок о весне Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы)

Мастер- класс для родителей «Необычные вещи из природного материала»

Июнь

Наблюдение за растениями на участке. Беседа: «Цветы на участке» (сравнительный рассказ о одуванчике). Эстафета-игра «Собери цветок». Игра-имитация «Собери нектар с цветов». Дидактическая игра «Отгадайте: «Почему?». Чтение художественной литературы: Н. Павлова «Хитрый одуванчик», Т. Белозёров «Одуванчик»

Наблюдение за появлением перелетных птиц (трясогузка, стриж). Послушать пение птиц. Беседа с детьми о воробье, дятле, голубе. Подвижные игры «Совушка», «Перелет птиц», «Коршун и наседка». Чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Берегите природу» Буклет «Использование лекарственных растений при лечении частоболеющих детей»

Июль Насекомые

Уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»;

Уточнить особенности внешнего вида насекомых;

Закрепить знания о цикле развития насекомых, способе питания, образе жизни, краске в соответствии с местом обитаний, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы;

Заложить основы экологического воспитания;

Вызвать удовольствие от общения с природой.

Наблюдение за насекомыми на участке. Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича».

Составление книжек-малышек

Август

Экологическая игра «Разрешается – запрещается».

Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе. Фотовыставка «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче)

Анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье»

Перспективное планирование программы «Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомлении с природой родного края»

2023-2024 учебный год

Месяц

Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Подбор, изучение и анализ методической литературы по теме. Мониторинг.

Октябрь

Лес наше богатство. (Деревья, кусты, грибы, ягоды, животные.)

Как растения готовятся к зиме.

Цель: формировать у детей представления о состоянии растений осенью, о плодах и семенах определенных деревьев, кустов, травянистых растений, показать способы приспособления семян к распространению.

«Лес- это живой организм. Этажи леса»

Цель: формировать у детей понятие «этажи леса»

«Пищевые цепочки в лесу»

Цель: Закреплять знания детей о взаимосвязях в экосистеме «лес». Формировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. развивать умение выстраивать пищевые цепочки в лесу.

Создание макета «Лес и его обитатели» Экскурсия в парк

Чтение художественной литературы М. Л. Михайлов «Лесные хоромы», Л. Н. Толстой «Дуб и орешник», К. Д. Ушинский «История одной яблоньки».

Ноябрь

«Похвала болотам» Формировать у детей представления о болоте, как о неотъемлемой части нашей жизни.

Закрепить знания детей об экосистеме «болото» о правилах поведения на болоте

Образ болота и их обитателей.

Болото-это дом для зверей и пернатых и гостиница для перелетных птиц.

Привлечь родителей к участию в акции «Кормушка для пичужки»

Декабрь

«Коренные жители Ленинградской области».

Цель: Знакомство детей с культурой и традициями коренных народов Ленинградской области.

«Национальные узоры водь, ижоров, вепсов»

Цель. Расширить представления детей, о жителях области.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Знакомство с подвижными играми коренных народов.

Просмотр видео «Русские» из серии "Народы Ленинградской области" Экскурсия в Лодейнопольский историко-краеведческий музей.

Январь

Любим – значит бережём

11 января – День заповедников

Цель: Познакомить детей с природоохранной территорией родного края, дать представление о природоохранной деятельности людей.

Просмотр фильма «Нижне-Свирский

государственный природный заповедник».

Дидактическая игра «Кто есть, кто?»; «Чьи следы»

Дидактические игры:

«Чей детеныш потерялся?»

«Что было бы, если бы из леса исчезли…»,

«Какого растения не стало»,

«С чем нельзя ходить в лес»,

Создание макета «Заповедник» Составление «Красной книги Ленинградской области»

Февраль

«Река Свирь»

Экскурсия на Свирь

Загадывание загадок о рыбах.

Рассматривание воды родниковой и речной.

Правила поведения у водоема

Итоговое занятие «Свирь –богатство нашего края» Составление макета река «Свирь» Экскурсия на Свирь. Составление Фотоальбома «Я на реке Свирь»

Март

Насекомые и пауки Наблюдение за живой и неживой природой. Экскурсии по экологической тропе детского сада. Рассматривание репродукций художников о весне

Беседа об весне. Дидактические игры

«Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото». Рассматривание деревьев и кустарников во время прогулки

Апрель

Для чего растениям нужны семена. Первоцветы

Беседа: «Первые цветы на участке» (сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике).

Эстафета-игра «Собери цветок».

Игра-имитация

«Собери нектар с цветов».

Дидактическая игра «Отгадайте: «Почему?».

Чтение художественной литературы:

Н. Павлова «Хитрый одуванчик»,

Т. Белозёров «Одуванчик», экологических сказок.

Посадка цветов на рассаду Посадка дома семян и наблюдение за изменениями.

Беседы по дороге домой об изменениях в природе.

Май

Мониторинг

«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"

Цель: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе)

Беседа «Помогите природе». Ознакомление детей со свойствами пластмассы.

Зеленый патруль «Чистый участок детского сада». Ознакомление детей со свойствами металлических предметов.

Экспериментальная деятельность «Рассортируем мусор», «Мусор в земле».

Изготовление новой бумаги. Оформление выставки поделок из бросового материала: «Вторая жизнь мусора».

Июнь

Наблюдение за растениями на участке. Беседа: «Цветы на участке» (сравнительный рассказ о одуванчике Фотовыставка цветущих растений, цветов выращенных на дачах.

Июль Наблюдение за живой и неживой природой. Экскурсии по экологической тропе детского сада. Рассматривание репродукций художников о лете.

Беседа о лете. Дидактические игры

«Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото». Наблюдения за изменениями в природе, за природными явлениями.

Август

Экологические игры и наблюдения Консультация для родителей «Экологические игры с ребенком»

Ожидаемые результаты

• Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;

• Знания детей о живой и неживой природе систематизированы;

• Расширен кругозор детей на основе знакомства с природой родного края, сформированы представления об экологических проблемах;

• У детей сформированы представления о ценности природы и правилах поведения в ней;

• Дети понимают причинно следственные связи, взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; имеют представление о многообразие живых организмов и их сообществ;

• Сформировано представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека;

• Сформированы познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста;

• Сформировано доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.

Оценка эффективности

Диагностика педагогического процесса знаний, умений и навыков детей по разделу «Экологическое воспитание: мир природы и ребенок»

Отслеживание результатов деятельности проводилось на основе критериев, разработанных в соответствии с методическими рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников Каменевой Л. А., Кондратьевой Н. Н., Маневцовой Л. М., Терентьевой Е. Ф. "Мир природы и ребенок", с целью диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, повышения результативности качества образования и определения эффективности педагогического проекта. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по разделу «Экологическое воспитание: мир природы и ребенок

Публикации по теме:

Индивидуальная беседа с ребенком «Мотивы наших поступков» Беседа «Мотивы наших поступков» Цель: Учить осознавать собственные поступки, их влияние на других. Пословицы: «Задним умом дела не поправишь»,.

Аппликация фольгой. Индивидуальная работа с детьмиАппликация фольгой. Индивидуальная работа с детьми Приоритетным в моей работе является художественно-эстетическое развитие детей. Уделяю этому направлению большое внимание. И конечно, как.

Беседа по картинке «Зайкин огород». Индивидуальная работаБеседа по картинке «Зайкин огород». Индивидуальная работа Беседа по картинке «Зайкин огород». Индивидуальная работа. Цель: воспитывать интерес к рассматриванию картинок, развивать диалогическую.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Индивидуальная программа самообразования педагога
Опубликовано: 18 декабря 2024 в 10:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальная программа самообразования педагога» (включая файлы) размещена пользователем Юната Трушечкина (УИ 166385) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД